Далее, назначением провидения является упорядочение всего к цели. Целью же чего бы то ни было является его совершенство и благо. Но ведь и каждая причина направляет свое следствие к благу (ибо всякая действующая причина суть причина следствия провидения). Если же Бог имеет непосредственное провидение обо всем, все вторичные причины излишни.
Возражение 3. Далее, читаем у Августина: «Есть нечто такое, что лучше не знать, чем знать»378 (например, нечто постыдное); о том же говорит и Философ379. Но все лучшее надлежит приписывать Богу. Таким образом, Он не имеет непосредственного провидения о плохих и низменных вещах.
Этому противоречит следующее. Сказано в Писании: «Кто, кроме Него, промышляет о земле, и кто управляет всею вселенною?» (Иов. 34:13). Комментируя этот стих, Григорий пишет: «Он непосредственно управляет вселенной, которую Сам же непосредственно и сотворил»380.
Отвечаю: к провидению надобно относить две вещи, а именно: образ порядка предопределенных к цели вещей и исполнение этого порядка, которое называется управлением. Что касается первого, то Бог имеет непосредственное провидение обо всем, ибо в Его уме содержатся образы всего, даже наималейшего, и какие бы Он ни назначал причины для следствий, Он же и дарует им силу производить эти следствия. Откуда понятно, что Он имеет провидение образов этих следствий в Своем уме. Что же касается второго, то здесь должно усматривать нечто, опосредствующее провидение Бога, поскольку Он управляет нижайшими вещами через посредство вещей более возвышенных (не в связи с каким-либо изъяном в Его силе, но вследствие изобилия Его благости – ради того, чтобы достоинство причинности было передано сотворенному). Таким образом, как заметил Григорий Нисский381, опровергается мнение Платона, учившего о тройственности провидения: первое он назначал высшему божеству, которое провидит все умопостигаемые сущности, а равно и все во вселенной, что относится к родам, видам и всеобщим причинам; второе провидение, относящееся ко всему индивидуальному, которое возникает и уничтожается, он приписывал богам, совершающим круговое движение в небесах, т. е. некоторым особым субстанциям, перемещающим телесные вещи круговым движением; третье провидение, касающееся человеческих дел, он назначал демонам, которых платоники, по сообщению Августина, помещали между нами и богами382.
Ответ на возражение 1. Величию господина конечно приличествует иметь слуг, дабы те исполняли его повеления. Но очевидно, что ввиду собственного несовершенства он не может предвидеть всего того, что будет ими исполнено. Ведь и любая практическая наука тем совершенней, чем в большей степени охватывает те частные вещи, с которыми имеет дело.
Ответ на возражение 2. То, что Бог непосредственно печется обо всем, вовсе не исключает действия вторичных причин, каковые суть исполнительницы Его порядка, о чем было сказано выше (19, 5, 8).
Ответ на возражение 3. Нам в самом деле лучше не знать худшего и низменного, ибо подобные знания могут воспрепятствовать познанию лучшего и возвышенного (ведь нам не дано одновременно постигать множество вещей, да и помыслы о злом порою обращают нас к пожеланию зла). Но это никак не относится к Богу, Который провидит все одновременно и воля Которого никогда не обратится ко злу
Раздел 4. Привносит ли провидение момент необходимости во все предуказанное?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Похоже, что божественное провидение привносит момент необходимости в предуказанные вещи. Ведь любое следствие, в настоящем или прошлом необходимо обусловленное причиной, которая существует сама по себе, существует, как доказано Философом, по необходимости383. Но божественное провидение, будучи вечным, предстоит всяческому бытию, и все следствия проистекают из него с необходимостью, поскольку оно – ненарушимо. Следовательно, божественное провидение привносит необходимость в предуказанные вещи.
Возражение 2. Далее, каждый действователь старается по мере сил соделать делаемое как можно более прочным, чтобы оно подольше не приходило в упадок. Но поскольку Бог могущественнее всего, то Он присовокупляет неколебимость необходимости ко всему провиденному.
Возражение 3. Кроме того, сказано же Боэцием: «Судьба связывает действия и ход жизни людей нерушимой цепью причин, берущих начало от неизменного провидения»384. Таким образом, похоже, что провидение привносит необходимость в предуказанные вещи.
Этому противоречат слова Дионисия о том, что «вредить природе не свойственно провидению»385. А так как иные вещи по природе своей случайны, то, дабы не уничтожить их случайности, божественное провидение не привносит в них никакой необходимости.
Отвечаю: божественное провидение привносит момент необходимости не во все вещи, как верили многие, а только лишь в некоторые. В самом деле, назначением провидения является упорядочение вещей к цели. Затем, после божественной благости, которая суть внешняя цель всего, непосредственным благом вещей является совершенство вселенной, которого бы не было, если бы во вселенной не наличествовали все степени бытия, обнаруживаемые в вещах. Следовательно, божественному провидению должно осуществлять все степени бытия, почему оно и предоставляет необходимым вещам необходимые причины, всем же прочим – причины случайные, дабы последние и происходили случайно согласно природе своих ближайших причин.
Ответ на возражение 1. Следствием божественного провидения является не только реализация того или этого, но также и то, что оно реализуется либо с необходимостью, либо – случайно. Поэтому, если божественное провидение предназначает чему-либо произойти неколебимо и с необходимостью, то оно и происходит неколебимо и с необходимостью, а если что происходит случайно, то, значит, божественное провидение и предназначило ему произойти случайно.
Ответ на возражение 2. Порядок божественного провидения потому неизменен и постоянен, что все провиденное происходит именно так, как оно и было провидено: то ли с необходимостью, то ли – случайно.
Ответ на возражение 3. Нерушимость и неизменность, о которых говорит Боэций, относятся к постоянству провидения, которое заключается не в необходимости произведенных следствий, но в том, чтобы производить следствия согласно провиденному. Нам надлежит помнить, что в собственном смысле слова «необходимое» и «случайное» вторичны по отношению к самому по себе бытию. Поэтому модусы необходимого и случайного относятся к предвидению Богом всего сущего, а не к предвидению причин, обусловливающих лишь некоторый частный порядок вещей.
Вопрос 23. О предопределении
После рассмотрения вопроса о божественном провидении, нам надлежит обратиться к предопределению и книге жизни. Относительно предопределения будет рассмотрено восемь пунктов: 1) правильно ли приписывать предопределение Богу; 2) что есть предопределение и привносит ли оно что-либо в предопределенное; 3) отвергает ли Бог кого-либо из людей; 4) об аналогии между предопределением и избранностью: избраны ли предопределенные; 5) являются ли заслуги причиною предопределения, отвержения или избранности; 6) о несомненности предопределения: будет ли предопределенный непременно спасен; 7) неизменно ли количество предопределенных; 8) споспешествуют ли предопределению молитвы святых.
Раздел 1. Верно ли, что люди предопределены Богом?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что люди не предопределены Богом. Сказал же Дамаскин: «Надлежит твердо помнить, что Бог все предвидит, но не все предопределяет; ведь в нас Он предвидит все, но отнюдь не все в нас предопределяет»386. Ибо наши достоинства и недостатки потому и наши, что мы, благодаря свободной воле, суть хозяева собственных деяний. Следовательно, все, что относится к достоинствам и недостаткам, не предопределено Богом, а это упраздняет предопределение человека.
Возражение 2. Далее, все сотворенное, как было показано выше (22, 1, 2), упорядочивается к своей цели божественным провидением. Но о других тварях не говорят, что они предопределены Богом. Следовательно, не предопределен и человек.
Возражение 3. Далее, ангелам, подобно людям, доступно блаженство. Но предопределение не приличествует ангелам, поскольку с ними никогда не может случиться заслуживающего осуждения несчастья; целью же предопределения, согласно Августину, является проявление милосердия387. Следовательно, не предопределены и люди.
Возражение 4. Далее, согласно апостолу, святые обретают от Бога дар Духа Святого: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Таким образом, если бы человек был предопределен Богом, то, коль скоро предопределение – это дар Божий, о его предопределении было бы возвещено каждому предопределенному; но это не соответствует истине.
Этому противоречит следующее. Сказано в Писании: «Кого Он предопределил – тех и призвал» (Рим. 8:30).
Отвечаю: надлежит говорить, что люди предопределяются Богом. В самом деле, Его провидению, как было показано выше (22, 2), подчинено все. Далее, именно провидение определяет все вещи к их цели, о чем также было говорено (22, 1, 2). Цель, к которой сотворенное определяется Богом, двояка. Первая из них – та, что превосходит значимость и возможности тварной природы, и эта цель – жизнь вечная, состоящая в созерцании Бога и, как было показано ранее (12, 4), она превыше природы всякой твари. Другая же цель соразмерна тварной природе, и достичь ее сотворенная сущность может при помощи своих естественных сил. Затем, если вещь не способна достичь чего-либо естественным образом, то она должна направляться к этому чем-то другим, подобно тому, как стрела направляется лучником к цели. Таким образом, правильным будет сказать, что разумная тварь, могущая обрести жизнь вечную, приводится к ней, будучи направляемой Богом. Причина же этой направленности предсуществует в Боге, как предсуществует в Нем и образ упорядоченности всех вещей к цели, который, как мы доказали выше, суть провидение. Но образ в уме созидающего есть своего рода предбытие в нем вещи, которая будет создана. Поэтому образ вышеупомянутой направленности разумной твари к цели – жизни вечной – и называется предопределением. Ведь определить, значит направить или привести. Отсюда понятно, что с точки зрения своих объектов предопределение есть часть провидения.
Ответ на возражение 1. Дамаскин называет предопределением iy необходимость, посредством которой природные вещи определены к одной единственной цели. Это очевидно, поскольку далее он прибавляет: «Он не желает зла, но и не принуждает к добродетели». Однако, это положение никак не отрицает Его предопределения.
Ответ на возражение 2. Неразумные твари не могут достичь той цели, которая превышает возможности даже человеческой природы. Поэтому, по здравому разумению, о них нельзя говорить как о предопределенных; также не следует употреблять этот термин в связи с какой-либо иной целью.
Ответ на возражение 3. Хотя ангелы и не бывают несчастными, предопределение относится к ним в той же мере, что и к людям. Ведь при обозначении движения исходят не из того, «откуда» оно, но – «куда». И обозначая что-то как белое, не принимают во внимание, было ли оно до того, как стать белым, черным, желтым или красным. Подобно этому и при обозначении предопределения неважно, является ли предопределенный к жизни вечной предопределенным к ней из состояния несчастья, или нет. Хотя конечно можно сказать, что любой дар горней благости является актом милосердия, о чем уже было сказано выше (21,3,4).
Ответ на возражение 4. Даже если иным и оказывается особая честь знать, что им предопределено, из этого не следует, что предопределение должно быть явлено каждому; ведь у одних это