как сказано в книге душе» III, ни с чем не смешан. И поскольку, как это было установлено выше (7, 1), Бог в высочайшей степени бестелесен, из этого следует, что Его знание – высочайшее из всех.
Ответ на возражение 1. Поскольку все совершенства, проистекающие от Бога к тварям, существуют в Боге более возвышенным образом, всякий раз, когда взятое от какого-либо сотворенного совершенства имя приписывается Богу, в его определении надлежит отделить все, что относится к несовершенному модусу присущему твари. Таким образом, знание – это не качество Бога и не Его способность, но – субстанция и чистая актуальность.
Ответ на возражение 2. Все, что разделено и множественно в сотворенном, существует в Боге просто и единовидно (13, 4). Таким образом, различные виды знания, присущие человеку, соответствуют различным объектам Его знания: так для познания начал у него (человека) есть «разум», для познания умозаключений – «наука», «мудрость» – для познания высочайшей причины, «совет» или «осмотрительность» – для предвосхищения неизбежного. Но Богу, как будет показано ниже (7), ведомо это все в результате одного простого акта познания. Следовательно, простое знание Бога может обозначаться всеми этими именами, но при условии, однако, что, коль скоро они включены в божественную предикацию, из них должно быть удалено все, к чему примешано несовершенство; все же, что выражает совершенство, должно быть в них сохранено. Поэтому справедливо сказано, что «у Него – премудрость и сила, Его –совет и разум» (Иов 12:13).
Ответ на возражение 3. Знание соответствует модусу знающего, ибо познаваемая вещь находится в познающем согласно модусу познающего. И так как модус божественной сущности превышает таковые модусы сотворенного, божественное знание не существует в Боге как нечто последующее модусу сотворенного знания, а потому не может существовать ни согласно модусу общего или частного, ни – модусу способности, ни – модусу потенциального, ни как-нибудь еще в том же роде.
Раздел 2. Мыслит ли Бог самого себя?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не мыслит самого Себя. Ведь сказал же Философ, что «каждый знающий, кто знает свою сущность, полностью возвращается к своей сущности»236. Но Бог не выходит за пределы Своей собственной сущности, более того Он не движется вообще. Таким образом, Он никак не может возвращаться к Своей собственной сущности. Следовательно, Он не знает Своей же собственной сущности.
Возражение 2. Далее, мышление – это, как заметил Философ, своего рода стремление и движение237; и кроме того, знание – это своего рода уподобление познаваемому объекту; и еще, в познанном заключается совершенство знающего. Но ничто не движется, не претерпевает и не становится совершенным через самого себя, и к тому же, как заметил Иларий, ничто не является собственным подобием238. Следовательно, Бог не мыслит самого Себя.
Возражение 3. Далее, мы уподоблены Богу прежде всего своим умом, ибо мы, как сказал Августин, созданы по образу Божию по уму239. Но наш ум мыслит себя постольку, поскольку мыслит другие вещи, как сказано в книге душе» III. Следовательно, Бог мыслит Себя лишь постольку, поскольку мыслит другие вещи.
Этому противоречит сказанное апостолом Павлом: «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).
Отвечаю: Бог мыслит Себя через самого же Себя. Это доказывается на основании того общеизвестного положения, что хотя в действиях, направленных на внешнее следствие, объект воздействия, взятый в смысле определения, находится вне действователя, однако в тех действиях, которые происходят в самом действователе, объект, через который определяется действие, находится в действователе; и коль скоро он находится в действователе, действие актуально. Поэтому Философ и говорит, что «ощущаемое в действительности есть ощущение в действительности, и умопостигаемое в действительности есть ум в действительности»240. Причина, по которой мы актуально ощущаем или знаем вещь, состоит в том, что наш ум или чувство актуально оформляются чувственными или умопостигаемыми видами241. А это происходит потому, что чувство или ум отличаются от умопостигаемого или чувственного объекта, поскольку они (первые) пребывают в возможности.
Следовательно, коль скоро в Боге нет ничего в возможности, но Он есть абсолютная актуальность, Его ум и объект мышления суть одно и то же. Таким образом, и умопостигаемые виды не вне Его, как это имеет место с нашим умом, когда он мыслит в возможности, и при этом умопостигаемые виды субстанциально не отличаются от божественного ума, как они отличается от ума нашего, когда он мыслит актуально; но умопостигаемые виды сами по себе суть то же, что и божественный ум сам по себе, и именно так Бог и мыслит Себя через самого же Себя.
Ответ на возражение 1. Возвращение к собственной сущности означает только лишь то, что вещь существует сама по себе. Поскольку форма совершенствует материю посредством приведения последней к бытию, постольку она некоторым образом укореняется в ней; возвращается же она к себе самой постольку поскольку имеет самобытие. Следовательно, те познавательные способности, которые не обладают самобытием, но суть действия некоторых органов, не знают себя, как это имеет место в случае любого из чувств; в то же время те познавательные способности, которые обладают самобытием, знают себя; поэтому и сказано в книге причинах», что «кто знает свою сущность, полностью возвращается к своей сущности». Но самобытие принадлежит Богу первичным образом. Значит, согласно настоящему модусу оказывания, Он возвращается к Своей собственной сущности первичным образом, и следовательно знает Себя.
Ответ на возражение 2. Движение и стремление в настоящем случае – одноименные оказывания; это связано с тем, что мышление просто описывается как своего рода движение или стремление, о чем сказано в книге «О душе» III. Ибо мышление – это движение не в смысле действия чего-то незаконченного, переходящего от одного к другому, но – в смысле действия, осуществляющегося непосредственно в действователе как нечто законченное. Подобным же образом и то, что ум совершенствуется умопостигаемым, т. е. уподобляется ему, относится к уму, который порою пребывает в возможности; ведь именно то, что он пребывает в состоянии возможности, и отличает его от умопостигаемого объекта и уподобляет его ему через посредство умопостигаемого вида, который суть образ мыслимой вещи, и таким образом совершенствует его, ибо потенциальное совершенствуется посредством актуализации. С другой стороны, божественный ум, который никоим образом не потенциален, равно ни совершенствуется посредством умопостигаемых объектов, ни уподобляется им, поскольку он суть собственное совершенство и собственный умопостигаемый объект.
Ответ на возражение 3. Сама по себе первичная материя, которая суть абсолютная потенциальность, по природе лишена бытия до тех пор, пока она не актуализирована формой. Затем, наш пассивный ум относится к умопостигаемым объектам таким же образом, что и первичная материя – к природным вещам, ибо он потенциален относительно умопостигаемых объектов, равно как первичная материя – относительно природных вещей. Следовательно, наш пассивный ум может проявлять себя в связи с умопостигаемыми объектами настолько, насколько он приведен к совершенству некоторым умопостигаемым видом; и таким образом он мыслит себя через посредство умопостигаемых видов постольку поскольку он мыслит другие вещи: ведь ясно, что, зная умопостигаемый объект, он мыслит также свой собственный акт мышления, и посредством этого акта знает свою познавательную способность. Но Бог – это чистая актуальность как в порядке бытия, так и в порядке умопостигаемого; следовательно, Он мыслит Себя через самого же Себя.
Раздел 3. Постигает ли Бог самого себя?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не постигает Себя. Ведь сказал же Августин, что «постигающий себя конечен в отношении самого себя»242. Но Бог во всех отношениях бесконечен. Следовательно, Он не постигает Себя.
Возражение 2. Если скажут, что Бог бесконечен в отношении к нам и конечен в отношении самого Себя, то на это можно возразить, что в Боге все более истинно, чем в нас. Если, таким образом, Бог конечен в отношении самого Себя, но бесконечен в отношении к нам, то Бог поистине скорее конечен, чем бесконечен, каковое заключение противоречит установленному ранее (7, 1). Следовательно, Бог не постигает Себя.
Этому противоречат слова того же Августина: «Что мыслит себя, то себя и постигает»243. Но Бог мыслит Себя. Следовательно, Он и постигает Себя.
Отвечаю: Бог постигает Себя совершеннейшим образом, доказательством чему служит нижеследующее. Вещь полагают познанной, когда познание ее достигает своего завершения, а это происходит тогда, когда она становится познанной настолько совершенно, насколько она вообще может быть познана; так, например, доказательное утверждение считается постигнутым тогда, когда оно доказано, а не тогда, когда оно известно посредством некоторого вероятностного умозаключения. Но очевидно, что Бог знает Себя настолько совершенно, насколько совершенно Он может быть познан. Ведь все познаваемо согласно модусу своей актуальности, ибо вещь непознаваема в той мере, в какой она потенциальна, и познаваема в той мере, в какой актуальна, как читаем в «Метафизике» IX. Итак, сила божественного знания столь же велика, сколь велика актуальность Его бытия; ведь то, что Бог познаваем, о чем уже было сказано выше (1, 2), следует из того факта, что Он актуален и свободен от всяческой материи и всего потенциального. Из сказанного ясно, что Он знает Себя настолько, насколько Он познаваем. И потому-то Он и постигает Себя совершеннейшим образом.
Ответ на возражение 1. В строгом смысле слова «понимание» означает, что одна вещь содержится другою и входит в нее; и в этом смысле все, что постигается, конечно, равно как конечно и все то, что входит в другое. Но никто не говорит о Боге, что Он постигает Себя именно в таком смысле, поскольку из этого бы следовало, что Его ум был бы отдельной от Него способностью и что он (ум) содержал бы и включал Его в себя; для подобного рода модусов оказывания надлежит использовать только отрицания. Но как говорят о Боге, что Он содержит сам Себя в том смысле, что Он не находится в чем-либо помимо Себя, так о Нем же говорят, что Он постигает Себя, поскольку ничто в Боге не сокрыто от Него. Ведь еще Августин заметил, что «целое постигается при таком созерцании, когда ничто в нем не остается сокрытым от созерцающего»244.
Ответ на возражение 2. Когда говорят, что Бог конечен в отношении самого Себя, это следует понимать согласно некоторому подобию пропорции, поскольку Он в таком же отношении не превышает Свой ум, в каком и что-либо конечное не превышает конечный ум. Но Бог не может быть назван конечным в отношении самого Себя в том смысле, что будто бы Он мыслит Себя как нечто конечное.
Раздел 4. Является ли мышление Бога его субстанцией?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что мышление