Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том I

определены и познаны Богом как имеющие некоторое отношение к жизни вечной по мере их причастности к милости.

Раздел 3. Может ли кто-либо быть изглажен из книги жизни?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что никто не может быть изглажен из книги жизни. Ведь сказал же Августин, что «предвидение Бога, которое обманываться не может, и есть книга жизни»401. Но ничто не может быть изглажено ни из предвидения Бога, ни из предопределения. Следовательно, никто не может быть изглажен и из книги жизни.

Возражение 2. Далее, то, что принадлежит вещи, принадлежит ей согласно порядку этой вещи. Но книга жизни есть нечто вечное и неизменное. Следовательно, занесенное в нее занесено не преходяще, но – неизменно и неизгладимо.

Возражение 3. Далее, изглаживание есть то, что противоположно записыванию. Но никто не может быть записан в книге жизни дважды. Следовательно, никто не может быть и изглажен.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Да изгладятся они из книги живых» (Пс. 68:29).

Отвечаю: иные говорили, что никто не может быть изглажен из книги жизни фактически, но – только с точки зрения людей. Ибо в обычае Священного Писания упоминать о чем-либо соделанном уже после того, как о нем становится известным. Поэтому они и полагали, что о людях говорят как о записанных в книге жизни в силу их очевидной для всех праведности; когда же становится ясно (в этой ли жизни, или уже в последующей), что они отпали из состояния праведности, о них говорят, что они изглаживаются. В этом духа разъясняются слова «да изгладятся они из книги живых» и в глоссе. Но так как неизгладимость из книги жизни есть одна из наград праведников, согласно сказанному: «Побеждающий облечься в белые одежды, и не изглажу его из книги жизни» (Откр. 3:5) (а что обещается святым, то превыше мнения людей), то надлежит говорить, что изглаживание или не изглаживание из книги жизни относится не к мнению людей, но суть непреложный факт. Ведь книга жизни есть запись рукоположенных к жизни вечной, а к ней определяются двояко, а именно: через предопределение, которое неизменно, и через милость, ибо кто имеет милость, тот имеет и приуготовление к жизни вечной. Но последнее определение порою бывает недейственным, поскольку иные из определенных по милости к жизни вечной утрачивают ее вследствие смертного греха. Таким образом, те, которые рукоположены к обладанию жизнью вечной через божественное предопределение, записаны в книге жизни просто (ибо записаны там как имеющие жизнь вечную в действительности), и они никогда не изглаживаются из книги жизни. Те же, которые рукоположены к жизни вечной не через божественное предопределение, но – по милости, записаны в книге жизни не просто, но – относительно, поскольку записаны там не как имеющие жизнь вечную саму по себе, но-только в порядке причинности. Однако, хотя о последних и можно говорить как об изглаживаемых из книги жизни, это изглаживание не должно приписывать Богу в том смысле, что будто бы Он вначале предвидел вещь таким-то образом, а впоследствии как-то иначе; но – что Богу всегда ведомо, кто, будучи вначале рукоположен к жизни вечной, впоследствии не будет рукоположен к ней по причине отпадения от благодати.

Ответ на возражение 1. Изглаживание относится к книге жизни не с точки зрения предвидения Бога, как если бы в Боге могли происходить какие-либо изменения, но с точки зрения предвидимых вещей, которые могут изменяться.

Ответ на возражение 2. Хотя в Боге все вещи неизменны, в себе они подвержены изменениям. К этому и относится изглаживание из книги жизни.

Ответ на возражение 3. Когда говорят, что кто-либо изглаживается из книги жизни, равно и когда говорят, что кто-либо вновь туда заносится, то имеют в виду одно и то же, а именно: или мнение людей, или обретение приуготовления к жизни вечной посредством благодати; но все это заключено в знании Бога, причем единожды, а не каждый раз сызнова.

Вопрос 25. О способности Бога

После рассмотрения Вопросов о божественном предвидении и воле, а также и обо всем том, что к ним относится, нам остается еще исследовать Вопрос о способности Бога. Мы поведем речь об этом в шести пунктах: 1) есть ли в Боге способность; 2) бесконечна ли Его способность; 3) всемогущ ли Бог; 4) способен ли Он отменить произошедшее; 5) способен ли Он делать то, чего Он не делает, или не делать то, что Он делает; 6) способен ли Он делать то, что делает, более превосходным образом.

Раздел 1. Есть ли в Боге способность?

С первым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге нет способности. Ведь как первичная материя относится к способности, точно так же Бог, Который суть первый действователь, относится к действию. Но первичная материя сама по себе лишена какого бы то ни было действия. Следовательно, первый действователь – Бог – лишен какой бы то ни было способности.

Возражение 2. Далее, согласно Философу, деятельность лучше любой способности402. Так, форма лучше материи и действие – способности действовать (поскольку первое – это цель второго). Но нет ничего лучшего, нежели то, что в Боге, ибо то, что в Боге, как было показано выше (3, 3), и есть Бог. Следовательно, в Боге нет никакой способности.

Возражение 3. Далее, способность – это начало действия. Но так как в Боге нет ничего привходящего, божественная способность должна была бы быть сущностью Бога. Однако в сущности Бога нет никакого начала. Следовательно, в Боге нет и никакой способности.

Возражение 4. Кроме того, уже было показано (14, 8; 19, 4), что знание Бога суть причина вещей. Но причина и начало вещи – это одно и то же. Поэтому не должно усваивать Богу способности, но – лишь знание и волю.

Этому противоречит следующее. Сказано в Писании: «Кто силен как Ты, Господи, и истина Твоя – окрест Тебя» (Пс. 88:9).

Отвечаю: способность бывает двоякой, а именно претерпевающей, и ее в Боге нет, и действенной, которую надлежит усвоить Ему в наивысочайшей степени. Ведь очевидно, что все совершенное и находящееся в действии является таковым в результате реализации своей способности к действию, в то время как все претерпевающее претерпевает в той мере, в какой оно недостаточно и несовершенно. Затем, как было показано выше (3, 2; 4, 1 и 2), Бог суть чистое действие, простое и всесовершенное, безо всякой примеси несовершенства. Поэтому именно Ему в высочайшей степени принадлежит быть действенной способностью, и никоим образом – не претерпевающей. С другой стороны, понятие начала действия никак не противостоит понятию способности действовать. Ведь способность действовать, как сказал Философ, это начало воздействия на иное, тогда как способность претерпевать суть начало восприятия воздействия от иного403. Таким образом, выходит, что Богу в наивысочайшей степени присуща способность действовать.

Ответ на возражение 1. Способность действовать не противостоит действию, но напротив зиждется на нем, ибо что-либо действует в меру своей действительности; претерпевающая же способность противостоит действию, ибо всякая вещь претерпевает в меру своей возможности. Отсюда: в Боге нет ничего в возможности, но есть одна только способность действовать.

Ответ на возражение 2. В том случае, если действие отделено от способности действовать, действие необходимо лучше способности. Но действие Бога суть то же, что и Его способность, поскольку то и другое есть Его божественная сущность (ведь и Его существование не отделено от Его сущности). Следовательно, в Боге нет ничего, что было бы лучше Его способности.

Ответ на возражение 3. В тварях способность является не только началом действия, но также и следствия. Поэтому в Боге идея способности сохраняется; не потому, конечно, что она выступает в качестве начала действия, а потому, что она, будучи сама по себе божественной сущностью, выступает в качестве начала следствия; однако возможность нашего постижения такова, что божественная сущность, которая сама по себе извечно содержит все совершенства, какие только мыслимы в сотворенном, может быть мыслима или с точки зрения действия, или с точки зрения способности. Таким образом, представление о способности в Боге сохраняется как представление о начале следствия.

Ответ на возражение 4. Способность предицируется Богу не как нечто в самом деле отличное от Его знания и воли, но – как отличное логически; ведь способность подразумевает представление о начале воздействия, определенного волей и направленного знанием, а эти три вещи в Боге тождественны. Или можно еще сказать, что знание (или воля) Бога, будучи действенным началом, содержит в себе и понятие способности. Потому-то рассмотрение знания и воли Бога и предшествует рассмотрению Его способности, что причина предшествует действию и следствию.

Раздел 2. Бесконечна ли способность Бога?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что способность Бога не бесконечна. В самом деле, согласно Философу, бесконечное несовершенно404. Но способность Бога отнюдь не несовершенна. Следовательно, она не бесконечна.

Возражение 2. Далее, каждая действенная способность познается через свое следствие, в противном случае она была бы недейственной. Таким образом, если бы способность Бога была бесконечной, она могла бы производить и бесконечное следствие, что невозможно.

Возражение 3. Далее, Философ доказывает, что если бы способность какой-либо телесной вещи была бесконечной, она порождала бы вневременное движение405. Бог, однако, не порождает вневременное движение, но, как сказал Августин, движет духовную тварь во времени, а телесную – во времени и пространстве406. Следовательно, Его способность не бесконечна.

Этому противоречат слова Илария о том, что «способность Бога неизмерима, ибо Он суть единое живое всемогущество»407. Но все неизмеримое бесконечно. Следовательно, способность Бога бесконечна.

Отвечаю: как было установлено выше (1), действенная способность присуща Богу в той мере, в какой Ему присуща актуальность. Но Его существование бесконечно, ибо не ограничено ничем, что имеет от него свое бытие, что очевидно из наших рассуждений о бесконечности божественной сущности (7, 1). Отсюда необходимо, чтобы действенная способность Бога была бесконечной. Ведь чем более совершенной формой действия обладает действователь, тем больше и его способность действовать. Например, чем более горяча вещь, тем более способна она и к нагреванию; и если бы ее теплота была бесконечной, бесконечной была бы и ее способность нагревать. Отсюда: коль скоро божественная сущность, через посредство которой действует Бог, бесконечна (что было доказано выше (7,1)), из этого следует, что его способность также бесконечна.

Ответ на возражение 1. В данном случае Философ говорит о материальной, не ограниченной никакою формой бесконечности, каковая бесконечность принадлежит к количеству. Но божественная сущность, как уже говорилось ранее (7, 1), есть нечто совсем другое; и другой является, понятно, и Его способность. Поэтому в данном случае не следует делать вывод о ее несовершенстве.

Ответ на возражение

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том I Аквинский читать, Сумма теологии. Том I Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том I Аквинский читать онлайн