Колесо фортуны
в трактире гости.
Этот пьет, тот — жарит в кости.
Этот — глянь — продулся в пух,
у
того —
кошель разбух.
Все зависит от удачи!
Как же
может быть иначе?!
Потому что нет
средь нас
лихоимцев и пролаз.
Ах, ни капельки, поверьте,
нам не
выпить после смерти,
и звучит наш
первый тост:
«Эй! Хватай-ка
жизнь за
хвост!..»
Тост второй: «На этом свете
все народы — божьи
дети.
Кто живет, тот
должен жить,
крепко с братьями
дружить».
Бахус учит неизменно:
«Пьяным —
море по
колено!»
И звучит в кабацком хоре
третий тост: «За тех, кто в
море!»
Раздается
тост четвертый:
«Постных трезвенников — к черту!»
Раздается
пятый клич:
«Честных пьяниц возвеличь!»
Клич шестой: «За тех, кто
зельепредпочел сиденью в келье
и сбежал от упырей
из святых монастырей!»
«
Слава добрым пивоварам,
раздающим
пиво даром!» —
всею дружного семьей
мы горланим
тост седьмой.
Пьет
народ мужской и
женский,
городской и деревенский,
пьют глупцы и мудрецы,
пьют транжиры и скупцы,
пьют скопцы и пьют гуляки,
миротворцы и вояки,
бедняки и богачи,
пациенты и врачи.
Пьют бродяги, пьют вельможи,
люди всех оттенков кожи,
слуги пьют и господа,
села пьют и города.
Пьет
безусый, пьет
усатый,
лысый пьет и
волосатый,
пьет
студент, и пьет
декан,
карлик пьет и
великан!
Пьет монахиня и
шлюха,
пьет столетняя
старуха,
пьет
столетний старый дед, —
словом, пьет
весь белый свет!
Все пропьем мы без остатка.
Горек
хмель, а пьется сладко.
Сладко горькое питье!
Горько постное житье…
РАЗГОВОР С ПЛАЩОМ
«
Холод на улице лют.
Плащ мой!
Какой же ты
плут!
С каждой
зимой ты стареешь
и совершенно но греешь.
Ах ты,
проклятый балбес!
Ты, как
собака, облез.
Я —
твой несчастный хозяин —
нынче ознобом измаян».
Плащ говорит мне в
ответ:
«
Много мне стукнуло лет.
Выгляжу я плоховато —
старость во всем виновата.
Прежнюю дружбу ценя,
надо заштопать меня,
а с полученьем подкладки
снова я буду в порядке.
Чтоб мою
боль утолить,
надо меня
утеплить.
Будь с меховым я подбоем,
было б
тепло нам обоим».
Я отвечаю плащу:
«Где же я денег сыщу?
Бедность — большая
помехав приобретении меха.
Как мне с тобой
поступить,
коль не могу я
купитьдаже простую подкладку?..
Дай-ка поставлю заплатку!»
СТАРЕЮЩИЙ ВАГАНТ
Был я молод, был я знатен,
был я девушкам приятен,
был силен, что
твой Ахилл,
а теперь я стар и хил.
Был богатым, стал я нищим,
стал
весь мир моим жилищем,
горбясь, по миру брожу,
весь от холода дрожу.
Хворь в дугу меня согнула,
смерть мне в очи заглянула.
Плащ изодран.
Голод лют.
Ни
черта не подают.
Люди — волки,
люди — звери…
Я, возросший на Гомере,
я,
былой избранник муз,
волочу проклятья
груз.
Зренье чахнет, дух мой слабнет,
тело немощное зябнет,
еле теплится
душа,
а в кармане — ни шиша!
До
чего ж мне, братцы,
худо!
Скоро я уйду
отсюдаи покину
здешний мир,
что
столь злобен, глуп и сир.
КОЛЕСО ФОРТУНЫ
Слезы катятся из
глаз,
арфы плачут струны.
Посвящаю сей рассказ
колесу Фортуны.
Испытал я на
себесуть его вращенья,
преисполнившись к судьбе
чувством отвращенья.
Мнил я:
вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшийся с высот,
вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в
болото.
Вот уже другого
ввыськолесо возносит…
Эй,
приятель! Берегись!
Не спасешься! Сбросит!
С нами
жизнь — увы и ах! —
поступает грубо.
И повержена во
прахгордая Гекуба.
ИСПОВЕДЬ АРХИПИИТА КЁЛЬНСКОГО
С чувством жгучего стыда
я, чей
грех безмерен,
покаяние свое
огласить намерен.
Был я молод, был я глуп,
был я легковерен,
в наслаждениях мирских
часто неумерен.
Человеку нужен дом,
словно
камень,
прочный,
а меня
судьба несла,
что
ручей проточный,
влек меня бродяжий дух,
вольный дух
порочный,
гнал, как гонит
ураганлистик
одиночный.
Как без кормчего
ладьяв
море ошалелом,
я мотался
день-деньской
по земным пределам.
Что б
сидеть мне
взаперти?
Что б
заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
или к виноделам.
Я унылую тоску
ненавидел
сроду,
но
зато предпочитал
радость и свободу
и Венере был готов
жизнь отдать в угоду,
потому что для меня
девки — слаще меду!
Не хотел я с юных дней
маяться в заботе,
для спасения души
позабыв о плоти.
Закружившись во хмелю,
как в водовороте,
я вещал, что в небесах
благ не обретете!
О, как злились на меня
жирные прелаты,
те, что постникам сулят
райские палаты.
Только в чем, скажите, в чем
люди виноваты,
если пламенем любви
их сердца объяты?!
Разве
можно в
кандалызаковать природу?
Разве
можно превратитьюношу в колоду?
Разве кутаются в
плащв теплую погоду?
Разве
может пить школярне
вино, а воду?!
Ах, когда б я в Кёльне был
не архипиитом,
а Тезеевым сынком —
скромным Ипполитом,
все равно бы я примкнул
к здешним волокитам,
отличаясь от других
волчьим аппетитом.
За картежною игрой
провожу я ночки
и встаю
из-за стола,
скажем, без сорочки.
Все продуто до гроша!
Пусто в кошелечке.
Но в душе моей звенят
золотые строчки.
Эти песни мне всего
на земле дороже:
то бросает в жар от них,
то —
озноб по коже.
Пусть в харчевне я помру,
но на смертном
ложенад поэтом-школяром
смилуйся, о боже!
Существуют на земле
всякие поэты:
те залезли, как кроты,
в норы-кабинеты.
Как убийственно скучны
их стихи-обеты,
их молитвы, что огнем
чувства не согреты.
Этим книжникам претят
ярость поединка,
гомон уличной толпы,
гул и гогот рынка;
жизнь для этих мудрецов —
узкая
тропинка,
и таится в их стихах
пресная
начинка.
Не содержат их стихи
драгоценной соли:
нет в них света и тепла,
радости и боли…
Сидя в кресле, на заду
натирать мозоли?!
О, избавь меня,
господь,
от подобной роли!
Для меня стихи —
вино!
Пью единым
духом!
Я бездарен, как
чурбан,
если в глотке сухо.
Не могу я сочинять
на пустое
брюхо.
Но Овидием
себея кажусь под мухой.
Эх, друзья мои, друзья!
Ведь под этим небом
жив на свете
человекне единым хлебом.
Значит, выпьем
вопрекилицемерным требам,
в дружбе с песней и вином,
с Бахусом и Фебом…
Надо исповедь сию
завершать, пожалуй.
Милосердие свое
мне,
господь, пожалуй.
Всемогущий, не отринь
просьбы запоздалой!
Снисходительность яви,
добротой побалуй.
Отпусти грехи,
отец,
блудному сыночку.
Не спеши его
казнить —
дай ему отсрочку.
Но прерви его стихов
длинную цепочку,
ведь
иначе он
никакне поставит точку.
ИЗ КНИГИ «НЕМЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ БАЛЛАДЫ»
КРЕСТЬЯНИН И
РЫЦАРЬНа
некий постоялый
дворЗаброшены судьбою,
Мужик и
рыцарь жаркий спорВели
между собою.
Нет любопытней
ничегоИной словесной
схватки.
А ну, посмотрим, кто кого
Положит на лопатки.
«Я родом княжеским горжусь,
Я землями владею!»
«А я горжусь, что я тружусь
И
хлеб насущный сею.
Когда б не сеял я
зерно,
Не рыл бы
огород —
Подох бы с голоду
давноТвой именитый род!»
«Мой
гордый нрав и
честь мою
Повсюду славят в мире.
Под лютню песни я пою,
Фехтую на турнире!
Каких мне дам пришлось
любитьИ как я был любим!
А ты,
крестьянин,
должен бытьНавек рабом моим».
«Заслуга,
брат, невелика
Всю
ночь бренчать на лютне.
Сравнится ль
гордость мужика
С ничтожной честью трутня?
Не танцы и не
стук рапир —
Поклясться я готов, —
А
труд крестьянский держит мир
Надежней трех китов».
«Но если грянет час войны,
Начнется бой
суровый,
Кто из немецкой стороны
Пойдет в
поход крестовый?
В пустыне —
пекло, как в аду,
Но ад мне нипочем!
И сарацинам на беду
Я действую мечом!»
«
Махать мечом — нелегкий
труд,
И нет об этом
спора,
Но в дни войны с кого берут
Бессчетные
поборы?
Кто
должен чертовы войска
Кормить да
одевать?
Нет, даже тут без мужика
Не
обойтись,
видать!»
УЛИНГЕР
Веселый
рыцарь на коне
Скакал по дальней стороне,
Сердца смущая девам
Пленительным напевом.
Он звонко пел. И вот одна
Застыла
молча у окна:
«Ах, за певца такого
Я все
отдать готова!»
«Тебя я в
замок свой умчу,
Любви и песням научу.
Спустись-ка в
палисадник!» —
Сказал веселый
всадник.
Девица в спаленку вошла,
Колечки, камушки нашла,
Связала в
узел платья
И — к рыцарю в объятья.
А он щитом ее укрыл
И, словно
ветер быстрокрыл,
С красавицей влюбленной
Примчался в лес зеленый.
Не по
себе ей стало вдруг:
Нет никого сто верст вокруг.
Лишь
белый голубочек
Уселся на дубочек.
«
Твой рыцарь, — молвит голубок, —
Двенадцать девушек завлек.
Коль
разум позабудешь —
Тринадцатою будешь!»
Она заплакала
навзрыд:
«Слыхал, что
голубь говорит,
Как он тебя порочит
И
гибель мне пророчит?»
Смеется Улингер в
ответ:
«Да это все —
пустой навет!
Меня — могу
дать слово —
Он принял за другого.
Ну, чем
твой рыцарь нехорош?
Скорей мне волосы взъерошь!
На травку мы приляжем
И наши жизни свяжем».
Он ей платком глаза утер:
«
Чего ты плачешь? Слезы —
вздор!
Иль,
проклятый судьбою,
Покинут муж тобою?»
«Нет, я не
замужем пока.
Но возле ели, у лужка,—
Промолвила
девица, —
Я вижу чьи-то лица.
Что там за
люди? Кто они?»
«А ты сходи на них взгляни,
Да меч бы
взять неплохо,
Чтоб не
было подвоха».
«
Зачем девице нужен меч?
Я не гожусь для бранных встреч.
Но
люди эти вроде
Кружатся в хороводе».
Туда направилась она
И вдруг отпрянула, бледна:
В лесу, на черной ели,
Двенадцать дев висели
«О, что за
страшный хоровод!» —
Кричит она и косы рвет.
Но
крик души скорбящей
Никто не слышит в чаще.
«Меня ты,
злобный рыцарь,
здесь,
Как этих девушек, повесь,
Но не хочу
снимать я
Перед кончиной платья!»
«Оставим
этот разговор.
Позор для мертвых — не
позор.
Мне для моей сестрицы
Наряд твой пригодится».
«Что
делать, Улингер? Бери —
Свою сестрицу одари,
А мне дозволь в награду
Три раза крикнуть
кряду».
«Кричи не три, а
тридцать раз —
Здесь только совы слышат нас.
В моем лесу от века
Не встретишь человека!»
И вот раздался
первый крик:
«
Господь, яви
свой светлый лик!
Приди ко мне,
спаситель,
Чтоб сгинул
искуситель!»
Затем раздался
крик второй:
«Меня от изверга укрой,
Мария пресвятая!
Перед тобой чиста