причины. В целях доказательства этого утверждения обратим внимание на следующее: коль скоро пожелание исходит из ума, то, значит, как причина мышления находится в мыслящем, так и причина воли – в изъявляющем волю. В случае с мышлением наблюдается следующее: если посылка и заключение мыслятся отдельно друг от друга, то мышление посылки является причиной познания заключения. Если же мышление различает заключение в самой посылке, постигая то и другое единым познавательным актом, то в этом случае познание заключения не обусловливается мышлением посылки, ибо вещь не может служить причиной самой себя. Тем не менее и в этом случае нет никакой ошибки в том, что мыслящий мыслит посылку причиною заключения.
Нечто подобное наблюдается и с волей, в связи с которой цель так относится к средствам достижения цели, как и посылка к заключению в связи с мышлением. Следовательно, если кто-либо одним актом желает цель, а другим – средства к ее достижению, его пожелание цели обусловливает его пожелание средств. Но этого не происходит, если он желает как цель, так и средства единым актом, поскольку вещь не может выступать в качестве собственной причины. Тем не менее не будет ошибкой сказать, что он желает упорядочить средства по отношению к цели.
Затем, как Бог мыслит все вещи в Своей сущности единым актом мышления, точно так же единым актом Он желает все вещи в Своей благости. Следовательно, как мышление Богом причины не есть причина Его мышления следствия (ибо Он мыслит следствие в причине), точно так же Его пожелание цели не есть причина Его пожелания средств (ибо Он желает упорядочения средств относительно цели). Таким образом, Он желает, чтобы то служило средством для этого, а не желает то, поскольку желает это.
Ответ на возражение 1. Воля Божия разумна не потому, что она обусловливается чем-либо помимо Бога, но потому, что Он желает сообразовывать вещи друг с другом.
Ответ на возражение 2. Поскольку ради порядка вселенной Бог желает, чтобы следствия проистекали из определенных им причин, то нет ничего неразумного в том, чтобы искать причины, вторичные относительно божественной воли. Напротив, было бы неразумным рассматривать таковые причины как первые, не зависящие от воли Божией. И именно это имеет в виду Августин, когда говорит: «Философы тщеславились приписать случайные следствия разным причинам по неспособности постигнуть наивысшую из всех – волю Божию»330.
Ответ на возражение 3. Поскольку Бог желает, чтобы следствия проистекали из установленных им причин, все следствия, предполагающие некоторые другие следствия, зависят не только от воли Божией, но также и еще от чего-то иного; одно только первое следствие зависит исключительно от божественной воли.
Так, например, можно сказать, что Бог пожелал, дабы у человека было две руки, своею работой помогающих уму, и сам ум, делающий его человеком; и еще пожелал, чтобы человек мог любить Его и служил завершением вселенной. Но эти цели нельзя сводить ко всем другим сотворенным вторичным целям. Таким образом, одни вещи зависят от одной воли Божией, тогда как другие – от порядка других причин.
Раздел 6. Всегда ли исполняется воля Божия?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что воля Божия исполняется не всегда. Ведь сказал же апостол: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Но этого не происходит. Следовательно, воля Божия исполняется не всегда.
Возражение 2. Далее, как знание относится к истине, так и желание – к благу. Но Богу ведома вся истина. Значит, Он желает и все благое. Но не все благое актуально существует, ибо могло бы существовать и гораздо больше благ Следовательно, воля Божия исполняется не всегда.
Возражение 3. Далее, хотя воля Божия и является первой причиной, это отнюдь не исключает ряд промежуточных причин. Но реализации следствия первой причины могут препятствовать изъяны вторичной причины, как например следствию силы движения может воспрепятствовать слабость ног Так и следствию божественной воли могут воспрепятствовать изъяны вторичных причин. Таким образом, воля Божия исполняется не всегда.
Этому противоречит следующее. Сказано в Писании: «Бог наш – на небесах и на земле; творит все, что хочет» (Пс. 113:11).
Отвечаю: необходимо, чтобы воля Божия исполнялась всегда. В целях доказательства этого утверждения надлежит принять во внимание, что поскольку следствие всегда сообразуется по форме со своим действователем, существует единое правило, общее как для действующих, так и для формальных причин. Правило для форм таково: хотя вещь и может утратить любую частную форму, она не может утратить всеобщую форму. Ибо хотя вещи и может недоставать бытия, например человеку или просто живому существу, тем не менее ей не может недоставать сущности. Следовательно, то же самое должно происходить и с действующими причинами. Что-то может выпасть из порядка какой-либо частной действующей причины, но – не из порядка всеобщей причины, в который включены все частные причины; и если какая-либо частная причина перестает воздействовать на свои следствия, то это связано с помехой, исходящей от какой-то другой частной причины, также включенной в порядок всеобщей причины. Поэтому следствию невозможно покинуть порядок всеобщей причины. Это очевидно даже на примере телесных вещей. Ибо порою случается так, что что-то препятствует звезде производить свои следствия, но то, что получается в итоге, пускай и из-за помехи в телесной причине и в телесных же вещах, есть результат опосредованного через ряд промежуточных причин всеобщего влияния первого неба. А так как, далее, воля Божия есть всеобщая причина всех вещей, то невозможно, чтобы божественная воля не могла производить свои следствия. Таким образом, что уклоняется от божественной воли в одном порядке, возвращается к ней в другом; так, грешник, настолько уклоняющийся от божественной воли посредством греха, насколько в нем есть лжи, вновь возвращается в порядок этой воли, когда по справедливости несет наказание.
Ответ на возражение 1. Слова апостола: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись», и т. д., можно понимать трояко.
Во-первых, в узком смысле, когда, по словам Августина, они означают следующее: «Бог желает всем людям спастись не в том смысле, что нет никого из людей, чьего спасения Он не желал бы, но что никто не спасается, если Он не хочет спасти»331.
Во-вторых, их можно понимать как обращенные ко всем типам индивидов, а не к каждому отдельному индивиду любого типа; в таком случае смысл их таков: Бог желает спасти некоторых людей каждого типа и сословия – мужчин и женщин, иудеев и язычников, великих и малых и т. п., но не всех вообще.
В-третьих, согласно Дамаскину их можно понимать как относящиеся к изначальной воле Божией, но никак не к последующей воле332. Это различение не должно полагать относящимся к божественной воле как таковой, ибо в ней нет ни предшествования, ни последования, но – к объектам этой воли.
Дабы понять сказанное, нам надлежит учесть, что все, насколько оно благо, угодно Богу Вещь, взятая в первичном и безусловном смысле, может казаться благой или дурной, однако при последовательном рассмотрении всех сопутствующих обстоятельств это мнение может измениться даже на противоположное. Так, в безусловном смысле то, что человек живет – благо, а то, что он умрет – зло. Но если в некотором частном случае мы прибавим, что этот человек – убийца или заговорщик, то получится, что смерть его будет благом, а жизнь – злом. Следовательно, и о праведном судье можно сказать, что изначально он хотел, чтобы все люди жили, но впоследствии пожелал, чтобы убийца был повешен. Таким же образом и Бог изначально желает всем людям спастись, но впоследствии, по настоянию Своей праведности, желает иных проклясть. Ведь мы также непосредственно можем пожелать не то, что мы пожелали изначально, ибо изначальное наше желание ослабевает; ведь наше желание направлено на вещи сами по себе, сами же по себе они существуют с рядом частных ограничений. Таким образом, мы непосредственно желаем вещь в той мере, в какой желаем ее после рассмотрения всех частных обстоятельств, а это значит, что наши желания выстраиваются в некоторую последовательность. Так, можно сказать, что праведный судья непосредственно желает повешения убийцы, но ослабленным образом он пожелал бы оставить его в живых, проникшись мыслью, что и он – человек. Такая ослабленная воля может скорее быть названа готовностью, нежели абсолютною волей. Отсюда понятно, что непосредственное пожелание Бога исполняется всегда, хотя не всегда исполняется то, что Он желает изначально.
Ответ на возражение 2. Акт познавательной способности происходит постольку поскольку познанная вещь находится в познающем, тогда как акт желающей способности направлен на вещи, как они есть сами по себе. Но все, что может иметь природу сущего и истины, реально существует в Боге, хотя и не все оно существует в сотворенных вещах. Следовательно, Бог знает всю истину, но не желает все благое, за исключением желания Им самого Себя, в Котором реально существует все благое.
Ответ на возражение 3. Первая причина может встретить препятствия для своих следствий в связи с порчею вторичной причины только в том случае, если она – не всеобщая первая причина, заключающая в себя все остальные причины. В противном случае следствие неспособно покинуть назначенный ему порядок. И так обстоит дело с волей Божией, о чем было сказано выше.
Раздел 7. Изменчива ли воля Божия?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что воля Бога изменчива. Ибо сказано Господом: «Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:7). Но у того, кто раскаивается в содеянном, воля изменчива. Следовательно, воля Бога изменчива.
Возражение 2. Далее, сказано от лица Господа: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его, – но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер. 18:7,8). Следовательно, воля Бога изменчива.
Возражение 3. Далее, что бы ни делал Бог, Он делает это добровольно. Но Бог не всегда делает одно и то же, ибо в одном случае Он повелел соблюдать Закон, а в другом – повелел этого не делать. Следовательно, воля Бога изменчива.
Возражение 4. Кроме того, как было показано выше, то, чего желает Бог, Он желает не необходимым образом. Значит, Он может одну и ту же вещь как желать, так и не желать. Но то, что может склоняться к любой из двух противоположностей, изменчиво по субстанции, а то, что может как находиться в каком-либо месте, так и отсутствовать, изменчиво по месту. Следовательно, подобным же образом и Бог изменчив в том, что касается Его воли.
Этому противоречат следующие слова Писания: «Бог – не человек, чтобы Ему лгать,