Итальянское путешествие
умел
описать единственно правдивую линию, выбранную тем или иным художником. Обучая меня, он дает мне то,
чего ни
один человек не мог бы
дать, его
отсутствие будет для меня невозместимо. Вблизи от него я надеюсь с течением времени
подняться в рисовании еще на одну
ступень, о которой пока что и
помыслить не смею. Все, чему я учился в Германии, что предпринимал и думал, относится к его руководительству так же, как
кора дерева к его плоду. Нет у меня слов
выразить то смиренное, но и бодрое
блаженство, с каким я начал теперь
смотреть на произведения искусства. Дух мой достаточно расширился, чтобы их постигнуть.
Из рассказа
…В окрестностях Рима, неподалеку от Тибра, стоит небольшая
церковь, называемая «У трех источников»; по преданию, эти источники забили из земли, на которую текла
кровь святого Павла во
время усекновения его главы, и бьют еще и
доныне.
Церковь стоит в низине, и
конечно же забранные в трубы источники, находящиеся внутри, еще приумножают дымку сырости.
Почти лишенная украшений и,
можно сказать, запущенная, – ибо
уборка там производится лишь
перед редкими богослужениями,
плесень же все равно остается, – она
между тем дивно украшена изображениями Христа и всех апостолов на колоннах центрального нефа, исполненных в красках в натуральную величину по рисункам Рафаэля.
Несравненный этот гений однажды уже изобразил сих благочестивых мужей всех
вместе и в одинаковых одеяниях. На
этот раз, когда они существуют как бы по отдельности, он каждому придал особые отличия, подчеркнув, что
сейчас апостол уже не в свите господа; после вознесения господня он предоставлен самому
себе, и ему предстоит
жить,
действовать и
страдать лишь соответственно своему характеру.
Дабы и
вдали радоваться совершенству этих изображений, мы сохранили копии рисунков Рафаэля, сделанные преданной рукой
Марка Антона, которые нередко служили нам поводом
освежить в памяти виденное и
записать кое-какие наблюдения.
От этой
небольшой скромной церквушки недалеко и до другого, большего памятника высокочтимому апостолу – до церкви «Святого Павла под стенами», монумента, искусно и величественно сложенного из прекрасных древних обломков.
Вход в эту
церковь волнует и поражает: ряды мощных колонн как бы держат высокие расписанные стены, сверху замкнутые деревянными, положенными
крест-
накрест балками перекрытия, –
правда,
нынче наш
избалованный взгляд воспринимает их едва ли не как
перекрытие амбара,
хотя в целом, если бы в праздники деревянные связки завешивались коврами, это производило бы невероятное
впечатление.
Здесь обломки колоссальных, сложнейшим образом орнаментированных капителей, перевезенные из руин
некогда близлежащего,
ныне уже не существующего дворца Каракаллы, нашли
себе почетное и сохранное
место.
Ристалище – оно все еще носит имя этого императора, – в большей своей части рухнувшее, и
поныне дает нам
представление о необозримой своей грандиозности. Если
художник станет
слева от
ворот,
через которые выезжали на арену, то выше,
справа от него, над развалившимися сиденьями для зрителей,
будет находиться гробница Цецилии Метеллы в окружении новейших зданий, от этой точки
линия сидений уходит в бесконечность; в отдалении же
можно разглядеть прекрасные виллы и загородные
дома.
Взор, обращенный
вспять, сумеет
различить развалины Спины, а
человек, наделенный архитектоническим воображением, сумеет до известной степени
представить себе высокомерие того времени. Во всяком случае, руины, простертые
перед нашим взором, позволили бы остроумному и знающему художнику
создать хорошую картину, которая была бы в длину раза в два больше, чем в высоту.
Пирамиде Цестия мы на сей раз поклонились лишь
снаружи, а развалины терм Антонина или Каракаллы, о которых столько эффектного насочинил Пиранези, в наши дни едва ли бы удовлетворили даже
опытный взгляд живописца.
Здесь, впрочем, уместно
будет вспомнить о Германе фон Шванефельде: он бы мог своей изящной иглой, воссоздававшей
чувство прекрасного,
чувство природы,
вызвать к жизни это прошлое, и даже
более –
преобразить его в прелестное
воплощение живого и
ныне существующего.
На площади Св. Петра в Монторио мы полюбовались Аква-Паола, где воды
пятью потоками лились
через ворота и проходы Триумфальной арки, до краев наполняя
большой бассейн. По восстановленному Павлом V акведуку это
многоводье совершает
сюда двадцатипятимильный
путь от озера Брачиано причудливыми зигзагами
из-за сильно пересеченной местности, на этом пути поит многочисленные мельницы и фабрики, чтобы, расширяясь, наконец достигнуть Трастевере.
Впрочем,
один недавно приехавший
сюда северянин заметил, что лучше
было бы
нагромоздить необтесанные скалы, чтобы воды естественно выходили на
свет божий. Ему возразили: это-де потоки не естественные, а искусственные, и, таким образом, прибытие их отмечено
вполне правомерно.
Возник
спор, и мы долго не могли
прийти к согласию, так же как и по поводу изумительного «Преображения» в соседнем монастыре, куда мы, воспользовавшись
случаем,
тотчас же отправились. Разговоров
было не
обобраться.
Менее страстные спорщики только сердились, что
здесь мы
снова наталкиваемся на
старый упрек
касательно двойного действия. Но это
всегда так: обесцененная
монета все же имеет
хождение наряду с полноценной, в особенности когда
надо поскорее
закончить какую-нибудь сделку или без долгих размышлений
сгладить возникшие разногласия. Удивительно то, что многие продолжали
отрицать единство этой великой концепции. В
отсутствие самого святого безутешные
родители приводят к его ученикам одержимого бесом мальчика; те, вероятно, уже делали попытки
изгнать злого духа и даже раскрыли книгу, надеясь
найти в ней старинную формулу, излечивающую
страшный недуг, но, увы, тщетно. В это
мгновение появляется единственно
всемогущий,
признанный праотцами, теми, что внизу поспешно указывают
друг другу на это
видение – на
преображение господне. Как же тут
можно верхнее
отделить от нижнего? Они едины: внизу –
страдание,
нужда, вверху – спасительное; это –
взаимодействие и взаимовлияние.
Можно ли, говоря иными словами, воздействие
идеальное отделить от действительного?
Единомышленники тем временем еще укрепились в своих убеждениях. «Рафаэля, – говорили они
друг другу, –
всегда отличало правильное
мышление, так
неужто же
этот взысканный богом
человек, чей
гений сказывается в таком мышлении, в цвете лет
столь ошибочно мыслил и ошибочно действовал? Нет! он
всегда прав, как права сама
природа, и всего
более права в том, что нам всего непонятнее».
Что ни говори, у каждого должна
быть возможность на
свой лад воспринимать произведения искусства. В то
время, как мы
вновь совершали
свой обход Рима, я понял, что значит
чувство,
понятие, наглядное
представление о том, что мы
вправе в высшем смысле этих слов
назвать близостью классической почвы. Я это называю чувственно-духовным убеждением:
здесь было,
есть и
будет великое. Что величайшее и великолепнейшее не
вечно – заложено в самой природе времени и неизбежном взаимопротиводействии физических элементов. Во
время обычного нашего осмотра произведений искусства мы, не печалясь, проходили мимо развалин, скорее даже радовались тому, что
столь многое еще сохранилось и
столь многое восстановлено, причем пышнее и грандиознее, чем
было в свое
время.
Даже колебания художественного вкуса,
стремление к величавой простоте, возврат к мелкому украшательству – все говорило о жизни, о движении,
история искусства и
история человечества синхронистически вырастала
перед нами.
Мы не
вправе быть подавленными навязчивой мыслью о том, что великое не
вечно; напротив, раз мы считаем – прошлое
было великим, это
должно нас подстрекать к созданию
чего-то большого, значительного, что могло бы, даже если оно уже лежит в развалинах,
подвигнуть на благородную
деятельность, как нас подвигли наши предки.
Эти поучительные и возвышающие душу размышления были не то чтобы остановлены или прерваны, но они переплелись с горестью, не оставлявшей меня ни на минуту: мне стало известно, что
жених прелестной девушки из Милана взял
назад свое
слово и, не знаю уж, под каким предлогом, отрекся от невесты. Я был счастлив, что не поддался своей склонности и
вовремя отошел от милой девочки, тем
паче что, по наведенным мною справкам,
среди предлогов, на которые позднее ссылался
жених, наше с нею совместное пребывание за городом не
было даже упомянуто, и все-
таки мне
было очень больно представлять себе очаровательный образ, так весело и радостно
повсюду меня сопровождавший, унылым и печальным, ибо
вскорости до меня дошел
слух, что
из-за этой истории бедняжка слегла в приступе жестокой горячки, заставившей всех
опасаться за ее
жизнь. Я ежедневно, первое
время даже два раза в
день, справлялся о ее
здоровье, меж тем как моя
фантазия мучила меня представлениями о чем-то невозможном: эти прелестные нежные черты, неотъемлемые от ясного, радостного дня, это
выражение неторопливой безмятежности, эта затуманенная слезами, искаженная болезнью, юная
свежесть, обездоленная, безвременно поблекшая от душевных и телесных страданий.
При таком расположении духа существовал, однако, и
противовес –
чреда тех великих произведений искусства, что, проходя
перед моим взором, тешили его и давали ему работу, фантазию же мою возбуждали своим непреходящим достоинством. Само собой разумеется, что едва ли не все эти впечатления были проникнуты глубокой печалью.
Если памятники старины после многих столетий в большинстве своем распадались на бесформенные груды, то новейшие, стройно вздымающиеся, великолепные строения позднее вызывали
сожаление о многих семьях, с годами пришедших в
упадок, и даже все, что
было еще исполнено жизненных сил, казалось, уже подтачивает
незримый червь. Да и то
сказать, разве возможно, чтобы в наши дни земное устояло без физической силы, опираясь лишь на религию и
нравственность?
Жизнерадостный дух счастлив, если ему удается
вернуть к жизни руину,
восстановить рухнувшие стены или какую-то
часть здания
наподобие живой,
вечно восстанавливающейся природе; дух же, омраченный печалью, так и норовит
лишить все живое красоты,
явить его нам обнаженным скелетом.
Я даже не решился
ехать в горы,
хотя эта
поездка была задумана нашей веселой компанией еще до наступления зимы,
покуда не уверился, что больная пошла на поправку, и не принял мер, чтобы получать
вести о ней и в тех местах, где я познакомился с нею, веселой и обворожительной, в прекрасные осенние дни.
Уже в первых письмах из Веймара об «Эгмонте» имелись замечания о том и о сем; при этом оправдалась