Итальянское путешествие
счет площади. А по обеим сторонам загородок высятся маленькие будки для тех, кто
будет подавать сигнал к выпуску лошади.
Вдоль всего Корсо
здесь и там
тоже виднеются помосты.
Площадь Сан-Карло и
площадь Антониновой колонны отгораживаются от улицы решетками; все достаточно ясно указует на то, что
празднество должно замкнуться и замкнется в пределах длинного и узкого Корсо.
Под
конец улица еще посыпается пуццоланой, чтобы бегущие лошади не поскользнулись на гладкой мостовой.
Сигнал полной карнавальной свободы
Так тешат и развлекают
себя жители города в пору ожидания, пока
колокол на Капитолии в послеполуденный час не возвестит наконец, что каждому дозволено
безумствовать под открытым небом.
В
этот миг степенный римлянин,
весь год опасавшийся малейшего прегрешения, сбрасывает с
себя всю серьезность и рассудительность.
Каменщики, стучавшие своими молотками до последней минуты, складывают инструменты и, перебрасываясь шутками, заканчивают работу. Все балконы, все окна
мало-
помалу увешиваются коврами; на панели по обеим сторонам улицы выносятся стулья; малоимущие жители и все ребятишки уже высыпали на улицу, которая
отныне перестает
быть улицей, – это скорее огромная праздничная зала, исполинская разукрашенная
галерея.
Ибо не только окна увешаны коврами, но и все помосты обиты старинными штофными обоями;
множество стульев еще увеличивает
сходство с комнатой, а приветливое
небо редко напоминает о том, что ты находишься не под крышей.
Так
улица постепенно приобретает все
более жилой вид. Выйдя из дому, чувствуешь
себя не на вольном воздухе, не
среди чужих, но в зале, в кругу знакомых.
В то
время, как Корсо все
более оживляется и
среди людей, прогуливающихся в своих обычных костюмах, уже нет-нет да и мелькнет Пульчинелла, у Порта-дель-Пополо выстраиваются войска. Под предводительством генерала
верхом на коне, в новых мундирах, под звуки музыки они маршируют
вверх по Корсо, немедленно занимают входы и выходы, ставят караулы в особо важных местах и принимают
руководство порядком всего торжества.
«Luoghi! Luoghi, Padroni! Luoghi!»
Маски
Вот уже начинает возрастать
число масок. Первыми обычно появляются молодые
люди в праздничных нарядах простолюдинок, с низко открытой грудью и дерзко-самоуверенным видом. Они заигрывают со встречными мужчинами, бесцеремонно, как со своими товарками, обходятся с женщинами, позволяя
себе все, что подсказывает им веселость,
остроумие или
озорство.
Среди прочих нам запомнился
один юноша, великолепно игравший
роль страстной, бранчливой и неугомонной женщины. Всю дорогу он буянил, придирался к каждому встречному; спутники же делали вид, что из кожи вон лезут, пытаясь
угомонить его.
Откуда-то вдруг появляется Пульчинелла с огромным рогом на боку, свисающим с пестрой перевязи. Болтая с женщинами, он делает
один какой-то малозаметный
жест и
сразу становится похож на древнего бога садов священного Рима, причем его дерзкая ветреность возбуждает скорей
веселье, чем
неудовольствие. Вот шествует
другой Пульчинелла,
более скромный и
самодовольный, он ведет за собой свою дражайшую половину.
Так как женщины любят
рядиться в мужское
платье не меньше, чем мужчины в женское, то и они не упускают случая покрасоваться в излюбленном всеми наряде Пульчинеллы, и
нельзя не
признать, что некоторые из них выглядят
весьма привлекательно в этом двуполом образе.
Быстрыми шагами, торжественно декламируя, словно
перед судом, пробирается
сквозь толпу
адвокат; он
что-то кричит в окна домов, останавливает замаскированных и незамаскированных прохожих, каждому угрожая судебным процессом; одному излагает
длинный перечень будто бы совершенных им комических преступлений, другому подробно исчисляет его долги. Женщин он бранит за чичисбеев, девушек – за возлюбленных; ссылается на книгу, которую он держит в руках, сочиняет судебные документы, все это проникновенным голосом и ни на минуту не умолкая. Всякого он старается пристыдить или
вогнать в краску. Кажется, вот он уже замолчал, не тут-то
было, он еще только начинает; не успеешь
подумать: «Наконец-то он уходит», как он уже повернул обратно. Решительным
шагом направившись к одному, он не заговаривает с ним, но останавливает другого, которому казалось, что он уже в безопасности; если же навстречу адвокату попадается
коллега, то дурачества достигают наивысшей степени.
Но долго
внимание публики на них не задерживается: самое сильное
впечатление немедленно растворяется в обилии и разнообразии других.
Квакеры хоть и не поднимают такого шума, но обращают на
себя внимание не меньше, чем адвокаты.
Костюм квакера, видимо, получил
столь большое распространение
потому, что на толкучке легко
найти старофранкскую одежду.
Основная
претензия этой маски, чтобы
костюм,
хотя и старофранкский, был хорошо сохранившимся и сделанным из добротной ткани. Одетые большей
частью в шелк и
бархат, они носят еще парчовые или вышитые жилеты; от квакера требуется
также солидное
брюшко.
Из вышеописанного видно, что эта
маска напоминает Buf o caricato комической оперы, и если
последний обычно представляет пошлого, влюбленного, обманутого дурака, то эти изображают нелепых франтов. Они суетливо шныряют, на цыпочках заглядывая во все кареты, уставляясь на все окна, и
вместо лорнета то и
дело подносят к глазам большие черные кольца без стекол. Квакеры отвешивают чопорные и низкие поклоны,
радость же свою, главным образом при встрече с
себе подобными, выражают тем, что несколько раз подпрыгивают на обоих ногах и при этом издают
звонкий,
пронзительный и нечленораздельным
звук с раскатом на согласные «бррр».
В это же
время проказливые мальчишки дуют в крупные витые раковины, раздирая вам уши невыносимыми звуками.
Больше всего хотят и по-своему умеют
веселиться в это
время девушки и женщины. Каждая рвется
убежать из дому и хоть
как-нибудь да перерядиться, а так как лишь
очень немногие могут потратиться на костюмы, то они проявляют немалую изобретательность, чтобы получше замаскироваться и принарядиться.
Очень нетрудно
соорудить себе костюмы нищих или нищенок; для этого прежде всего требуются красивые волосы,
далее – белая
маска, глиняный горшочек на
цветной ленте,
посох и
шляпа в руках. Они смиренно приближаются к окнам, к прохожим и от каждого
вместо милостыни получают сласти, орехи и прочие лакомства.
Другие поступают еще проще: закутываются в меха или же появляются в хорошеньком домашнем
платье и только с полумаской на лице. Они прохаживаются большей
частью без мужчин и в качестве наступательного и оборонительного оружия держат в руках метелочку из камыша, которой
либо отбиваются от докучливых приставаний,
либо, достаточно резво, заезжают в физиономию знакомых и незнакомых, не носящих маски.
Тот, кого наметила в жертву
компания из четырех-пяти таких девушек, не знает, как от них
спастись.
Толкотня кругом не позволяет ему
пуститься наутек, и, куда бы он ни оборотился, в нос ему тычутся метелки. Всерьез обороняться от подобных шалостей
весьма опасно, ибо маски неприкосновенны и страже отдан приказ
защищать их.
Обычные костюмы всех сословий
тоже используются в качестве маскарадных. Конюхи огромными скребницами чистят спину, кому им заблагорассудится. Возницы с обычной навязчивостью предлагают свои услуги.
Более изящные маски – это жительницы Фраскатти, поселянки, рыбаки, неаполитанские мореходы, неаполитанские сбиры и
греки.
Иному приходит в голову
воспроизвести какую-нибудь театральную маску.
Иной выходит из положения
совсем просто: завертывается в ковер или в простыню, связанную над головой.
Такая белая
фигура обычно заступает дорогу прохожим и прыгает
перед ними, воображая, что представляет
привидение. Некоторые пытаются
выделиться из толпы вызывающими сочетаниями в костюме, но благороднейшей маской неизменно считается табарро, ибо оно ничем не бросается в глаза.
Шуточные или сатирические маски встречаются редко, так как они уже преследуют определенную
цель и хотят
быть замеченными. Все же нам довелось
встретить Пульчинеллу в образе рогоносца. Рога у него были подвижные, он мог
наподобие улитки
высовывать и задвигать их. Когда, проходя под окном молодоженов, он
слегка выдвигал
один рог или под другим окном довольно заметно выставлял оба и бубенчики, прикрепленные к ним, бодро позвякивали, радостное
внимание публики на
мгновение сосредоточивалось на нем, и то тут, то там слышался
громкий шепот.
А там протискивается
кто-то двуликий, не поймешь, где у него зад, где
перед, приближается он или уходит.
Иностранцу в эти дни
тоже приходится
мириться с насмешками. Долгополая
одежда северян, большие пуговицы, диковинные круглые шляпы удивляют римлян, и
чужеземец становится маской.
Так как иностранные художники, и в первую
очередь те из них, которые пишут ландшафты и архитектуру, работают прямо на улицах Рима, то карнавальная
толпа часто воспроизводит их образы; они деловито расхаживают с огромными портфелями, в длинных сюртуках, вооруженные гигантскими рейсфедерами.
Немецкие булочники слывут в Риме пьяницами.
Поэтому их представляют с бутылкой
вина, идущими нетвердой походкой, в обычном или только
слегка приукрашенном
платье.
Мы припоминаем лишь одну-единственную укоризненную маску.
Кареты
В то
время как масок становится все больше, на Корсо начинают въезжать кареты в порядке,
который мы уже описали выше, говоря о воскресных и праздничных катаньях.
Разница только та, что теперь экипажи, едущие от Венецианского дворца по левой стороне, поворачивают там, где кончается Корсо, и
тотчас же возвращаются обратно по правой.
Мы уже упоминали
однажды, что
ширина улицы, не считая панелей, в большинстве мест едва ли превосходит ширину трех карет.
Эти панели теперь
сплошь загромождены подмостками и уставлены стульями; многие зрители уже сидят на своих местах. На
очень малом расстоянии от подмостков и стульев тянутся вереницы экипажей, по одной стороне
вверх, по
другой вниз. Пешеходы стиснуты
между ними на пространстве не
более восьми футов шириной,
каждый по мере сил проталкивается
туда или обратно, а из всех окон, со всех балконов на эту толчею смотрят целые толпы римлян.
В первые дни обычно видишь только простые экипажи, ибо
каждый приберегает
напоследок все, что у него
есть красивого и нарядного. Под