791. Желтый вызывает нраспосиний, синий вызывает красно- желтый, пурпуровый вызывает зеленый, и наоборот.
792. Как предположенная нами стрелка отходит от средины в естественном порядке расположенных цветов, так своим вторым концом она сдвигается с противоположного деления и благодаря такому приспособлению к каждому вызывающему цвету легко найти вызываемый.
Не бесполезно было бы образовать для этого цветовой круг, который пе был бы прерывист, подобно нашему, а показывал бы цвета п их переходы в непрерывном течении: здесь мы стоим па очень важном пункте, который заслуживает всей нашей внимательности.
793. Если раньше, при созерцании отдельных цветов, мы возбуждались до известной степени патологически, поддаваясь отдельным ощущениям и чувствуя себя то в живом п стремительном состоянии, то в вялом и тоскливом, то возвышаясь до благородного, то опускаясь до пошлого, — то теперь врожденная нашему органу потребность в цельности выводит нас из этой ограниченности; орган сам дает себе свободу, порождая противоположность навязанного ему единичного впечатления, и тем самым — удовлетворяющую цельность.
794. Таким образом, насколько просты те собствешю гармонические контрасты, которые даются нам в этом узком круге, настолько важно указание, что природа имеет тенденцию через цельность вести нас к свободе, и что на этот раз явление природы непосредственно достается нам для эстетического употребления.
795. Мы можем сказать поэтому, что цветовой круг, как мы привели его, уже по самому матерьялу вызывает приятное ощущение; и здесь же уместно будет упомянуть, что радугу неправильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности; ей ведь нехватает главного цвета, чистого красного цвета, пурпура, который не может возникнуть, так как у этого явления, так же, как и у традиционного призматического изо- бражепия, желтокрасный и синекрасный цвета пе могут встретиться.
796. Природа вообще пе дает иам ни одного общего Феномена, где цветовая цельность была бы вполне на лицо. Экспериментами можно вызвать таковую в ее совершенной красоте. Но как все явлепие располагается в круге, это мы лучше всего поймем, нанеся пигменты иа бумагу, при наличности природ- пых задатков; после некоторого опыта и упражнения, мы, в конце концов, всецело проникаемся идеей этой гармонии и храпим ее в уме.
Характерные сопоставления
797. Кроме этих чисто гармонических сопоставлений, которые сами собой возникают и всегда связаны с цельностью, есть еще другие, которые создаются произволом и которые нам легче всего отметить указанием, что в нашем цветовом круге они располагаются не по диаметрам, а по хордам, и при том прежде всего с перескакиванием одного цвета.
798. Мы называем эти сопоставления характерными, потому что во всех них есть что — то значительное, навязывающееся нам с известным выражением, но ие удовлетворяющее пас, так как все характерное возникает только благодаря своему выделению из целого, как часть, стоящая в связи с этим целым, не растворяясь в нем.
799. Зная цвета как в их возникновении, так и в их гармонических соотношениях, мы можем ожидать, что и характеры произвольных сопоставлений будут обладать самым различным, значением. Рассмотрим их по одиночке.
ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ
800. Это самое простое из таких сопоставлений. Можно сказать, что в ием — всего слишком мало: так как в ием нет нп следа краевого, то ему слишком далеко до дельности. В этом смысле можно назвать его бедным и — так как оба полюса стоят на самой низкой ступени — пошлым. Зато у пего то преимущество, что он стоит ближе всего к зеленому цвету. Значит, к реальному удовлетворению.
ЖЕЛТЫЙ И ПУРПУР
820. Несколько одностороннее, но ясно — веселое и великолепное сопоставление. Оба конца активной стороны выступают рядом, но непрерывное становление не выражено.
Так как из их смешения в виде пигментов можно ожидать желтокрасного, то они до известной степени заменяют этот цвет.
СИНИЙ И ПУРПУР
821. Оба конца пассивной стороны с уклоном верхнего конца в активную сторону. Так как смешение того и другого дает синекрасиое, то эффект этого сопоставления тоже приближается к этому цвету.
ЖЕЛТОКРАСНЫЙ И СИНЕКРАСНЫЙ.
822. Взятые вместе, опи, как потепцированпые концы обеих сторон, отличаются возбуждающим, ярким характером. Они дают нам предчувствие пурпура, который в Физических экспериментах и получается из их соединения.
823. Таким образом, эти четыре сопоставления обладают тем общим свойством, что из их смешения получались бы лежащие между ними цвета нашего круга; это бывает уже тогда, когда сопоставление состоит из мелких частей и рассматривается издали. Плоскость с узкими синими и желтыми полосками кажется на некотором расстоянии зеленой.
824. Когда же глаз видит рядом синий и желтый цвет, он находится в удивительном состоянии, все время пытаясь породить зеленый, но это ему не удается, и потому он пе может осуществить ни спокойствия в частности, ни чувства цельности в общем.
825. Итак, отсюда видно, что мы не напрасно назвали эти сопоставления характерными, и что характер каждого из них должен стоять в связи с характером единичных цветов, из которых оин составлены.
Бесхарактерные сопоставления
826. Мы обращаемся теперь к последнему виду сопоставлений, которые легко отыскать на круге. Это будут те, которые обозначепы меньшими хордами; здесь перескакивают не через промежуточный цвет, а только через переход из одного цвета в другой.
827. Эти сопоставления можно, я думаю, назвать бесхарактерными, так как цвета лежат здесь слишком близко друг к другу, чтобы впечатление от них могло стать значительпым. Однако, бблыпая часть все — жс в известной степени правомерна, отмечая движение между двумя точками, отношение между которыми, однако, едва ощутимо.
828. Так желтый и желтокрасный, жслтокраспый и пурпуровый, синий и сппекрасный, сиискраспый и пурпуровый выражают ближайшие ступени потенцирования и кульмипирования, и при известных пропорциях масс могут оказывать недурное действие.
829. Желтый и зеленый всегда отличаются пошло — веселым, енннй и зеленый — пошло — отталкивающим характером; поэтому паши добрые предки и называли это последнее сопоставление шутовским цветом.
Отношение сопоставлений к светлому и темному
830. Эти сопоставления можно очень разпообразить, взяв оба цвета светлыми, оба темными, один светлым, а другой темным, причем, однако, все, имевшее силу вообще, должно иметь силу и в каждом особом случае. Из того бесконечного многообразия, которое при этом получается, мы укажем лишь на следующее.
831. Активная сторона, сопоставленная с черным, выигрывает в энергии; пассивная проигрывает. Сопоставленная с белым и светлым, активная сторона теряет в силе; пассивная выигрывает в веселости. Пурпуровый и зеленый цвет рядом с черным имеет темный и мрачный вид, рядом с белым, напротив, ласкающий.
832. Сюда присоединяется еще то, что все краски могут быть более или менее загрязнены, до известной степени сделаны неузнаваемыми и в таком виде сопоставлены частью друг с другом, частью с чистыми цветами, благодаря чему получаются бесконечные вариации, но, однако, сохраняет силу все, что было сказано о чистых цветах.
Исторические замечания
…834. Указанные основоположения были выведены пз человеческой природы н из признанных соотношении цветовых явлений. В опыте нам попадаются как согласные с этими основоположениями Факты, так и противоречащие им.
835. Люди прпроды, некультурные народы, детн проявляют большую склонность к цвету в его высшей энергии, значит, особенно к желтокрасиому. У ппх есть также склонность к пестрому. Пестрое же получается, когда цвета в своей высшей энергии сопоставляются без гармонического равновесия. Если, однако, это равновесие, в силу инстинкта или случайно, соблюдено, возникает приятное действие. Я вспоминаю, что один гессепский офицер, вернувшийся из Америки, раскрасил лицо по образу диких чистыми красками, благодаря чему получилась своего рода цельность, не лишенная приятности.
836. Народы южной Европы носят одежду очень живых цветов. Шелковые товары, дешевые у них, способствуют этой склопности. И можно сказать, что особепно женщины со своими яркими корсажами и лентами всегда находятся в гармонии с ландшафтом, не будучи в состоянии затмить блестящие краски неба и земли.
837. История красильного искусства учит нас, что в одежде народов очепь большую роль играли известные технические удобства и выгоды.
Так, немцы много носят синий цвет, потому что это — прочная окраска сукна; в некоторых местностях все крестьяне ходят в зеленом тпке, потому что последний хорошо окрашивается в этот цвет. Стоило бы только путешественнику обращать па это внимание, и он скоро сделал бы приятные и поучительные наблюдения.
835. Как цвета создают иастроепия, так они и сами приспособляются к настроениям и обстоятельствам. Живые нации, например, Французы, любят потенцированные цвета, особенноактнв- пой стороны; умеренные, как англичане и немцы, любят соломенно или кожевенно — желтый цвет, с которым они носят темносиний. Нации, стремящиеся к подчеркиванию своего достоинства, как итальянцы и исиапцы, перетягивают красный цвет своих плащей па пассивную сторону.
836. По характеру цвета одежды заключают о характере человека. Так можно заметить отпошспие отдельных цветов и сопоставлений к цвету лица, возрасту и состоянию.
837. Женская молодежь держится розового и бирюзового цвета, старость — Фиолетового и темнозеленого. У блондипки — склонность к Фиолетовому и светложелтому, у брюнетки — к синему и желтокраспому, и склонность эта вполне правомерна.
Римские императоры были чрезвычайно ревнивы к пурпуру. Одежда китайского императора — оранжевый цвет, затканпый пурпуром. Лимонно — желтый имеют также право носить его слугп н духовенство.
838. У образованных людей замечается некоторое отвращение к цветам. Это может проистекать частью от слабости органа, частью от неуверенности вкуса, охотио находящей убежище в полном ничто. Женщипы ходят теперь почти исключительно в белом, мужчины — в черном.
839. Здесь не будет, однако, неуместным заметить вообще, что насколько охотио человек выделяется, настолько же охотно он любит теряться среди себе подобных.
840. Черный цвет должен был иапомипать венецианскому дворянину о республиканском равенстве.
841. Насколько пасмурное северное небо мало — по — малу изгнало краски, это, может быть, тоже возможно было бы исследовать.
842. Употребление цельных цветов, конечно, очень ограничено, зато загрязненные, умерщвленные, так называемые модные цвета обнаруживают бесконечное число отклоняющихся степеней п оттенков, из которых большинство не лишено приятности.
843. Нужно еще заметить, что при цельных красках женщины подвергаются опасности сделать не вполне живой цвет лица еще более тусклым, как и вообще опп вынуждены, желая состязаться с блестящей обстановкой, придавать цвету своего лица яркость посредством румян.
844. Здесь оставалось бы еще произвести приличную работу, именно оценку Форменного платья, ливрей, кокард и других значков, согласно установленным основоположениям. В общем можно сказать, что такие одежды или значки не должны обладать гармоническими цветами. Форменное платье должно бы обладать характером и достоинством; ливреи могут носить пошловатый и бьющий на Эффект характер. В примерах хорошего и дурного рода недостатка не будет, так как цветовой круг узок, и его уже достаточно часто пробовали применять.
Из «Матерьялов для истории учения о цветах».
Замечания относительно учения