Внебрачная дочь
составить общее
представление об идее трилогии. Она должна была
дать обобщенное
изображение страны, охваченной революцией. В «Великом Кофте» и «Гражданине генерале» события, предшествовавшие революции, и ее отголоски в Германии были освещены в комическом плане.
Трилогия должна была
поднять сюжет на высоту подлинной трагедии. Если «
Великий Кофта» —
комедия о разложении старого режима, то «Внебрачная
дочь» —
трагедия о жестокости и несправедливости феодальной сословной монархии.
Продолжение должно было показать, как все
более усугубляющиеся несправедливости и
разлад в среде правящей верхушки делают неизбежными
сначала возмущение, а
затем и активные действия угнетенных против
власть имущих.
Гете интересовало
отражение великого исторического события в судьбах отдельных людей.
Падение старого режима
должно было быть показано в пятом акте
второй части, где
граф, воспитательница и другие лица из аристократической среды оказываются в тюрьме. Сама Евгения переживает личную драму.
Судья, с которым она соединяет судьбу в конце первой части, становится на сторону борцов против монархии, Евгения же посвящает
себя защите старого порядка и его приверженцев. Об окончании трилогии
судить нельзя, ибо об этом не осталось никаких записей
Гете или рассказов близких ему людей. Когда в 1831 году его
друг композитор К. Цельтер напомнил ему о его планах,
Гете ответил: «О «Внебрачной дочери» я и
думать не хочу;
неужели Вы хотите, чтобы я вызвал в
себе мысли о том неприятном, что с нею связано?» В другом письме Цельтеру в том же 1831 году
Гете повторил
признание,
ранее сделанное им Шиллеру: «Я не рожден
быть трагическим поэтом, ибо по природе склонен к примирению.
Поэтому (так комментирует он свое давнее
признание. — А. А.) чисто трагический
случай, исключающий примирение, не
может меня
интересовать, к тому же в нашем внешне плоском мире все непримиримое кажется мне совершенно абсурдным». Но главной причиной незавершенности трилогии
было,
конечно, двойственное
отношение Гете к французской революции.
Несмотря на то, что
Гете не завершил трилогию, «Внебрачная
дочь», несомненно, представляет
самостоятельный интерес. Драму
нельзя рассматривать как бытовое реалистическое произведение, с
такой точки зрения ей
можно предъявить упреки в немотивированности поведения некоторых персонажей.
Сюжет послужил
Гете поводом для создания произведения обобщенно-символического плана. Если в «Геце фон Берлихингене» и
отчасти в «Эгмонте» поэта увлекала
задача живого конкретного изображения исторической действительности и он любовно выписал детали, то во «Внебрачной дочери» единичное и
частное уступает
место общему, типическому, символу. Французская
монархия накануне революции не была для
Гете отдаленным историческим прошлым. Всего
десять с небольшим лет отдаляют «Внебрачную
дочь» от последних дней старого режима во Франции. Не частности, не детали близкой
Гете эпохи интересовали его, а осмысление исторического процесса, совершавшегося на глазах поэта.
Поэтому Гете уходит в обработке мемуаров принцессы
Бурбон-Конти от бытовых и авантюрных мотивов, стремясь
создать героев
столь же обобщенных и законченных, как герои античных трагедий. Именно на них равняется
автор «Внебрачной дочери», и это объясняет, почему
Гете отказывается от воспроизведения бытовой речи, создавая драму в возвышенно-поэтическом стиле. Поэтическая
сила оригинала,
звучание гетевского стиха позволяют
говорить о значительности этого сравнительно
мало известного произведения
Гете.
…
счастье одарило // Тебя куда щедрее, чем
закон. — Имеется в виду, что
законный сын герцога не принес ему такого счастья, как незаконная
дочь.
Иль вы, на острова ее сошлете? —
Речь идет о заморских владениях Франции в Карибском
море.
Вы, реки, затопите берега! — Символическая
картина грядущей революции против феодальной монархии.
…крылом орлиным уподобясь… — В Древнем Риме, когда подвергали сожжению
труп скончавшегося императора, над костром выпускала орла, что
было символом души, возносящейся в
небо.
…бумагу эту, // Способную лишь
возмутить меня. —
Король подписал указ о том, что Евгения отдается во
власть воспитательницы. Подписывая указ,
король не подозревал, что
законный сын герцога воспользуется им в корыстных целях и во
вред Евгении.
…И
распря двух воинствующих станов // … // Открыто
вскоре выйдет на
простор! —
Гете здесь не
первый раз прибегает к приему подготовки читателя, намекая на грядущие события.
Лишь в тесном круге подчиняем мы // Законности… —
Здесь и
далее Гете раскрывает
подлинный характер законности в деспотическом государстве: суду подлежат только подданные,
тогда как вышестоящих суд не имеет права
касаться, и преступления, совершаемые
власть имущими, остаются безнаказанными.