Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том I

Бога – это не Его субстанция. Ведь мыслить – значит действовать. Но под действием понимается нечто, проистекающее от действователя вовне. Следовательно, мышление Бога – это не Его субстанция.

Возражение 2. Далее, мыслить чье-либо мышление не означает мыслить нечто возвышенное или мыслимое первично, но – второстепенное и вторичное. Таким образом, если Бог суть Свое же собственное мышление, Его мышление будет подобно мышлению нашего мышления; следовательно, мышление Бога не будет чем-то возвышенным.

Возражение 3. Кроме того, мышление есть мышление чего-то. Значит, если в процессе мышления Богом самого Себя Он сам по Себе не отличен от этого мышления, Он мыслит, что мыслит Себя, и так далее до бесконечности. Следовательно, мышление Бога – это не Его субстанция.

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что «бытие Божие есть то же, что и Его премудрость»245. Но быть мудрым и мыслить – это одно и то же. Следовательно, бытие Бога и Его мышление суть одно и то же. Но бытие Бога, как было показано выше (3, 4), – это Его субстанция. Поэтому мышление Бога – это Его субстанция.

Отвечаю: должно говорить, что мышление Бога суть Его субстанция. Ведь если бы Его мышление было чем-то иным, чем Его субстанция, то и деятельностью и совершенством божественной субстанции было бы, как заметил Философ, что-то другое, к чему божественная субстанция относилась бы как потенциальное к актуальному246, что, конечно же, невозможно; ведь мышление суть деятельность и совершенство того, кто мыслит Теперь рассмотрим, почему это так. Как было установлено выше (2), мышление не есть действие, направленное вовне, но оно пребывает в действователе как его собственная внутренняя деятельность и совершенство подобно тому как и существование – это собственное совершенство существующего; и как существование определяется формой, точно так же и мышление определяется умопостигаемыми видами. Но в Боге нет никакой формы, которая была бы чем-то иным, чем Его существование, как это было показано выше (3). Следовательно, как Его сущность сама по себе есть Его же умопостигаемые виды, так и Его мышление необходимо есть то же, что и Его сущность, и Его бытие.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что в Боге и ум, и умопостигаемый объект, и умопостигаемые виды, и Его мышление – все суть одно и то же. Следовательно, когда говорится о мышлении Бога, то этим никоим образом не привносится никакой множественности в Его субстанцию.

Ответ на возражение 1. Мышление относится не к тем действиям, что проистекают из действователя вовне, а к тем, что в нем пребывают.

Ответ на возражение 2. Когда мыслимое мышление лишено самобытия, то в самом деле предмет мышления не является чем-то возвышенным, как например когда мы мыслим собственное мышление. Но это никак не относится к божественному мышлению, которое суть самобытие.

Отсюда следует ответ и на возражение 3. Ведь божественное мышление существует само по себе и поистине направлено на самое себя, а не на другое; следовательно, в данном случае невозможно продолжить логический ряд до бесконечности.

Раздел 5. Знает ли Бог другие вещи помимо себя?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не знает ничего другого помимо Себя. Ведь все другие вещи, которые не Бог, – вне Бога. Но еще Августин сказал, что «Бог не созерцает что-либо вне самого Себя»247. Следовательно, Ему неведомы вещи, отличные от Него.

Возражение 2. Далее, мыслимый объект – это совершенство мыслящего. Если, таким образом, Бог мыслит что-либо помимо Себя, тогда совершенством Бога и вещью более достойной, нежели Он, будет что-то другое, что конечно же невозможно.

Возражение 3. Далее, мышление оформляется мыслимым объектом, равно как и любое другое действие – своим объектом. Следовательно, мышление тем достойнее, чем достойнее мыслимый объект. Но Бог есть Свое же собственное мышление. Если, таким образом, Бог мыслит что-либо еще помимо Себя, то Бог сам оформляется чем-то еще помимо Себя, что конечно же невозможно. Следовательно, Он не мыслит вещи, которые не суть Он сам.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13).

Отвечаю: Богу необходимо ведомы вещи помимо Него самого. Ведь очевидно, что Он мыслит Себя совершеннейшим образом, иначе, коль скоро Его бытие суть Его же мышление, Его бытие не было бы совершенным. Затем, если что-либо известно совершеннейшим образом, из этого необходимо следует, что и сила его известна совершеннейшим образом. Но сила чего-либо может быть известна совершеннейшим образом лишь в том случае, если известно то, на что простирается эта сила. И так как, понятно, божественная сила простирается на другие вещи уже только потому, что она суть первая обусловливающая причина всего (что явствует из вышеприведенного (2, 3)), Бог необходимо должен знать вещи помимо Себя. Это станет еще более очевидным, если к сказанному добавить, что поскольку существование первой обусловливающей причины, т. е. Бога, суть Его же собственное мышление, то, следовательно, какие бы следствия ни имели свое предбытие в Боге как в первой причине, они необходимо должны присутствовать в Его мышлении; причем все они пребывают в Нем согласно модусу умопостижения, поскольку все, что пребывает в другом, пребывает в нем согласно модусу этого другого.

Далее, чтобы уразуметь, как Бог знает другие вещи помимо Себя, мы должны принять во внимание, что вещь бывает известной двояко: в себе и в другом. Вещь полагают известной в себе, когда она известна через надлежащий вид, соответствующий объекту познания; так бывает тогда, когда глаз видит человека в образе человека. Вещь видится в другом через образ того, что ее содержит; так бывает тогда, когда часть видится в целом через образ целого, или когда человек видится в зеркале через образ в зеркале, или через какой-либо иной модус, посредством которого вещь видится в другом.

Итак, мы говорим, что Бог созерцает Себя в самом же Себе, поскольку Он видит Себя через Свою сущность; другие же вещи Он созерцает не в них самих, а в Себе, ибо сущность Его содержит подобия вещей, которые не суть Он сам.

Ответ на возражение 1. Замечание Августина, что Бог «не созерцает что-либо вне самого Себя», не следует понимать в том смысле, что будто бы Бог ничего не видит из того, что вне Его, но в том, что Он видит то, что вне Его, в самом Себе, как это было выяснено выше.

Ответ на возражение 2. Мыслимый объект является совершенством мыслящего не посредством своей субстанции, но – посредством образа, которым он и пребывает в уме в качестве его формы и совершенства, как об этом сказано в книге душе» III. Ибо «не камень в душе, но его образ». Но вещи, которые не суть Бог, мыслятся Богом постольку, поскольку их образы содержатся в сущности Бога, как это было выяснено выше; поэтому из этого (т. е. мышления Богом иного Себе) никак не следует, что в божественном уме находятся совершенства, коих нет в божественной сущности.

Ответ на возражение 3. Мышление оформляется не тем, что мыслится в другом, но изначальным объектом мышления, в коем мыслятся и все прочие вещи. Ведь мышление оформляется своим объектом в том смысле, что началом умного действия является умопостигаемая форма, ибо каждое действие определяется формой, которая суть начало действия; как например нагревание – теплотой. Следовательно, умное действие определяется той умопостигаемой формой, которая приводит в действие ум. А это и есть образ изначально мыслимой вещи, который в Боге суть не что иное, как Его собственная сущность, в коей постигаются все образы вещей. Таким образом, из этого никак не следует, что божественное мышление или, пожалуй, сам Бог, оформляется чем-либо помимо божественной сущности.

Раздел 6. Ведомы ли Богу отличные от него вещи различительным знанием?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не знает отличные от Него вещи различительным248 знанием. Ведь, как было показано выше (5), Бог знает отличные от Него вещи постольку, поскольку они пребывают в Нем. Но другие вещи находятся в Нем как в своей общей и универсальной причине, и потому ведомы Богу как их первой и универсальной причине. Но это не что иное, как ведение посредством знания общего, а не различительного. Следовательно, Бог знает вещи, которые не суть Он сам, общим, а не различительным знанием.

Возражение 2. Далее, как божественная сущность бесконечно далека от сотворенной сущности, так же точно и сотворенная сущность бесконечно далека от сущности божественной. Но божественная сущность, как было показано выше (12, 2), не может быть ведома сущности сотворенной. Значит, равно и ни одна из сотворенных сущностей не может быть ведома божественной сущности. Ведь коль скоро Бог знает только через посредство Своей собственной сущности, из этого следует, что Он не знает, какова «эта вот» тварь по ее собственной сущности; но знать «какова эта вот вещь», значит знать ее посредством различительного знания.

Возражение 3. Кроме того, различительное познание вещи происходит только лишь через познание ее частной пропорции. Но поскольку Бог знает все вещи через посредство Своей собственной сущности, похоже, что Он не знает каждую вещь через ее частную пропорцию; ибо одна вещь не может выступать в качестве частной пропорции многих и разнообразных вещей. Следовательно, Бог не имеет различительного знания о вещах, но только знание общее, поскольку знать вещи иначе, чем через посредство их частных пропорций, есть не что иное, как знать их знанием общим и универсальным.

Этому противоречит следующее: обладать различительным знанием вещей – это значит не только знать их в целом, но и в той мере, в какой они разнятся одна от другой. Но Бог знает вещи именно таким (последним) образом. Ведь сказано же в Писании, что Он проникает «до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные, и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его»(Евр.4:12, 13).

Отвечаю: иные249 при рассмотрении данного вопроса впадали в заблуждение и утверждали, что Богу ведомы вещи, которые не суть Он сам, только в целом, т. е. только как сущие. Как например, можно судить об огне и вообще обо всех теплых вещах постольку, поскольку они теплы, на основании только того, что известна природа теплоты, так и Бог говорят они, зная Себя как начало сущего, знает природу сущего как такового, а все другие вещи – постольку, поскольку они суть сущие.

Но этого никак не может быть, ибо знать вещь не в частности, а только лишь в целом, значит иметь о ней несовершенное знание. Ведь и наш ум, когда он приводится из состояния

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том I Аквинский читать, Сумма теологии. Том I Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том I Аквинский читать онлайн