Скачать:PDFTXT
Доказательства бытия Бога в Сумме против язычников и Сумме теологии
то будет
менее очевидно, что Бог есть. Ведь если мир и движение начина-
ются сызнова, то ясно, что надлежит полагать некую причину, ко-
торая сызнова производит мир и движение, поскольку все, что тво-
рится сызнова, должно брать начало от некоего устроителя, по-
скольку ничто не приводит себя от потенциальности к
актуальности или от небытия к бытию.
Второе – что в вышеупомянутых доказательствах предпола-
гается, что первое движущееся, а именно небесное тело, движет-
ся из себя. Из этого следует, что оно – одушевленное существо, с
чем многие не соглашаются33. И относительно этого следует ска-
зать, что если первое движущее не полагается движимым из себя,
то надлежит, чтобы оно двигалось непосредственно от всецело
неподвижного. Поэтому Аристотель далее выводит это заключе-
ние с дизъюнкцией, а именно: надлежит, чтобы оно сразу прихо-
дило или к первому неподвижному отделенному движущему, или
к самодвижущемуся, от которого, опять-таки, приводилось к пер-
вому движущему, который неподвижен и отделен34.
Но Философ проводит во второй [книге] «Метафизики» и дру-
гой путь для демонстрации того, что в [сфере] действующих при-
чин процесс не может уходить в бесконечность, но надлежит
приходить к одной первой причине, и ее мы называем Богом.
И этот путь таков. Во всех упорядоченных действующих причи-
нах первая есть причина средней, а средняя – причина последней,
будь средняя одна или будь их много. Если же устранить при-
чину, устраняется и то, чего она причина. Следовательно, если
устранить первую причину, то не могла бы существовать сред-
няя причина. Но если процесс в [сфере] действующих причин
58
in infinitum, nulla causarum erit prima. Ergo omnes aliae tollentur, quae
sunt mediae. Hoc autem est manifeste falsum. Ergo oportet ponere
primam causam efficientem esse. Quae Deus est.
Potest etiam alia ratio colligi ex verbis Aristotelis. In II enim
Metaphys.
Ostendit quod ea quae sunt maxime vera, sunt et maxime entia. In IV autem
Metaphys. Ostendit esse aliquid maxime verum, ex hoc quod videmus
duorum falsorum unum altero esse magis falsum, unde oportet ut alterum
sit etiam altero verius; hoc autem est secundum approximationem ad id
quod est simpliciter et maxime verum. Ex quibus concludi potest ulterius
esse aliquid quod est maxime ens. Et hoc dicimus Deum.
Ad hoc etiam inducitur a Damasceno alia ratio sumpta ex rerum
gubernatione: quam etiam innuit Commentator in II Physicorum. Et
est talis. Impossibile est aliqua contraria et dissonantia in unum
ordinem
concordare semper vel pluries nisi alicuius gubernatione, ex qua omnibus
et singulis tribuitur ut ad certum finem tendant. Sed in mundo videmus
res diversarum naturarum in unum ordinem concordare, non ut raro et
a casu, sed ut semper vel in maiori parte. Oportet ergo esse aliquem
cuius
providentia mundus gubernetur. Et hunc dicimus Deum.
Capitulum 15
Quod Deus sit aeternus
… Amplius. videmus in mundo quaedam quae sunt possibilia esse
et non esse, scilicet generabilia et corruptibilia. Omne autem quod est
possibile esse, causam habet: quia, cum de se aequaliter se habeat ad
duo, scilicet esse et non esse, oportet, si ei approprietur esse, quod
hoc
sit ex aliqua causa. Sed in causis non est procedere in infinitum, ut
supra
probatum est per rationem Aristotelis. Ergo oportet ponere aliquid quod
sit necesse esse.
59
уходил бы в бесконечность, никакая причина не была бы первой.
Следовательно, уничтожаются все другие, средние. Но это оче-
видно ложно. Следовательно, надлежит полагать, что существует
первая производящая причина. Каковая есть Бог.
Можно и другой довод вывести из слов Аристотеля. Ведь во
второй [книге] «Метафизики» он показывает35: то, что есть наи-
большее истинное, есть и наибольшее сущее. В четвертой же [кни-
ге] «Метафизики» он показывает36, что существует нечто наибо-
лее истинное, из того, что мы видим, что из двух ложных одно
более ложно, чем другое, поэтому надлежит, чтобы другое было
более истинным, чем первое. Это же [происходит] согласно при-
ближению к тому, что истинно просто и в наибольшей степени.
Из двух [этих оснований] можно заключить далее, что есть нечто,
которое есть наиболее сущее. И это мы называем Богом.
К этому же Дамаскин приводит другой довод37, взятый из уп-
равления вещами, каковое отмечает и Комментатор в [коммента-
рии на] вторую книгу «Физики»38. И он таков. Невозможно, что-
бы некие противоположные и несогласующиеся [вещи] были со-
гласованы в одном порядке всегда или по большей части, если они
не находятся под неким управлением, которое положило для вся-
кого и единичного, чтобы они стремились к определенной цели.
Но мы видим, что в мире вещи различной природы согласуются в
едином порядке, и не редко и случайно, но всегда или по большей
части. Следовательно, надлежит, чтобы существовал некто, про-
видением коего управляется мир. И его мы называем Богом.
Глава 15
Что Бог – вечен
…Далее. Мы видим в мире некие [вещи], которые могут быть и
не быть, а именно, порождаемые и уничтожаемые. Все то, что мо-
жет быть, имеет причину, поскольку, если оно равным образом от-
носится к обоим, то есть к бытию и небытию, и если оно получает
бытие, то надлежит, чтобы оно происходило от некоторой причи-
ны. Но в [сфере] причин процесс не может уходить в бесконечность,
как было доказано выше благодаря доводам Аристотеля. Следова-
тельно, надлежит полагать нечто, которое существовало бы с не-
обходимостью.
60
Omne autem necessarium vel habet causam suae necessitatis
aliunde; vel non, sed est per seipsum necessarium. Non est autem
procedere in infinitum in necessariis quae habent causam suae
necessitatis aliunde. Ergo oportet ponere aliquod primum necessarium,
quod est per seipsum necessarium. Et hoc Deus est: cum sit causa prima,
ut ostensum est. Est igitur Deus aeternus: cum omne necessarium per se
sit aeternum.
Все же необходимое или имеет причину своей необходимос-
ти от другого, или не имеет [от другого], но необходимым обра-
зом благодаря самому себе. Но процесс не может уходить в беско-
нечность в [сфере] необходимых [вещей], которые имеют причи-
ну своей необходимости от другого. Следовательно, надлежит
полагать нечто первично необходимое. И это – Бог, поскольку Он
есть первая причина, как показано. Таким образом, Бог – вечен,
поскольку все само по себе необходимое – вечно.
62
SUMMA THEOLOGIAE
Prima pars
Questio 2: De Deo, an Deus sit in tres articulos divisa
Quia igitur principalis intentio huius sacrae doctrinae est Dei
cognitionem tradere, et non solum secundum quod in se est, sed etiam
secundum quod est principium rerum et finis earum, et specialiter
rationalis creaturae, ut ex dictis est manifestum; ad huius doctrinae
expositionem intendentes, primo tractabimus de Deo; secundo, de motu
rationalis creaturae in Deum; tertio, de christo, qui, secundum quod
homo, via est nobis tendendi in Deum.
Consideratio autem de Deo tripartita erit. Primo namque
considerabimus ea quae ad essentiam divinam pertinent; secundo, ea
quae pertinent ad distinctionem personarum; tertio, ea quae pertinent
ad processum creaturarum ab ipso.
Circa essentiam vero divinam, primo considerandum est an Deus
sit; secundo, quomodo sit, vel potius quomodo non sit; tertio
considerandum erit de his quae ad operationem ipsius pertinent, scilicet
de scientia et de voluntate et potentia.
Circa primum quaeruntur tria:
Primo: utrum Deum esse sit per se notum.
Secundo: utrum sit demonstrabile.
Tertio: an Deus sit.
63
СУММА ТЕОЛОГИИ
Часть I
Вопрос 2: О Боге (есть ли Бог?), – разделенный
на три главы
Итак, поскольку главное намерение этого священного уче-
ния – передавать знание о Боге, и не только согласно тому, как Он
есть в себе, но и согласно тому что Он есть начало и цель вещей (а
особенно разумных творений), и это ясно из сказанного (вопр. 1,
гл. 7), то, намереваясь дать изложение этого учения, мы, во-пер-
вых, изложим учение о Боге; во-вторых, о движении разумных тво-
рений к Богу (часть II); в-третьих, о Христе, Который, согласно
тому, что Он вочеловечился, есть для нас путь в нашем устремле-
нии к Богу (часть III).
Рассмотрение же, относящееся к Богу, будет троякое. А имен-
но, во-первых, мы рассмотрим то, что относится к божественной
сущности; во-вторых, то, что относится к различию Персон (вопр.
27); в-третьих, то, что относится к происхождению творений от
Бога (вопр. 44).
Относительно же божественной сущности, во-первых, следует
рассмотреть, есть ли Бог; во-вторых – каков Он есть, или, лучше,
каков Он не есть (вопр. 3); в-третьих, следует рассмотреть то, что
относится к Его деятельности, а именно, знание, волю и могуще-
ство (вопр. 14).
Относительно первого ставится три вопроса:
Первый: является ли то, что Бог есть, известным само по себе?
Второй: является ли это доказуемым?
Третий: есть ли Бог?
64
Articulus 1
Utrum Deum esse sit per se notum
Ad primum sic proceditur. Videtur quod Deum esse sit per se notum.
1. Illa enim nobis dicuntur per se nota, quorum cognitio nobis
naturaliter inest, sicut patet de primis principiis. Sed, sicut dicit
Damascenus in principio libri sui, omnibus cognitio existendi Deum
naturaliter est inserta. Ergo Deum esse est per se notum.
2. Praeterea, illa dicuntur esse per se nota, quae statim, cognitis
terminis, cognoscuntur, quod philosophus attribuit primis
demonstrationis principiis, in I Poster., scito enim quid est totum et
quid
pars, statim scitur quod omne totum maius est sua parte. Sed intellecto
quid significet hoc nomen Deus, statim habetur quod Deus est.
Significatur enim hoc nomine id quo maius significari non potest, maius
autem est quod est in re et intellectu, quam quod est in intellectu
tantum,
unde cum, intellecto hoc nomine Deus, statim sit in intellectu, sequitur
etiam quod sit in re. Ergo Deum esse est per se notum.
3. Praeterea, veritatem esse est per se notum, quia qui negat
veritatem esse, concedit veritatem esse, si enim veritas non est, verum
est veritatem non esse. Si autem est aliquid verum, oportet quod veritas
sit. Deus autem est ipsa veritas, Ioann. XIV, ego sum via, veritas et
vita.
Ergo Deum esse est per se notum.
Sed contra, nullus potest cogitare oppositum eius quod est per se
notum ut patet per philosophum, in IV Metaphys. et I Poster., circa prima
demonstrationis principia.
Скачать:PDFTXT

то будетменее очевидно, что Бог есть. Ведь если мир и движение начина-ются сызнова, то ясно, что надлежит полагать некую причину, ко-торая сызнова производит мир и движение, поскольку все, что тво-рится