Итальянское путешествие
встретила меня приветливо и с присущей ей милой и естественной грацией
снова поблагодарила за мое
участие.
«Я
никогда не забуду, – сказала она, – что,
немного придя в
себя,
среди любимых и уважаемых имен тех, кто осведомлялся обо мне, услышала и ваше имя. Я неоднократно пыталась
узнать,
правда ли это. Вы долгие недели справлялись обо мне,
покуда мой
брат, нанеся вам
визит, не поблагодарил вас за нас обоих. Не знаю уж, сказал ли он все, что я ему поручила
сказать, я и сама бы
охотно пошла
вместе с ним, если бы это не противоречило законам благоприличия».
Затем она спросила, каким путем я отправляюсь
домой, и, когда я изложил
свой план путешествия, заметила: «Хорошо, что вы достаточно богаты и можете не отказывать
себе в такого рода удовольствиях: нам приходится
довольствоваться местом, которое назначил нам
господь бог и его святые. Я уж
давно смотрю из своего окна, как приходят и уходят корабли, как производится
погрузка и разгрузка; это
очень меня занимает, и я
иногда думаю: куда же и
откуда все это везут?» Ее окна выходили на ступени Рипетты, где движенье
было достаточно оживленным.
Она с нежностью говорила о своем брате, радовалась, что хорошо ведет его
хозяйство и что при
весьма скромном
жалованье ему все же удается вкладывать
кое-что в сравнительно выгодную торговлю –
словом, ознакомила меня со всеми подробностями своей жизни. Я радовался ее разговорчивости, ведь когда
перед моим мысленным взором пронеслись все перипетии наших нежных отношений, я понял, что
роль в них мне выпала довольно странная. Но тут вошел ее
брат, и прощанье наше завершилось умеренно и прозаично.
«Как видите, меня не хотят увозить от вас, – крикнул я, – знают, верно, как мне тяжело с вами расставаться».
Что она мне ответила, что я еще сказал ей,
весь ход этого очаровательного разговора, свободного от каких бы то ни
было оков, разговора, в котором раскрылся
внутренний мир двух
почти неосознанно любящих
друг друга, я не хочу осквернять повторением и пересказом. То
было удивительное, случайно вырвавшееся, вернее, вынужденное внутренней потребностью последнее лаконическое
признание в невиннейшей и нежнейшей взаимной склонности, почему оно
никогда не изгладится из моей души, из моих воспоминаний.
Проститься с Римом мне, видно,
было суждено в особо торжественной обстановке: три ночи
кряду полная
луна стояла на безоблачном небе, и
волшебство, нередко распространявшее на меня свои
чары, объяв
весь огромный город,
сейчас действовало еще сильнее. Большие прозрачно-светлые массы, словно бы озаренные мягким дневным светом, контрастирующие с темными тенями, которые
изредка просветлялись облаками, вырывавшими из мрака
какой-то
абрис, казалось, переселяли нас в
другой,
простой и больший, мир.
После дней, проведенных в рассеянии, порою горьких, я любил
бродить по Риму с немногими друзьями, но теперь отправился
один. Пройдя, вероятно, в
последний раз, по длинному Корсо, я поднялся на Капитолий, высившийся подобно заколдованному замку в пустыне.
Статуя Марка-Аврелия напомнила мне статую командора в «Дон Жуане», тем самым давая
понять одинокому страннику, что он затевает
нечто неподобающее. Но я все же спустился по задней лестнице. Темная, отбрасывая еще
более темные тени,
передо мною выросла триумфальная
арка Септимия Севера; на безлюдной Виа-Сакра хорошо мне знакомые здания казались неведомыми и призрачными. Когда же я приблизился к величавым руинам Колизея и
через решетку заглянул в его запертые
недра, не буду
отрицать,
дрожь пробежала у меня по спине и ускорила мое возвращение.
Огромные массы производят необычное
впечатление – возвышенного и одновременно доступного; прогулки по Риму дали мне
возможность охватить всю необозримую summa summarum моего здешнего пребывания. Все это, глубоко запавшее в мою взволнованную душу, создало
настроение, которое я позволю
себе назвать героико-элегическим; оно стремилось
излиться в стихотворной элегии.
И как это в такие мгновения мне на
память не пришла Овидиева «
Элегия». Ведь и он, уже
изгнанник, в лунную
ночь должен был
покинуть Рим. «Cum repeto noctem!»–
воспоминание, им созданное в глуши, на Черном
море, в печали и нищете, не шло у меня из головы, и я все твердил его, постепенно в точности вспоминая отдельные части, но оно, сбивая меня с толку, мешало мне написать свое;
впоследствии я
было принялся за него, но до конца так и не довел.
Только возникнет в уме печальнейшей ночи той
образ,
Той, что во Граде моей жизни пределом была,
И замолчали уже голоса человечьи и песьи,
Я же ее созерцал и на
оный смотрел Капитолий,
Примечания
1 Искупитель (итал.).
3 Мертвецы! (итал.)
4
Браво, мертвецы! (итал.)
5 Удивительно, как эта
песня трогает, и тем сильнее, чем она лучше спета (итал.).
8 «Земная
жизнь художника» (нем.).