Сочинения в трех томах. Том 1. Стихотворения
как
что-то чернеющей веткой,
Виноградной оброненной веткой ползет.
А вокруг города, точно
горсть виноградин,
Это — Бусса, и Гомба, и
царь Тимбукту,
Самый звук этих слов мне, как
солнце, отраден,
Точно бой барабанов, он будит мечту.
Но не верю, не верю я, справлюсь по книге,
Ведь должна же
граница и тупости
быть!
Да, написано Нигер… О,
царственный Нигер,
Вот как
люди посмели тебя
оскорбить!
Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не
видать берегов.
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого
чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.
Я тебе, о мой Нигер, готовлю другую,
Небывалую карту, отраду для
глаз,
Я широкою лентой парчу золотую
Положу на
зелёный и
нежный атлас.
Снизу
слева кровавые лягут рубины,
Это —
край металлических странных богов.
Кто зарыл их в угрюмых ущельях Бенины
Меж слоновьих клыков и людских черепов?
Дальше справа, где рощи густые Сокото,
На
атлас положу я
большой изумруд,
Здесь богаты деревни, привольна
охота,
Здесь свободные
люди, как птицы поют.
Дальше бледный опал, прихотливо мерцая
Затаенным в нем красным и синим огнем,
Мне так сладко напомнит равнины Сонгаи
И султана сонгайского глиняный дом.
И жемчужиной дивной,
конечно, означен
Будет город сияющих крыш, Тимбукту,
Над которым и
коршун кричит, озадачен,
Видя в
сердце пустыни мимозы в цвету,
Видя девушек смуглых и гибких, как лозы,
Чье дыханье пьяней бальзамических смол,
И фонтаны в садах и кровавые розы,
Что венчают вождей поэтических школ.
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим
поройСны, которым
найти не умеем названья,
Это
ветер приносит их, Африка,
твой!
Огненный столпПамять («Только змеи сбрасывают кожи…»)
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только
сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший
дождь.
Дерево да рыжая
собака,
Вот кого он взял
себе в друзья,
Память,
Память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.
И
второй… Любил он
ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что
жизнь — его
подруга,
Коврик под его ногами — мир.
Он
совсем не нравится мне, это
Он хотел
стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой
молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и
стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
Высока была его
палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как
вино, впивал он
воздух сладкийБелому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это, или кто
другойПроменял веселую свободу
На
священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон
тревожный,
бесконечный путь,
Но
святой Георгий тронул
дваждыПулею нетронутую
грудь.
Я —
угрюмый и
упрямый зодчийХрама, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены нового Иерусалима
На полях моей
родной страны.
И
тогда повеет
ветер странный —
И прольется с неба
страшный свет,
Это
Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв
лицо: но всё пойму,
Видя льва, стремящегося
следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я… Но разве кто поможет, —
Чтоб моя
душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
Лес
В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы,
Из земли за корнем
корень выходил,
Точно руки обитателей могил.
Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.
Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,
И разбойник не гнездился
здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал
монах.
Только раз
отсюда в
вечер грозовой
Вышла
женщина с кошачьей головой,
Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,
И скончалась тихой смертью на
зареПеред тем как дал причастье ей кюрэ.
Это
было, это
было в те года,
От которых не осталось и следа,
Это
было, это
было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои
Косы, кольца огневеющей змеи,
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная
бирюза.
Может быть, тот лес —
душа твоя,
Может быть, тот лес —
любовь моя,
Или
может быть, когда умрем,
Мы в тот лес направимся вдвоем.
СловоВ
оный день, когда над миром новым
Бог склонял
лицо Свое,
тогдаСолнце останавливали
словом,
Словом разрушали города.
И
орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как
домашний,
подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное
число передает.
Патриарх седой,
себе под руку
Покоривший и
добро и зло,
Не решаясь
обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил
число.
Но забыли мы, что осиянно
Только
слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что
слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Душа и
телоI
Над городом плывет ночная
тишьИ
каждый шорох делается глуше,
А ты,
душа, ты
всё-таки молчишь,
Помилуй, Боже, мраморные души.
И отвечала мне
душа моя,
Как будто арфы дальние пропели:
—
Зачем открыла я для бытия
Глаза в презренном человечьем теле?
— Безумная, я бросила мой дом,
К иному устремясь великолепью.
И шар
земной мне сделался ядром,
К какому
каторжник прикован цепью.
— Ах, я возненавидела
любовь,
Болезнь, которой все у вас подвластны,
Которая туманит
вновь и
вновьМир мне
чужой, но
стройный и
прекрасный.
— И если что еще меня роднит
С былым, мерцающим в планетном хоре,
То это
горе, мой надежный щит,
Холодное презрительное
горе. —
II
Закат из золотого стал как
медь,
Покрылись облака зеленой ржою,
И телу я сказал
тогда: — Ответь
На всё провозглашенное душою. —
И
тело мне ответило мое,
Простое
тело, но с горячей кровью:
— Не знаю я, что значит
бытие,
Хотя и знаю, что зовут любовью.
— Люблю в соленой
плескаться волне,
Прислушиваться к крикам ястребиным,
Люблю на необъезженном коне
Нестись по лугу, пахнущему тмином.
И женщину люблю… Когда глаза
Ее потупленные я целую,
Я пьяно, будто близится
гроза,
Иль будто пью я воду ключевую.
— Но я за всё, что взяло и хочу,
За все печали, радости и
бредни,
Как подобает мужу, заплачу
Непоправимой гибелью последней.
III
Когда же
слово Бога с высоты
Большой Медведицею заблестело,
С вопросом, — кто же, вопрошатель, ты? —
Душа предстала
предо мной и
тело.
На них я взоры медленно вознес
И милостиво дерзостным ответил:
— Скажите мне, ужель разумен пес
Который воет, если
месяц светел?
—
Ужели вам
допрашивать меня,
Меня, кому единое мгновенье
Весь срок от первого земного дня
До огненного светопреставленья?
— Меня, кто, словно
древо Игдразиль,
Пророс главою
семью семь вселенных,
И для очей которого, как
пыль,
Поля земные и поля блаженных?
— Я тот, кто спит, и кроет
глубинаЕго невыразимое прозванье:
А вы, вы только
слабый отсвет сна,
Бегущего на дне его сознанья!
Канцона («Закричал громогласно…»)
Закричал громогласно
В сине-черную сонь
На дворе моем
красныйИ
пернатый огонь.
Ветер милый и
вольный,
Прилетевший с луны,
Хлещет дерзко и
больноПо щекам тишины.
И, вступая на кручи,
Молодая
заряКормит жадные тучи
Ячменем янтаря.
В
этот час я родился,
В
этот час и умру,
И
зато мне не снился
Путь,
ведущий к добру.
И
уста мои рады
Целовать лишь одну,
Ту, с которой не
надоУлетать в вышину.
Канцона («И
совсем не в мире мы, а
где-то…»)
И
совсем не в мире мы, а
где-тоНа задворках мира
средь теней,
Сонно перелистывает
летоСиние страницы ясных дней.
Маятник старательный и
грубый,
Времени непризнанный
жених,
Заговорщицам секундам рубит
Головы хорошенькие их.
Так пыльна
здесь каждая
дорога,
Каждый куст так хочет
быть сухим,
Что не приведет единорога
Под уздцы к нам
белый серафим.
И в твоей лишь сокровенной грусти,
Милая,
есть огненный дурман,
Что в проклятом этом захолустьи
Точно
ветер из далеких стран.
Там, где всё сверканье, всё движенье,
Пенье всё, — мы там с тобой живем.
Здесь же только наше отраженье
Полонил гниющий водоем.
Подражанье персидскому
Из-за слов твоих, как соловьи,
Из-за слов твоих, как жемчуга,
Звери дикие — слова мои,
Шерсть на них, клыки у них, рога.
Я ведь безумным стал, красавица.
Ради щек твоих, ширазских роз,
Краску щек моих утратил я,
Ради золотых твоих
волосЗолото мое рассыпал я.
Нагим и голым стал, красавица.
Для
того,
чтоб посмотреть хоть раз,
Бирюза —
твой взор, или берилл,
Семь ночей не закрывал я
глаз,
От дверей твоих не отходил.
С глазами полными крови стал, красавица.
Оттого что
дома ты
всегда,
Я не выхожу из кабака,
Оттого что честью ты горда,
Тянется к ножу моя
рука.
Площадным негодяем стал, красавица.
Если
солнце есть и вечен Бог,
То перешагнешь ты мой
порог.
Персидская
миниатюраКогда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня
ТворецПерсидскою миниатюрой.
И
небо, точно
бирюза,
И
принц, поднявший
еле-елеМиндалевидные глаза
На взлет девических качелей.
С копьем окровавленным шах,
Стремящийся тропой неверной
На киноварных высотах
За улетающею серной.
И ни во сне, ни на яву
Невиданные туберозы,
И сладким
вечером в траву
Уже наклоненные лозы.
А на обратной стороне,
Как облака Тибета чистой,
Носить отрадно
будет мне
Значок великого артиста.
Благоухающий
старик,
Негоциант или
придворный,
Взглянув, меня полюбит
вмигЛюбовью острой и упорной.
Его однообразных дней
Звездой я буду путеводной,
Вино, любовниц и друзей
Я заменю поочередно.
И вот когда я утолю,
Без упоенья, без страданья,
Старинную мечту мою
Будить повсюду обожанье.
Шестое
чувствоПрекрасно в нас влюбленное
виноИ
добрый хлеб, что в
печь для нас садится,
И
женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам
насладиться.
Но что нам
делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где
тишина и
неземной покой,
Что
делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни
выпить, ни
поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но
опятьОсуждены
идти всё мимо, мимо.
Как
мальчик, игры позабыв свои,
Следит
порой за девичьим купаньем
И,
ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как
некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так, век за веком — скоро ли,
Господь? —
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает
плоть,
Рождая
орган для шестого чувства.
СлонёнокМоя
любовь к тебе
сейчас —
слонёнок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных,
Он
может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахару или конфету.
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
Он сделается посмеяньем черни,
Чтоб в нос ему пускали дым сигары
Приказчики под
хохот мидинеток.
Не думай, милая, что
день настанет,
Когда, взбесившись, разорвет он цепи
И побежит по улицам и
будет,
Как
автобус,
давить людей вопящих.
Нет, пусть тебе приснится он под
утроВ парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот,
Великолепный, что
когда-тоНес к трепетному Риму Ганнибала.
Заблудившийся
трамвайШел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел
трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите,
вагоновожатый,
Остановите
сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили
сквозь рощу пальм,
Через Неву,
через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед
пытливый взглядНищий старик, —
конечно тот
самый,
Что умер в Бейруте год
назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в
ответ:
Видишь
вокзал, на котором
можноВ Индию Духа
купить билет?
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и
вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как
вымя,
Голову срезал
палач и мне,
Она лежала
вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке