Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Учение о цвете. Теория познания
которую он попадает. Это явление об’ясняется, надо думать, тем законом перспективы, по которому маленький близкий предмет закрывает для нас бблыпий далекий.

23. Смотря по устройству глаз, это время бывает различным. Оно соответствует восстановлению сетчатки при переходе от светлого к темпому (10) и может, стало быть, отсчитываться минутами и секундами, притом гораздо точнее, чем это можно было делать до сих пор с помощью вращаемого горящего фитиля, который представляется глазу в виде круга.

24. Особенно играет здесь роль энергия светового действия, оказываемого па глаз. Дольше всего остается образ солнца, другие более или менее светящиеся тела оставляют след бблыпей или меньшей продолжительности.

25. Эти образы мало — по — малу исчезают, причем убывает как их отчетливость, так и величина.

26. Они начинают убывать с периферии внутрь, и было замечено, что у четыреугольных образов мало — по — малу притупляются углы, и под конец предносится все уменьшающийся круглый образ.

27. Такой образ, впечатление от которого уже незаметно, можно как бы вновь оживить на сетчатке, открывая и закрывая глаза и чередуя возбуждение с отдыхом.

28. То, что при глазных болезнях образы сохранялись на сетчатке от четырнадцати до семнадцати минут и даже дольше, свидетельствует о крайней слабости органа, его неспособности восстановляться, а когда перед глазами посятся страстно любимые или ненавидимые предметы, это из чувственной СФеры переводит нас в духовную.

29. Если взглянуть, пока еще длится впечатление вышеназванного образа окна, на светло — серую поверхность, то переплет представится светлым, а пространство, занятое стеклами, темным. В первом случаЬ (20) состояние оставалось одинаковым, так что и впечатление могло быть тожественным; здесь же осуществляется обращение, которое возбуждает наше внимание, и немало случаев которого передано нам наблюдателями.

30. Ученые, производившие свои наблюдения на Кордильерах, видели вокруг тени от своих голов, падавшей па облака, светлое сияние. Этот случай надо отнести сюда: так как опи Фиксировали темный образ тени и двигались в то же время с места, им казалось, что вызванный (gefordert) светлый образ витал вокруг темного. Рассматривайте черный кружок на светлосерой поверхности: лишь только вы слегка измените направление взора, вы увидите вокруг темного кружка светлое сияние.

Со мной тоже случилось нечто подобное. Я был в поле и сидя разговаривал с одним человеком, стоявшим в некотором отдалении от мепя на Фоне серого пеба, и вот, после того, как я долго смотрел на него пристально и неуклонно, а затем немного отклонил взгляд, его голова показалась мне окруженной ослепительным сиянием.

Вероятно, сюда же относится тот Феномен, что лица, идущие на восходе солнца по влажным лугам, видят вокруг головы сияние, которое может быть в то же время цветным, так как сюда примешиваются явления преломления.

Так, и вокруг падавших на облака теней воздушных шаров видели, как утверждают, светлые и несколько окрашеные круги.

Патер Беккария производил некоторые опыты с атмосферным электричеством, пуская вверх бумажный змей. Вокруг этого аппарата, и даже вокруг части шнурка появлялось маленькое блестящее облачко переменной величины. Временами оно исчезало, а когда змей двигался быстрее, оно, казалось, несколько мгновений колебалось взад и вперед на прежнем месте. Это явление, которого тогдашние наблюдатели не могли об’яснить, было оставшимся в глазу образом темного змея, превратившимся в светлый на Фоне светлого неба.

При оптических, особенно хроматических опытах, где часто приходится иметь дело с ослепительными источниками света, цветными, или бесцветными, нужно очень следить за тем, чтобы оставшийся образ предыдущего наблюдения не замешался в следующее наблюдение и не сделал его спутанным и нечистым.

31. Эти явления пытались об’яснить следующим образом. То место сетчатки, на которое падал образ темного креста, нуяшо рассматривать как отдохнувшее и восприимчивое. Умеренно освещенная поверхность действует на него живее, чем на остальные части сетчатки, которые восприняли свет через окопные стекла и, приведенные в деятельность этим значительно более сильным раздражением, воспринимают серую поверхность всего лишь как темную.

32. Этот способ об’яснения представляется для настоящего случая довольпо удовлетворительным; однако, в виду будущих явлений, мы вынуждены выводить это явление из более высоких источников.

33. Глаз бодрствующего проявляет свою жизненность особенно в том, что безусловно требует смены своих состояний, проще всего осуществляющейся в переходе от темного к светлому и наоборот. Глаз пе может и не хочет ни па один миг сохранять без изменения специфическое, обусловленное об’ектом состояние. Напротив, он выпуждается к своего рода оппозиции, которая, противопоставляя крайности крайность, средним ступеням — средние, тотчас же связывает противоположное и, как в последовательности, так и в одновременности и одноместности — стремится к цельности.

34. Быть может, то особенное удовольствие, которое мы ощущаем при созерцании хорошо выдержанной светотепи неокрашенных картин и сходных художественных произведений, возникает главным образом благодаря одновременному восприятию цельности, которая вообще дастся органу только в последовательности, да и то больше ищется, чем достигается им, и, даже достигнутая, никогда не может быть удержана.

III. Серые поверхности и образы
35. Значительная часть хроматических опытов нуждается в умеренном свете. Осуществить его мы всегда можем с помощью более или менее серых поверхностей, и потому нам надо заблаговременно ознакомиться с серым цветом, причем едва ли нужно Замечать, что во многих случаях стоящая в тени или полусвете белая поверхность может сойти за серую.

36. Так как серая поверхность занимает промежуточное положение между светлым и темным, то приведенное выше (29) в качестве Феномепа может быть поднято до удобного эксперимента.

37. Подержите черный кружок перед серой поверхностью и; отняв его, продолжайте пристально смотреть на то же место, которое он занимал; опо покажется много светлее. Подержите таким же образом белый кружок, и это место покажется потом темнее остальной поверхности. Если переводить глаза взад и вперед по поверхности, то в обоих случаях образы будут тоже как бы двигаться по ней туда и сюда.

38. Серый кружок па черном поле кажется гораздо светлее, чем тот же кружок на белом поле. Если поставить оба случая рядом, то с трудом можно убедить себя в том, что оба кружка окрашены одной краской. Мы думаем, что здесь снова сказывается большая подвижность сетчатки и то молчаливое противодействие, которое принуждепо проявлять все живое, когда ему навязывается какое — либо определенное состояние. Так, вдыхание уже предполагает выдыхание и наоборот; каждая систола — свою диастолу. Это — вечная Формула жпзпи, проявляющаяся и здесь. Раз глазу навязывается темное, он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и тем самым проявляет свою жизненность, свое право охватить об’ект, — порождая нечто, противоположное об’екту.

IV. Ослепительный неокрашенный образ
39. Когда смотришь на ослепительный, совершенно неокрашенный образ, он производит сильное и длительное впечатление, и замирание (Abklingen) его сопровождается цветовым Эффектом.

40. Пусть в возможно затемненной комнате имеется в ставне круглое отверстие, дюйма три в диаметре, которое можно по желанию открывать и закрывать; впустите через него солнечный свет, примите его на белую бумагу и пристально посмотрите с некоторого расстояния на освещенный кружок; закройте затем отверстие и смотрите в самое темное место комнаты: вы увидите парящее перед вами круглое световое явление. Средина кружка представится вам светлой, бесцветной, желтоватой, края же сразу станут пурпуровыми.

Пройдет некоторое время, пока этот пурпуровый цвет не распространится извне, закрывая весь кружок и вытеспяя, наконец, светлый центр. Но лишь только весь кружок окажется пурпуровым, край начинает синеть, и синий цвет мало — по — малу вытесняет, распространяясь внутрь, пурпур. Когда кружок становится совершенно синим, край делается темным и бесцветным. Проходит долгое время, пока бесцветный край не вытеснит совершенно синеву и весь кружок не станет бесцветным. После Этого образ мало — по — малу убывает, становясь одновременно и бледнее и меньше. Здесь мы снова видим, как сетчатка рядом последовательных колебаний мало — по — малу восстановляется после властного внешнего впечатления (25, 26).

41. Соотпошепия длительности этого явления я нашел для своих глаз — одинаково при многих опытах — в следующем впде.

На ослепительный кружок я смотрел пять секунд, затем закрывал заслонку; я видел тогда парящее цветное марево (Schein- bild), и через тринадцать секунд оно оказывалось совершенно пурпуровым. Затем проходило снова двадцать девять секунд, пока весь кружок не представлялся синим, и сорок восемь, пока он не становился серым. Закрывая и открывая глаза, я все спова оживлял этот образ (27), так что он исчез совершенно лишь по истечении семи минут.

Будущие наблюдатели найдут эти промежутки короче или длиннее, смотря по тому, сильнее или слабее их глаза (23). Но было бы очень замечательно, если — бы, тем пе меиее, можно было открыть при этом известное постоянное числепное отношение.

42. Но едва этот удивительный Феномен успел возбудить наше внимание, как мы замечаем уже новое его видоизменение.

Восприняв глазом, как было указано выше, световое впечатление, и взглянув в умеренно освещенной комнате на светлосерый предмет, мы опять увидим перед собою кружок, но уже темный, который мало — по — малу окаймляется извне зеленым краем, и последний, так же, как раньше пурпуровый, распространяется внутрь на весь кружок. Когда это произошло, появляется грязножелтый цвет, который, подобно сипему цвету предыдущего опыта, заполняет весь круг, и, в конце концов, поглощается бесцветностью…

44. Как — то я находился под нечер в кузнице, когда раскаленная масса как раз подводилась под молот. Я пристальпо посмотрел на нее, обернулся н случайно взглянул на стоявший открытым угольный сарай. Огромный пурпуровый образ предстал моим глазам, а когда я перевел взор с темного отверстия на светлую перегородку, то образ представился мне наполовину зеленым, наполовину пурпуровым, в зависимости от более темного или более светлого Фона. Как это явление замирало, я тогда не заметил.

45. Подобно замиранию ограниченного яркого образа происходит и замирание общего ослепления сетчатки. Сюда относится пурпуровый цвет, какой видят ослепленные снегом, а также необыкновенно красивый зеленый цвет темных предметов, какой они имеют, после того, как долго смотришь на белую бумагу, освещенную солнцем. Как в частности обстоит здесь дело, это исследуют в будущем те, юношеские глаза которых еще могут вынести кое — что ради науки.

46. Сюда же относятся и черные буквы, кажущиеся при вечернем освещении красными. Быть может, сюда относится и история о том, как на столе, за который сели для игры в кости Генрих IY с герцогом Годом, показались капли крови.

V. Цветные образы
48. Как от бесцветных образов, так и от цветных впечатление остается в глазу, с той только разницей, что жизненность сетчатки, побужденная к реакции и путем противоположности создающая цельность, становится здесь нагляднее.

49. Подержите маленький кусок ярко окрашенной бумаги или шелковой материи перед умеренно освещенной белой доской, посмотрите пристальпо на маленькую окрашенную

Скачать:TXTPDF

которую он попадает. Это явление об’ясняется, надо думать, тем законом перспективы, по которому маленький близкий предмет закрывает для нас бблыпий далекий. 23. Смотря по устройству глаз, это время бывает различным.