же лишает существующее того, что ему присуще. Отсюда ясно, что вечные существа, поскольку они существуют вечно, не находятся во времени, так как они не объемлются временем и бытие их не измеряется временем; доказательством этому служит то, что они, не находясь во времени, не подвергаются воздействию со стороны времени».
170
De Div. Nom. XIII.
171
Ibid.
172
Categ.X.
173
Metaph. IV, 2.
174
De Consid. V
175
Horn. XIV in Joan.
176
De Div. Nom. I. Ср.: «…Оно (Божественное) превосходит всякое слово и всякое знание и пребывает превыше любого ума и сущности, все сущее объемля, объединяя, сочетая и охватывая заранее, Само же будучи длявсего совершенно необъемлемо, не воспринимаемо ни чувством, ни воображением, ни суждением, ни именем, ни словом, ни касанием, ни познанием…».
177
De Div. Nom. V
178
DeTrin.V
179
DeTrin.XV.
180
De Div. Nom. I. Ср.: «Как для чувственного неуловимо и невидимо умственное, а для наделенного обликом и образом простое и не имеющее образа, и для сформированного в виде тел неощутимая и безвидная бесформенность бестелесного, так, согласно тому же слову истины, выше сущностей находится сверх существенная неопределенность, и превышающее ум единство выше умов».
181
De Civ Dei XXII, 29.
182
DeVid. Deum, Epis. CXLVII.
183
De Div. Nom. IV Ср.: «…ангел есть «образ» Божий, проявление неявленного света, «зеркало» чистое, светлейшее, незапятнанное, неповрежденное, «незамаранное», воспринимающее всю, с позволения сказать, красоту благообразного образа Божия и беспримесно сияющее в себе, насколько это возможно, благостью священного молчания».
184
Т. е. налицо явное противоречие: все твари нуждаются в сотворенном свете, однако, соприродные этому свету твари в нем не нуждаются.
185
Букв, «богоформие».
186
Octog. Tri.Quaest.,32.
187
В синодальном переводе: «Стремлюсь, не достигну ли и я».
188
De Vid. Deum, Epis. CXLVII.
189
В синодальном переводе: «Боже великий, сильный, Которому имя «Господь Саваоф», великий в совете и сильный в делах».
190
De Verb. Dim., Serm. XXXVII.
191
Фома понимает (да и формулирует) «постижение» как схватывание умом предмета мысли с целью последующего обладания им. Поэтому «охват» (или «охватывание») – это постижение «в целом» при неизменности обладания, а «неведение» – невозможность схватывания или невозможность обладания. Отсюда становятся понятными его последующие рассуждения и примеры.
192
Dialog. IV
193
DeCoel. Hier. VII.
194
Confess. V, 4.
195
Gen. ad Lit. XII, 28.
196
Topic. VI.
197
Gen. ad Lit. VIII, 22.
198
DeTrin.XVI.
199
De Vera Relig. XXXI.
200
DeTrin.XII.
201
Gen. ad Lit. XII, 24, 25.
202
De Coel. Hier. IV Ср.: «…богоявления же святым бывали в виде подобающих Богу откровений через некие священные и соразмерные созерцающим видения. А всепремудрое богословие это видение, которое явило в себе самом – как в образе неизобразимого – божественное подобие, поскольку оно возводит созерцающих его к Божеству, справедливо называет богоявлением, потому что через него для созерцающих происходит божественное озарение и они свято посвящаются в нечто божественное».
203
Gen. ad Lit. XII, 26, 27, 28.
204
Soliloq. 1,8. Ср.: «Так и относительно научных положений, которые всякий, понимающий их, признает без всякого колебания за самые истинные, следует думать, что их нельзя было бы осознать, если бы они не были освещены как бы некоторым своим солнцем».
205
DeConsol.V, 4.
206
DeTrin. I.
207
Retract. I.
208
De MysticaTheol. I. Напр.: «…божественнейшие и высочайшие из предметов созерцания и разумения являются всего лишь некоторыми гипотетическими выражениями подножий все Превосходящего, с помощью которых обнаруживается превышающее всякое мышление присутствие Того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест».
209
De Coel. Hier. I.
210
Horn. XXVI in Evang.
211
De Div. Nom. I. Очень приблизительная цитата.
212
Peri Herrn. I. Точнее, не «идей», а «представлений в душе».
213
De Fide Orth. I, 9.
214
De Div. Nom. I.
215
DeTrin. VI.
216
DeDoctr. Christ. 1,32.
217
De Coel. Hier. II.
218
De Fide II.
219
De Div. Nom. I. Ср.: «…богомудры воспевают Причину всего, заимствуя имена из всего причиненного Ею».
220
De Mystica Theol.
221
Metaph. IV, 2.
222
De Fide I.
223
DeTrin.V.
224
Metaph. V, 15. Ср.: «Измеримое же, познаваемое и мыслимое называется соотнесенным потому, что другое находится в отношении с ним».
225
В синодальном переводе: «Господь, Ты – нам прибежище в род и род!»
226
De Fide Orth. I.
227
De Fide I.
228
DeDiv. Nom. II. Очень приблизительная цитата.
229
Букв, «четырехбуквие» (греч.). Несообщимое имя Бога. Популярное, особенно среди еврейских мистиков, представление о том, что произнесение или написание какого бы то ни было имени Бога – святотатство (поскольку любое имя недостойно Его), привело к мысли заменить состоящее из четырех букв имя Яхве ссылкой на него, обозначенной словом Тетраграмматон.
230
De Div. Nom. IV. Ср.: «…перейдем теперь в нашей речи к тому самому благоименованию, которое богословы решительным образом выделяют из всех других, применяемых к сверхбожественной божественности, называя Благостью, как мне кажется, само Богоначальное бытие, имея при этом в виду, что для Добра существовать – как для Добра по существу – означает распространять благость во все сущее».
231
De Fide Orth. I.
232
DeTrin.V.
233
De Coel. Hier. Il. Ср.: «Стало быть, если отрицания по отношению к божественному истинны, а утверждения не согласуются с сокровенностью невыразимого, для невидимого более подобает разъяснение через неподобные изображения».
234
DeTrin.ll.
235
De Anima III, 8.
236
De Causis. Ср.: «Каждый знающий, кто знает свою сущность, возвращается к своей сущности полным возвращением. Ибо знание есть не что иное, как умопостигаемое действие. Следовательно, когда знающий знает свою сущность, то обращается действием своего ума к своей сущности. Это возможно только потому, что знающий и знаемое суть одна и та же вещь, поскольку знание знающего свою сущность движется из нее и к ней: оно происходит из нее, поскольку оно является знающим, и возвращается к ней, потому что оно есть знаемое».
237
De Anima III.
238
De Trin. til.
239
Gen. ad Lit. VI, 12.
240
De Anima III. Ср.: «… знание есть в некотором смысле то, что познается, а ощущение – то, что ощущается. Но в каком смысле – это надо выяснить. Итак, знание и ощущение разделяются по предметам: знание и ощущение в возможности относятся к предметам в возможности, знание и ощущение в действительности – к предметам в действительности».
241
В данном случае (да и во многих других) Фома понимает «виды» гораздо шире, чем просто виды рода. Виды – это скорее формы (умственные образы), или даже всеобщие формы, т. е. универсалии.
242
Octog.Tri. Quaest, 15.
243
Ibid.
244
DeVid. Deum, Epis. CXII.
245
De Trin. VII.
246
Metaph.XII.
247
Octog.Tri. Quaest.,46.
248
Букв, «надлежащим знанием», т. е. знанием вещей не только как универсалий, но и как множества отдельных сущих, наделенных своей особой реальностью, своим частным способом бытия.
249
Прежде всего, Фома имеет в виду Аверроэса и его последователей.
250
De Trin. XV
251
Metaph. X, 1. Ср.: «…мы называем также знание и чувственное восприятие мерою вещей, а именно потому, что мы нечто познаем при посредстве их, хотя они скорее измеряются, чем измеряют».
252
De Trin. XV.
253
Metaph. IX, 5. Ср.: «К чему из двух противоположностей решительно стремится существо, то оно, когда это представляется возможным, и делает соответствующим способности образом…».
254
De Anima III. Ср.: «Точка же и всякая часть деления, равно как и все в этом смысле неделимое обнаруживаются так же, как лишенность. То же самое можно сказать и о всем прочем, например о том, как познается зло или черное. А именно: их познают некоторым образом через противоположное им. Познающее же должно быть в возможности этими противоположностями, и вместе с тем в нем должно быть единое. Если же нечто не имеет противоположного себе, то оно познает само себя, есть всегда действительность и существует отдельно».
255
Confess. Ill, 7. Ср.: «Откуда мне было знать тогда, что зло – это умаление добра, доходящее порою до полного ничтожества».
256
De Civ. Dei XII.
257
De Div. Nom. VII. Ср.: «Не от сущих ведь, изучая сущее, имеет ведение божественный Ум, но от Себя и в Себе: как Причина Он предымеет и просодержит разумение, знание и сущность всего, не по наружности судя о каждом, но как знающий и содержащий единую причину всего. – подобно свету, являясь причиной тьмы, предымеет в себе ее знание, не от иного чего зная тьму, как только от света».
258
De Anima II. Ср.: «…ощущение в действии направлено на единичное, знание же – на общее».
259
В синодальном переводе: «Все пути человека – чисты в его (т. е. человека) глазах, но Господь взвешивает души».
260
De Anima I. Ср.: «Получается, по Эмпедоклу, что бог – наименее разумное из всех существ, ибо только он не будет знать один элемент – вражду, смертные же будут знать все: ведь каждый из них состоит из всех элементов». Подобное же суждение есть и в Metaph. Ill: «А потому у него (Эмпе-докла) и получается, что бог, который блаженнее всего, менее разумен. чем остальные существа, ибо он не знает всех элементов: ведь он не содержит в себе вражду а между тем подобное познается подобным».
261
Т. е. будучи сущей по крайней мере в возможности. Поскольку Бог есть начало всяческого бытия, то Он, следовательно, есть и начало бытия в возможности, а значит. Ему ведомо и такое бытие.
262
Phys. Ill, 6. Ср.: «…бесконечное есть там, где, беря некоторое количество, всегда можно взять что-нибудь за ним».
263
De Civ. Dei XII, 18.
264
Ibid. Ср.: «…бесконечность числа, хотя бы и не было числа бесконечным числам, не может быть необъемлемой для Того, у Кого нет числа разуму».
265
Phys. I, 2.
266
De Anima III, 10. Ср.: «…ум, размышляющий о цели, т. е. направленный на деятельность, от созерцающего ума… отличается своей направленностью к цели».
267
De Div. Nom. VII.
268
Octog. Tri.Quaest.,46.
269
DeFideOrth. I. 10.
270
Octog. Tri. Quaest. 46.
271
Ibid.
272
De Div. Nom. V, 9. Ср.: «…следует признать, что Тот. Кто является Причиной и солнца, и всего, гораздо более прообладает первообразами всех сущих в едином сверхсущественном соединении… Первообразами же мы называем предсуществующие в Боге в единстве творящие сущность логосы сущих, каковые богословие называет предначертаниями и божественными и благими пожеланиями, разделяющими и творящими сущее, в соответствии с которыми Сверхсущественный все сущее и предопределил и осуществил».
273
Octog. Tri. Quaest., 46.
274
Ibid.
275
Soliloq. Il, 5.
276
Poster. I.
277
Praedicam. III.
278
Metaph. VI, 4. Ср.: «… ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в мысли».
279
De Vera Relig. XXXVI.
280
DeThn.V.
281
De Vera Relig. XXXVI.
282
De Verit. XII. Ср.: «…всякая истина есть правильность, а правильность мне представляется тем же самым, что справедливость. …правильность есть только в разумной природе, которая одна лишь воспринимает правильность».
283
Metaph. VIII, 6.
284
Metaph. IV.
285
DeAnimaIII, 6. Ср.: «…ум, направленный на существо предмета как суть его бытия, истинен».
286
Metaph. VI, 4.
287
Metaph. II, 1.
288
DeLib.Arbit.il, 19.
289
De Vera Relig. XXXVI.
290
DeTrin.XV, 1.
291
DeVerit. XIII.
292
Цитируется по Вульгате. В каноническом переводе: «…не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими».
293
De Lib. Arbit. II. 8.
294
DeLib.Arbit.il, 12.
295
De Verit. VII.
296
Soliloq. Il, 8.
297
De Vera Relig. XXXIII.
298
De Vera Relig. XXXIV Ср.: «Всякое тело – тело, без сомнения, истинное, обманчиво только единство. Ибо всякое тело не вполне едино, или не настолько подходит к нему, чтобы вполне его выражать; и, однако, оно не было бы и телом, если бы не было в той или иной мере единым. Но само собой понятно, что оно не могло бы быть единым хотя бы в какой-нибудь мере, если бы не получило