так, помещенные вещи находятся в месте. И в обоих этих смыслах Бог определенным образом находится в каждом месте, а значит, – и везде.
В первом, поскольку Он находится во всех вещах, даруя им бытие, силу и способность действовать; таким образом, Он находится в каждом месте как дарующий этому месту его бытие и силу И, кроме того, помещенные вещи находятся в месте постольку, поскольку они его наполняют; Бог же наполняет каждое место; не так, конечно, как тело, ибо о теле говорят, что оно наполняет место, в том смысле, что это исключает присутствие в этом месте другого тела; в то время как нахождение Бога в месте не исключает присутствия в этом месте других вещей; в самом деле, даруя бытие вещам, наполняющим каждое место, Он Сам наполняет каждое место.
Ответ на возражение 1. Бестелесные вещи находятся в месте, присутствуя там не пространственным количеством, как тела, но присутствуя там силой.
Ответ на возражение 2. Термин «неделимое» можно понимать двояко. В первом смысле это значит «непрерывное», причем может указывать как на неизменность вещей, так и на момент в их последовательности; и этот вид неделимости в неизменных вещах, поскольку он занимает определенное место, не может находиться ни в разных частях места, ни во многих местах; подобно этому и неделимость действия или движения, поскольку она связана с определенным порядком в движении или действии, не может существовать в различные моменты времени. Другой вид неделимости находится вне рода непрерывного; и именно в этом смысле бестелесные субстанции – Бог, ангелы, души – названы неделимыми. Такого рода неделимость не относится к непрерывному как его часть, но лишь соприкасается с ним посредством силы; таким образом, поскольку их (бестелесных субстанций) сила может распространяться как на одно, так и на многое, как на малое, так и на большое, постольку же они могут находиться как в одном месте, так и во многих, как в малых местах, так и в больших.
Ответ на возражение 3. Целое называется таковым в отношении своих частей. Но само слово «часть» можно понимать двояко, а именно: во-первых как часть сущности; так, форма и материя называются частями составленного, в то время как род и отличительный признак называются частями вида. Но, во-вторых есть также и часть количества, на которую любое количество может быть разделено. Что, таким образом, целиком находится в каком-нибудь месте в смысле количества, то не может быть вне этого места, поскольку количество чего бы то ни было, наполняющего место, соизмеримо с количеством самого места; следовательно, нет никакого количества самого количества вне количества места. Но количество сущности не соизмеримо с количеством места. Таким образом, нет необходимости тому, что целиком находится в вещи в смысле количества его сущности, ни при каких обстоятельствах не находиться вне ее. Это очевидно на примере акцидентных форм, имеющих акцидентное же количество; так, например, белизна, если речь идет о количестве ее сущности, целиком присутствует в каждой части поверхности, ибо по своей общей видовой идее она определяется как существующая в каждой части поверхности. Но если все ее количество рассматривать с точки зрения того количества, которое она имеет акцидентно, то она уже никак не будет целиком находиться в каждой части поверхности. В то же время, бестелесные субстанции не имеют никакого количества ни в себе, ни акцидентным образом, но только лишь в смысле общей идеи своей сущности. Следовательно, как душа целиком присутствует в каждой части тела, так и Бог целиком присутствует как везде, так и в каждой отдельной вещи.
Раздел 3. Везде ли пребывает Бог сущностью, присутствием и силой?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что будет неверным представлять модус пребывания Бога во всем как пребывание Его во всем сущностью, присутствием и силой. Ведь то, что пребывает в чем-либо сущностью, разделяет сущность этого субъекта. Но сущность Бога – не в вещах; ведь Он не имеет общей сущности с кем бы то ни было. Таким образом, не должно говорить, что Бог пребывает в вещах сущностью, присутствием и силой.
Возражение 2. Далее, «пребывать в чем-нибудь» означает «не быть вне этого». Выходит, пребывание Бога во всех вещах Его сущностью означает, что Он не вне чего бы то ни было138. Тем более то же самое означает «пребывание Бога во всех вещах сущностью и присутствием». Следовательно, излишне говорить, что Бог пребывает в вещах Своею сущностью, присутствием и силой.
Возражение 3. Далее, как сила Божия суть начало всех вещей, точно так же таковы и Его знание и воля. Но не говорят же, что Он пребывает в вещах знанием и волей. Таким образом, Он не пребывает в них и Своею силой.
Возражение 4. Кроме того, как благодать – это совершенство, добавленное к субстанции вещи, точно так же и многие другие совершенства могут быть добавлены к ней. Следовательно, коль скоро Бог, говорят, пребывает в иных особым образом посредством благодати, то похоже на то, что и для каждого другого вида совершенства должен иметься свой особый модус пребывания Бога в вещах.
Этому противоречит следующее: в глоссе на Песню Песней говорится, что «Бог общим модусом пребывает во всех вещах Своим присутствием, силой и субстанцией; и еще, говорят, в иных Он пребывает более прикровенно Своею благодатью»139.
Отвечаю: Бог, говорят, пребываете вещи двояко. Одним образом – как действующая причина; так Он пребывает во всех вещах постольку, поскольку они суть Его творения. Другим образом он пребывает в вещах в том смысле, в каком объект приложения воздействия находится в действующем; такого рода действия присущи душе, ибо познанная вещь некоторым образом содержится в познавшем и желаемая вещь – в желающем. Этим вторым образом Бог пребывает прежде всего в разумной твари, которая знает и любит Его – либо действительно, либо в силу привычки. И потому-то разумная тварь и обладает этим достоинством – возможностью обрести благодать, о чем впрочем речь у нас впереди (12). Так, говорят, Он пребывает в святых Своей благодатью.
То же, каким образом Он пребывает в сотворенных Им вещах, можно проиллюстрировать на примере человеческих дел. О короле, например, говорят, что он присутствует во всем королевстве своею силой, хотя сам он находится отнюдь не повсюду. Опять-таки, о вещи говорят, что она находится в других вещах, если последние подлежат освидетельствованию; так, говорят, что вещи в доме могут быть предъявлены любому, кто, однако же, никак не может субстанциально пребывать в каждой части дома. Наконец, о вещи говорят как о пребывающей имея в виду ее субстанцию или сущность, в том смысле, что здесь может пребывать такая же субстанция. Так, были такие, которые говорили, что духовные и бестелесные вещи являются субъектами приложения божественной силы, в то время как вещи видимые и телесные – силы противоположного начала140. Вот таких-то и следует опровергать, утверждая, что Бог Своею силой пребывает во всех без исключения вещах.
Иные же, хотя и верили, что все вещи подчинены божественной силе, однако не допускали, что божественное провидение простирается вплоть до сих нижних тел, и это от их имени говорится: «Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иов. 22:14). Опровергая таких, надлежит говорить, что Бог пребывает во всех вещах Своим присутствием.
Далее, были и такие, которые хотя и говорили, что все вещи подчинены провидению Бога, однако же, утверждали, что не все вещи непосредственно созданы Богом, но что Он Сам создал лишь первые творения, а те в свою очередь создали остальных. Против таких и следует говорить, что Он пребывает во всех вещах Своею сущностью.
Таким образом, Бог пребывает во всем Своею силой, поскольку все вещи подчинены Его силе; Он пребывает во всем Своим присутствием, поскольку все вещи обнажены и открыты пред взором Его; Он пребывает во всем Своею сущностью, поскольку Он – причина бытия всего сущего.
Ответ на возражение 1. Бог, говорят, пребывает во всех вещах сущностью не в том, конечно, смысле, что пребывает посредством сущности этих самых вещей, как если бы у Него была общая с ними сущность, но – Своею собственной сущностью, поскольку сущность Его пребывает во всех вещах как причина их бытия.
Ответ на возражение 2.О вещи можно сказать, что она является присутствующей для другой вещи, когда она просто пребывает в поле зрения последней, хотя при этом сущностью вещь может и отсутствовать, как это было показано выше; следовательно, необходимо указывать на два модуса пребывания, а именно: сущностью и присутствием.
Ответ на возражение 3. Знание и воля предполагают, что познанная вещь должна быть в знающем и желаемая вещь – в волящем. Таким образом, посредством знания и воли скорее вещи – в Боге, нежели Бог – в вещах. Но сила – это начало воздействия на другого; следовательно, посредством силы действователь связывается и касается внешней себе вещи; таким образом, посредством силы действователь, можно сказать, присутствует в другом.
Ответ на возражение 4. Никакое другое совершенство, за исключением благодати, добавляемой к субстанции, не являет столь очевидно Бога в чем-либо как объект знания и любви; поэтому только лишь благодать представляет собою особый модус пребывания Бога в вещах. Впрочем, есть и еще один особый модус божественного пребывания в человеке – путем союза, но об этом речь впереди.
Раздел 4. Действительно ли достоинство вездесущия принадлежит одному только Богу?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что достоинство вездесущия непринадлежит одному только Богу. Ведь общее (универсалии), согласно Философу, присуще всем и всегда141; и первичная материя также, коль скоро она наличествует во всех телах, присутствует везде. Но ничто из упомянутого не является Богом, как это было уже доказано выше. Следовательно, достоинство вездесущия не принадлежит одному только Богу
Возражение 2. Далее, число присутствует во всех нумеруемых вещах. Но, как сказано в книге Премудрости, вся вселенная расположена числом (Прем. 11:21). Таким образом, есть некоторый номер, относящийся ко всей вселенной в целом, а значит, – он и везде.
Возражение 3. Далее, вселенная согласно Философу – это своего рода «целое совершенное тело». Но целая вселенная – везде, ибо нет никакого другого места вне ее142. Следовательно, достоинство вездесущия не принадлежит одному только Богу.
Возражение 4. Далее, если бы какое-либо тело было бесконечным, не было бы никакого места вне него, и потому оно и было бы везде. Таким образом, похоже, что достоинство вездесущия не принадлежит одному только Богу.
Возражение 5. Кроме того, душа, как сказал Августин, является «целой как в целом теле, так и в каждой из