он, так сказать, носит в сердце своем печаль (miserum cor) (ибо он опечален страданием другого как своим собственным). Таким образом, из этого следует, что он стремится избавить от страдания другого, как если бы речь шла о нем самом; а это избавление от страдания другого и есть следствие милосердия. Отсюда: печалиться о горестях других – это не Богово; но избавлять от страдания (какой бы изъян мы ни назвали таким именем) – это в первую очередь принадлежит именно Ему Ведь всякая порча устраняется не иначе, как только посредством совершенства некоей благости, а наипервейшим источником благости, как было показано выше (6,4), является Бог.
Следует, однако, отметить, что достоинство даровать совершенства принадлежит не только к божественной благости, но также и к Его справедливости, щедрости и милосердию, хотя это происходит и под различными аспектами. Совокупное совершенство в прямом смысле слова принадлежит к благости (о чем уже говорилось выше (6, 1, 4)), то, что совершенства приданы вещам надлежащим образом – справедливости (и об этом уже шла речь (1)); то, что Бог дарует их не ради Себя, но в силу Своей благости – щедрости; то, что дарованные вещам совершенства устраняют порчу – милосердию.
Ответ на возражение 1. Этот аргумент относится к тому милосердию, которое является проявлением чувства.
Ответ на возражение 2. Бог милостив не в ущерб Своей справедливости; Он просто делает нечто сверх справедливости. Так например если кто, будучи должен сотню монет, отдает двести, то он ни в чем не нарушает справедливости, но лишь поступает милостиво или щедро. И подобным же образом о том, кто прощает нанесенную ему обиду, говорят как о дарителе. А апостол Павел называет помилование прощением говоря: «Прощайте друг друга (как и Бог во Христе простил вас)» (Еф. 4:32). Отсюда понятно, что милосердие не умаляет справедливости, но в некотором смысле даже изобильней ее. Поэтому и сказано в Писании: «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).
Раздел 4. Обнаруживаются ли справедливость и милосердие во всех делах Божиих?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что милосердие и справедливостьобнаруживаются не во всех делах Божиих. Ибо некоторые дела Бога приписываются милосердию (например, оправдание нечестивого), другие же – справедливости (например, проклятие без-законника). Поэтому и сказано в Писании: «Суд без милости – не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Следовательно, милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих.
Возражение 2. Далее, апостол приписывает обращение иудеев справедливости и истине, а язычников милости (Рим. 15:8, 9). Следовательно, милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих.
Возражение 3. Далее, в этом мире претерпело немало праведников, что конечно же несправедливо. Следовательно, милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих.
Возражение 4. Кроме того, воздаяние по заслугам – это одно из назначений справедливости, а избавление от страданий – милосердия. Таким образом, как справедливость, так и милосердие предполагают нечто в качестве своего объекта, тогда как сотворение не предполагает ничего. Таким образом, в деле творения не было ни милосердия, ни справедливости.
Этому противоречат следующие слова Писания: «Все пути Господни – милость и истина» (Пс. 24:10).
Отвечаю: милосердие и истина необходимо присутствуют во всех делах Божиих (если под милосердием понимается избавление от любого вида несовершенства). Однако не всякое несовершенство следует полагать страданием, но только лишь несовершенство той разумной природы, чей удел – быть счастливой (ведь страдание противоположно счастью). У вышеуказанной необходимости имеется причина: ведь хотя осуществлять воздаяние по заслугам, что соответствует божественной справедливости, присуще как Богу, так и некоторым тварям, оно в обоих случаях неизменно присутствует в деяниях самого Бога, Который соделывает все в согласии со Своею мудростью и благостью; в этом-то смысле мы и говорим, что все присущее присуще благодаря Богу. Аналогично этому и все то, что соделывается Им в сотворенном, соделывается в соответствии с надлежащим порядком и гармонией, а в этом и заключается идея справедливости. Таким-то образом справедливость и присутствует во всех делах Божиих.
Затем, дела божественной справедливости всегда и предполагают дела милосердия, и в определенном смысле на них утверждаются. Ибо у тварей нет ничего, чего не было бы в них прежде (в предбытии или в предвидении). Опять-таки, если нечто присуще твари, его присущие необходимо обусловливается некоторой предшествующей причиной. И так как мы не можем продолжать этот ряд до бесконечности, мы необходимо должны прийти к той причине, которая непосредственно зависит лишь от благости божественной воли, каковая и является пределом. Так, мы можем сказать, что иметь две руки присуще человеку благодаря его разумной душе; а его разумная душа присуща ему ввиду того, что он – человек; а его бытие человеком обусловлено божественной благостью. Таким образом, в каждом деянии Бога, рассмотренном с точки зрения первопричины, нам явлено Его милосердие. Во всех своих следствиях сила милосердия сохраняется и даже умножается, ибо влияние первой причины гораздо значительней, нежели любой из вторичных причин. Поэтому Бог от преизбытка Своей благости дарует тварям даже гораздо более того, что соответствует их заслугам; и хотя для сохранения порядка справедливости требуется куда как меньше того, что предоставляется божественною благостью, однако следует помнить, что между тварями и благостью Бога нет и не может быть никакой соразмерности.
Ответ на возражение 1. Одни деяния приписываются справедливости, а другие – милосердию лишь постольку, поскольку в одних очевиднее справедливость, а в других – милосердие. Однако и в проклятии беззаконника присутствует милосердие, которое, хотя полностью и не оправдывает, тем не менее несколько облегчает заслуженное наказание. В оправдании же нечестивого справедливость наиболее очевидна, когда Бог отпускает грехи ради любви, хотя Он же милостиво Сам и вселяет эту любовь. Поэтому и сказано о Марии Магдалине: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47).
Ответ на возражение 2. Божественные справедливость и милосердие равно проявляются в обращении как иудеев, так и язычников. Просто в обращении иудеев присутствует тот аспект справедливости, которого нет в обращении язычников (ведь иудеи были спасены во исполнение обещанного отцам).
Ответ на возражение 3. Справедливость и милосердие наличествуют и в претерпевании праведников в этом мире, ибо бедствиями они очищаются от наималейших изъянов и еще более возвышаются от земных привязанностей к Богу Об этом Григорием сказано так: «Зло, обступающее нас в этом мире, усиливает наше стремление к Богу»366.
Ответ на возражение 4. Хотя сотворение не предполагает ничего что бы существовало во вселенной, тем не менее оно предполагает нечто существующее в знании Бога. Подобным образом присутствует в творении и идея справедливости: в таком сотворении существ, которое бы полностью соответствовало божественной мудрости и благости. И точно также идея милосердия присутствует в изменении тварей от небытия к бытию.
Вопрос 22. О провидении Бога
После рассмотрения принадлежащего к воле в абсолютном смысле, нам надлежит перейти к исследованию того, что имеет отношение равным образом к уму и воле, а именно: провидения обо всем сотворенном, а также предопределения, осуждения и всего, что с ними связано (в первую очередь, с точки зрения вечного спасения человека). Ведь и в науке этике после изучения моральных добродетелей переходят к исследованию предусмотрительности, к коей, как кажется на первый взгляд, относится и провидение. В связи с рассмотрением вопроса о провидении Бога будет исследовано четыре пункта: 1) правильно ли приписывать провидение Богу; 2) подпадает ли все под действие божественного провидения; 3) связано ли божественное провидение непосредственно со всеми вещами; 4) привносит ли божественное провидение необходимость во все предуказанное.
Раздел 1. Надлежит ли приписывать провидение Богу?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что не приличествует приписывать Богу провидение. Ведь провидение, как сказал Туллий Цицерон, является частью рассудительности367. Но рассудительность, которая, согласно Философу, предназначена для того, чтобы давать хорошие советы в делах368, не может принадлежать Богу, Который никогда не испытывает сомнений, а потому не нуждается и в советах. Следовательно, провидение не может принадлежать Богу
Возражение 2. Далее, все, что в Боге, вечно. Но провидение, согласно Дамаскину не вечно, ибо связано с существующими вещами, кои не вечны369. Следовательно, в Боге нет никакого провидения.
Возражение 3. Далее, в Боге нет ничего составного. Но провидение, похоже, является составным, поскольку включает в себя ум и волю. Таким образом, провидение не в Боге.
Этому противоречит следующее. Сказано в Писании: «Но промысел Твой, Отец, управляет всем»370 (Прем. 14:3).
Отвечаю: провидение необходимо принадлежит Богу Ведь всякое благо, наличествующее в сотворенном, как было показано выше (6, 4), сотворено Богом. В сотворенных вещах благо усматривается не только в их субстанции, но также и в том, как они упорядочены относительно цели, в особенности же – относительно их конечной цели, каковая суть, как было установлено выше (21, 4), божественная благость. Это благо порядка, существующее в сотворенном, также сотворено Богом. А поскольку Бог обусловливает вещи через посредство Своего ума, поскольку далее отсюда понятно, что образ каждого следствия необходимо имеет в Нем свое предбытие (что ясно из предшествующего рассуждения (19, 4)), то необходимо, чтобы образ упорядоченности вещей к их цели также имел свое предбытие в божественном уме; а образ упорядоченных к цели вещей, строго говоря, и есть провидение. И это – главная часть рассудительности, к которой направлены две другие части, а именно: воспоминание о прошлом и разумение настоящего; ведь именно благодаря воспоминанию о прошлом и разумению настоящего мы и предусматриваем будущее.
Затем, согласно Философу, назначение рассудительности – правильно направлять вещи к цели рассудительного371, то ли к его собственной (так, человека полагают рассудительным, если он хорошо организует свои действия с точки зрения жизненной цели), то ли к цели тех, кто от него зависит (в семье ли, в городе или в целом царстве); в последнем смысле и говорится в Писании: «Верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими» (Мф. 24:45). И в этом последнем смысле рассудительность, или провидение, допустимо приписывать Богу (ведь в Самом Боге не может быть ничего упорядоченного к цели, ибо Он и есть конечная цель всего). Так вот, этот прообраз в Боге упорядоченности всего к цели и называется провидением. Поэтому Боэций и говорит, что «провидение есть сам божественный ум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все вещи»372, каковое расположение может относиться как к упорядочению вещей к цели, так и к упорядочению частей в целом.
Ответ на возражение 1. Строго говоря, рассудительность, согласно Философу, это то, что предписывает правильные действия на основании правильного совета, подсказанного разумением373. Отсюда: хотя не приличествует приписывать Богу нужду в советах (ибо советы требуются при исследовании того, в чем