дома, когда говорил: «Возьми свое, и пойди. Разве я не властен в своем делать, что хочу?» (Мф. 20:14, 15).
Раздел 6. Является ли предопределение неизменным?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределение не неизменно. В самом деле, комментируя сказанное в Писании: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11), Августин говорит: «Коли полученное утеряешь, другого не жди». Выходит, венец, который суть следствие предопределения, может быть как получен, так и утерян. Следовательно, предопределение не неизменно.
Возражение 2. Далее, из безусловно возможного не может следовать ничего невозможного. Но ведь вполне возможно, что некто предопределенный, скажем,Петр, согрешит и немедля будет убит395. Но если бы это случилось, тогда бы следствие предопределения не было исполнено. Выходит, что это – вовсе не невозможно. Следовательно, предопределение не неизменно.
Возражение 3. Далее, все, что Бог мог делать прежде, Он может делать и сейчас. Но Он мог бы не предопределить того, кого предопределил. Следовательно, Он и сейчас может его не предопределить. Таким образом, предопределение не неизменно.
Этому противоречит следующее. В глоссе на сказанное в послании апостола ПавлаРим. 8:29: «Кого Он предузнал – тем Он и предопределил», говорится: «Предопределение – это предвидение и приуготовление к дарам Божиим, и кому отпущено сие, отпущено наивернейшим образом».
Отвечаю: предопределение неизменно и неколебимо, и, однако же, при этом не налагает той меры необходимости, при которой следствие должно было бы происходить с безусловной необходимостью. Ведь уже было сказано (1), что предопределение – это часть провидения. Но не все вещи подчинены провидению необходимо: иные из них происходят и случайно, согласно природе тех ближайших причин, которые божественное провидение определило для этих следствий. И тем не менее, как было показано выше (22, 4), порядок провидения неколебим. Таков же точно и порядок предопределения – он неизменен, но при этом сохраняется и свобода воли, а потому и следствие предопределения несет в себе момент случайности. Кроме того, надлежит также иметь в виду все сказанное относительно божественного знания и воли (14,13; 19,4): ведь и они не уничтожают случайности в вещах, хотя сами по себе они всецело неизменны и неколебимы.
Ответ на возражение 1. Венец, говорят, может быть предоставлен кому-либо двояким образом: во-первых, предопределением Бога, и в таком случае венец не может быть утрачен; во-вторых, благодаря тому, что обретший венец заслужил милость Божию (ведь заслуженное нами – в некотором смысле и есть наше), и в этом случае заслуживший может утратить заслуженный им венец вследствие совершенного им смертного греха. И тогда кто-то другой получает этот венец, заступая место утратившего. Ибо Бог не дозволяет кому-либо пасть без того, чтобы другой не возвысился, согласно сказанному в Писании: «Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места» (Иов. 34:24). Так, люди занимают места падших ангелов, а язычники – иудеев. И тот, кто занимает место другого в порядке благодати и получает венец отпавшего от нее в жизни вечной, возрадуется всему хорошему, что сотворил этот другой, ибо в той жизни радуются всякому доброму делу независимо оттого, кто его соделал.
Ответ на возражение 2. Хотя и возможно предположить, что предопределенный сам по себе способен умереть в состоянии смертного греха, тем не менее последнее предположение делает невозможным предположение о его предопределенности. Поэтому приведенное возражение вовсе не означает, что предопределение может утратить действенность в своих следствиях.
Ответ на возражение 3. Поскольку, как было установлено выше (4), предопределение содержит в себе волю Божию, далее, поскольку Бог, коль скоро Он желает ту или иную сотворенную вещь и коль скоро воля Его неизменна, желает ее необходимо, но не в абсолютном для Себя смысле, то подобным же образом надлежит утверждать и относительно предопределения. Ибо в относительном смысле не должно говорить, что Бог может не предопределить того, кого Он предопределил, тогда как в абсолютном смысле Бог волен предопределять или нет. Но и в этом случае уверенность в предопределении сохраняется.
Раздел 7. Неизменно ли количество предопределенных?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что количество предопределенныхнельзя полагать неизменным. Ведь число, которое можно увеличить, не является неизменным. Но количество предопределенных может увеличиться, ибо в Писании сказано: «Господь Бог умножит вас в тысячу крат» (Вт. 1:11), а в глоссе прибавлено: «Сие установлено Богом, ведающим тех, которые Его». Следовательно, количество предопределенных изменяемо.
Возражение 2. Далее, невозможно назвать причину, по которой бы Богу было угодно предпочесть какое-то одно количество предупорядоченных к спасению любому другому. Но ничто не полагается Богом беспричинно. Следовательно, количество предупорядоченных Богом к спасению не может быть неизменным.
Возражение 3. Далее, деяния Бога неизмеримо совершеннее всего, что происходит в природе. Но в большинстве того, что делается по природе, преобладает благое, изъяны же зла обнаруживаются в куда меньшем количестве вещей. Таким образом, если бы число спасенных было заведомо ограничено Богом, то их количество было бы большим, нежели количество обреченных на погибель. Однако, из сказанного в Евангелии от Матфея следует как раз противоположное: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (и многие идут ими!), и тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (и немногие находят их!)» (Мф. 7:13, 14). Следовательно, количество предопределенных Богом к спасению не должно полагать неизменным.
Этому противоречит сказанное Августином: «Количество предопределенных неизменно: оно не может ни возрасти, ни умалиться»396.
Отвечаю: количество предопределенных неизменно. Некоторые учили, что оно таково с точки зрения формы, но не материи, т. е. что можно определенно говорить о том, что спасется сотня например или тысяча, но при этом неизвестно, спасется ли конкретно тот или этот. Но подобное мнение уничтожает уверенность в предопределении, о которой мы говорили выше (6). Поэтому нам надлежит говорить, что Богу известно точное количество предопределенных не только с точки зрения формы, но и с точки зрения материи. При этом необходимо иметь в виду, что количество предопределенных известно Богу не в силу Его знания, т. е. постольку поскольку Он знает, сколько будет спасено (ибо подобным образом Он знает и число капель в море, и песчинок на берегу), но – в силу Его намеренного выбора и определения.
Для обоснования этого тезиса надобно иметь в виду что каждый действователь определяется к деланию чего-то конечного, что очевидно из сказанного нами выше, когда обсуждался вопрос о бесконечном (7, 2, 3). Затем, кто бы ни определял некоторую конкретную меру для своего следствия, он продумывает необходимое количество тех сущностных частей, которое, согласно истинной природе этих частей, требуется для совершенства целого. Что же касается тех вещей, которые не являются основополагающими, но нужны лишь ради чего-то другого, он не исчисляет никакого самого по себе конкретного количества, но берет и использует их в том количестве, которое требуется для этого другого. Например, строитель продумывает определенные размеры дома, а также конкретное количество комнат, которые он желает иметь в этом доме, конкретные размеры стен и крыши; при этом, однако, он не исчисляет конкретное количество кирпичей, но берет и использует их ровно столько, сколько необходимо для определенных им размеров стен.
Подобным же образом нам надлежит рассуждать и о Боге с точки зрения Его отношения ко всей вселенной, которая суть Его следствие. Ибо Он предопределил и меру мироздания, и число, приличествующее его сущностным частям, то есть тем, кои некоторым образом упорядочены навечно – сферам, звездам, элементам и видам. Что же касается частных, подверженных тлению вещей, то они не определены сточки зрения преимущественного блага вселенной, но – вторичным образом, сточки зрения представленного через них блага их вида. Отсюда: хотя Богу и ведомо общее количество частных вещей, число волов, мух и тому подобного определяется Богом не так, как если бы оно требовалось само по себе; божественное провидение производит их столько, сколько необходимо для сохранения вида. Затем, из всего сотворенного разумные твари более всех непосредственно определены к благу вселенной, ибо также нетленны, особенно же те, которые удостаиваются вечного блаженства, поскольку именно они наиболее полно достигают конечной цели. Поэтому количество предопределенных известно Богу, причем не только посредством знания, но также и посредством изначального предрасположения. Следует также отметить, что это не совсем то же, что и число тех грешников, которые, похоже, были предрасположены Богом к благодати избранности и в отношении которых «все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Что же касается количества всех предопределенных, то одни говорят, что будет спасено столько людей, сколько пало ангелов; другие – столько, сколько ангелов сберегло свою чистоту; третьи – столько, сколько ангелов было изначально сотворено Богом. Нам же кажется, что приличнее говорить: «Одному только Богу ведомо, скольких ожидает вечное блаженство».
Ответ на возражение 1. Эти слова Второзакония должно понимать как сказанные относительно тех, которые были отмечены Богом с точки зрения даруемой им праведности. Именно их количество может возрастать и убывать, но отнюдь не количество предопределенных.
Ответ на возражение 2. Причиной количества любой из частей служит соразмерное отношение этой части к целому Поэтому причина того, что Бог соделал столько-то звезд, или столько-то видов вещей, или столько-то предопределил к спасению заключается в соразмерности этих основополагающих частей благу всего мироздания.
Ответ на возражение 3. Благо, соразмерное общему состоянию природы, присутствует в большинстве и отсутствует в меньшинстве; благо, превышающее общее состояние природы, присутствует в меньшинстве и отсутствует в большинстве. Ведь ясно, что большинство людей имеет достаточно знаний для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни, и тех, которые этими знаниями не обладают, полагают слабоумными или глупцами; но вот таких, которые обрели глубокое познание умопостигаемых вещей, очень немного. И поскольку их вечное блаженство, заключающееся в видении Бога, превышает общее состояние природы (в первую очередь потому, что последнее безблагодатно вследствие порчи первородного греха), спасенные пребывают в меньшинстве. В том-то, однако, и явлено нам милосердие Божие, что Он определил иных для спасения, коего человек поистине лишен в силу как общего порядка, так и природной расположенности.
Раздел 8. Споспешествуют ли предопределению молитвы святых?
С восьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределению нельзя споспешествовать молитвами святых. Ведь ничто временное не может предшествовать чему-либо вечному; и в том, что касается следствия, ничто временное не может способствовать созданию чего-либо вечного. Но предопределение вечно. Следовательно, коль скоро молитвы святых преходящи, они не могут споспешествовать кому-либо в том, чтобы стать предопределенным. Поэтому предопределению нельзя споспешествовать молитвами святых.
Возражение 2. Далее, как никто не нуждается в совете, если только его знание не ущербно, также точно никто не нуждается и в поддержке, если только его сила не слаба.