прежде чем Сократ побежал, мог бы сделать так, чтобы он не бежал. Следовательно, когда он уже бежал, Бог мог бы сделать так, что он не бежал.
Возражение 3. Далее, милость превосходнее девственности. Но Бог может дозволить обрести утраченную милость; следовательно, Он может возвратить и утраченную девственность. Таким образом, Он может сделать так, чтобы уничтоженное оказалось сохраненным.
Этому противоречат следующие слова Иеронима: «Хотя Боги может все, Он не может сделать уничтожимое неуничтожимым»411. Следовательно, по той же самой причине Он не может сделать и так, чтобы что-либо, произошедшее в прошлом, не было произошедшим.
Отвечаю: как было сказано выше, то, что несет в себе противоречие, не подпадает под всемогущество Бога. Но то, что произошедшее не произошло, подразумевает противоречие. В самом деле, говорить, что Сократ и сидит, и не сидит, значит допускать противоречие, и то же самое – говорить, что он и сидел, и не сидел. Но говорить, что он сидел, значит говорить, что это происходило в прошлом. И говорить, что он не сидел, значит говорить, что этого не происходило. Следовательно, отрицание произошедшего не входит в сферу действия божественной способности. Это и имеет в виду Августин, когда пишет: «Если кто говорит, что, коль скоро Бог всемогущ, то пусть Он сделает так, чтобы произошедшее не произошло, тот не понимает, что это все равно, что сказать, что, коль скоро Бог всемогущ, то пусть Он сделает так, чтобы само по себе истинное стало ложным»412. А Философ в свою очередь говорит, что «одного и Богу не дано: не бывшим сделать то, что было сделано»413.
Ответ на возражение 1. Хотя, если рассматривать нечто в прошлом само по себе, ему не быть в прошлом невозможно акцидентно (например, беганию Сократа), тем не менее, если нечто в прошлом рассматривать как именно прошлое, то отмена этого прошлого невозможна не только сама по себе, но и абсолютно, поскольку здесь заложено противоречие. Таким образом, это более невозможно, чем воскрешение мертвого, в каковом нет никакого противоречия, поскольку оно полагается невозможным в отношении определенной способности, а именно природной; ибо невозможность таких вещей лежит ниже возможности божественной силы.
Ответ на возражение 2. Как мы говорим, что Бог, в соответствии с совершенством божественной способности, может делать все, и тем не менее некоторые вещи не подлежат Его способности в силу невозможности их бытия; так же точно мы говорим и о неизменности божественной способности, что все, что Бог мог делать, Он может делать и теперь. Но иные из вещей, которые, будучи несделанными, имели природу возможного, теперь, будучи сделанными, утратили природу возможного. Поэтому, говоря, что Бог не может их сделать, на самом деле мы имеем в виду, что сами они не могут быть сделанными.
Ответ на возражение 3. Бог может удалить любую порчу из разума или из тела падшей женщины, но тот факт, что она пала, останется при ней; и подобным же образом сам факт совершения греха или утраты милости не может не остаться с согрешившим.
Раздел 5. Может ли Бог делать то, чего он не делает?
С пятым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не может делать что-либо помимо того, что Он делает. В самом деле, Бог не может делать то, чего Он не предвидел и не предопределил. Но Он не предвидел и не предопределил, что Он будет делать что-либо помимо того, что Он делает. Следовательно, Он не может делать что-либо помимо того, что Он делает.
Возражение 2. Далее, Бог делает только то, что должно и правильно делать. Но Богу не должно делать то, чего Он не делает, равно как и не правильно то, что Он должен делать то, чего Он не делает. Следовательно, Он не может делать что-либо помимо того, что Он делает.
Возражение 3. Далее, Бог не может делать то, что не приличествует и не во благо сотворенному. Но сотворенному не приличествует и не во благо быть чем-то иным, чем оно есть. Следовательно, Бог не может делать что-либо помимо того, что Он делает.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего – и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26:53). Но Он не просил о них, равно как и Его Отец не явил их на посрамление иудеям. Следовательно, Бог может делать то, чего Он не делает.
Отвечаю: при рассмотрении этого вопроса иные допускали ошибку двоякого свойства. Одни полагали, что Бог действует в силу Своей природной необходимости, подобно тому, как действует природа, в которой не может происходить ничего помимо происходящего (например, из семени человека необходимо происходит человек, а из косточки маслины – маслина); точно так же говорили они и из божественного действия не могут происходить ни другие вещи, ни другой порядок вещей, нежели тот, что существует сейчас. Однако нами уже было показано (19, 3), что Бог действует не в силу природной необходимости, но что причиной всех вещей является Его воля, причем эта воля не связана с природой и необходимостью, которые определяли бы ее к тем или иным вещам. Поэтому существующий порядок вещей, соделанных Богом, не налагает никакой необходимости, вследствие которой не могли бы происходить совсем другие вещи.
Другие, в свою очередь, говорили, что божественная способность ограничивается представленным ходом событий через посредство порядка божественной мудрости и справедливости, без коих Бог ничего не соделывает. Но так как божественная способность, которая есть Его же сущность, суть не что иное, как и Его мудрость, то надлежит говорить, что в божественной способности нет ничего, что было бы вне порядка божественной мудрости; ибо божественная мудрость целокупно содержит в себе всю возможность божественной силы. Тем не менее порядок, приданный сотворенному божественной мудростью, в каковом порядке, как было сказано ранее (21,2), и состоит принцип Его справедливости, не настолько соразмерен божественной мудрости, чтобы божественная мудрость была ограничена этим представленным порядком вещей. Ведь очевидно, что целокупная идея порядка, которую мудрый делатель полагает в делаемые им вещи, принимается с точки зрения их цели. И когда цель соразмерна вещам, делаемым ради этой цели, мудрость делателя ограничивается некоторым определенным порядком. Но божественная благость – это цель, превышающая всякую меру сотворенного. Поэтому божественная мудрость не ограничивается каким-либо частным порядком таким образом, чтобы не мог иметь места какой-то иной ход событий. Следовательно, нам надлежит утверждать, что Бог может делать и то, чего Он не делает.
Ответ на возражение 1. У нас, у которых способность и сущность отличны от воли и ума, ум, в свою очередь, от мудрости, а воля – от справедливости, может быть нечто в способности, чего нет в справедливой воле или мудром уме. Но в Боге способность и сущность, воля и ум, мудрость и справедливость суть одно и то же. Поэтому не может быть ничего в божественной способности, чего бы не было также и в Его справедливости, воле или Его мудром уме. Тем не менее поскольку Его воля не может определяться необходимостью того или иного порядка вещей (разве что речь идет о гипотетической необходимости, о чем было сказано выше (19, 3)), поскольку, далее, мудрость и справедливость Бога не ограничиваются представленным порядком, о чем также было сказано, то ничто не препятствует тому, чтобы существовало нечто в божественной способности, чего Он не пожелал и что не было включено в порядок, который Он поместил в сотворенное. Опять же, коль скоро способность рассматривается как действенная, воля – как управляющая, а ум и мудрость – как определяющие, то, если рассматривать Его способность саму по себе, о Боге допустимо сказать, что Он может действовать согласно Своей абсолютной способности. А ей, как было показано выше (3), принадлежит все, что имеет природу бытия. Если же рассматривать божественную способность как исполнительницу указаний справедливой воли, о Боге допустимо сказать, что Он может действовать согласно Своей обычной способности. Таким образом, надлежит говорить, что Своею абсолютной способностью Бог может делать и то, что Он не предвидел и не предопределил как подлежащие деланию. Но этого не может быть, чтобы Он сделал что-либо помимо того, что Он предвидел и предопределил как подлежащее деланию, поскольку Его актуальное делание подчиненно Его предвидению и предопределению, хотя с Его способностью, которая суть Его природа, дело и обстоит иначе. Ведь Бог делает что-либо потому, что Он этого пожелал, однако способность делать это исходит не из Его воли, но – из Его природы.
Ответ на возражение 2. Бог не ограничен чем-либо помимо Себя самого. Следовательно, когда говорят, что Бог может делать только должное, это означает буквально следующее: Бог может делать только то, что суть приличествующее Ему и справедливое. Но слова «приличествующее» и «справедливое» могут быть поняты двояко: во-первых, как связанные со словом «суть», и тогда они будут представляться ограниченными существующим порядком вещей и относиться к Его способности. Но в этом случае сказанное в возражении ложно, ибо оно приобретет следующий смысл: Бог не может делать что-либо помимо того, что в настоящий момент суть приличествующее и справедливое. Если же они в первую очередь связаны со словом «мочь», и только затем со словом «суть», существующее также будет представлено, но неопределенно и слишком общо. В этом случае предложение можно было бы считать истинным в следующем смысле: «Бог не может делать что-либо помимо того, что, буде Он это сделал, было бы должным и справедливым».
Ответ на возражение 3. Хотя наличествующий порядок вещей и ограничен существующим, однако божественная способность и мудрость этим не ограничиваются. Поэтому, хотя никакой другой порядок не был бы приличествующим и благим для существующих ныне вещей, тем не менее Бог может сотворить совсем другие вещи и предоставить им совсем другой порядок.
Раздел 6. Может ли Бог делать то, что делает, более превосходным образом?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не может делать то, что делает, более превосходным образом. Ведь все, что делает Бог, Он делает со всем Своим всемогуществом и мудростью. Но нельзя сделать что-либо лучше, если, будучи сделанным, оно сделано со всем всемогуществом и мудростью. Следовательно, Бог не может делать что-либо лучше, чем Он делает
Возражение 2. Далее, Августин выдвигает следующий аргумент: «Если бы Бог мог родить равного Себе Сына, но не родил, Он был бы завистлив»414. Подобно этому можно сказать: если бы Бог мог делать лучше, чем Он делает, но при этом не желал бы так делать, Он был бы завистлив. Но в Боге нет