блаженство которое является целью вещи в смысле «пользования» или «обладания».
Раздел 4. Включены ли в блаженство Бога все прочие блаженства?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что божественное блаженство не охватывает все без исключения блаженства. В самом деле, существуют же и некоторые ложные блаженства. Но в Боге не может быть ничего ложного. Следовательно, божественное блаженство не охватывает все остальные блаженства.
Возражение 2. Далее, говорят, что существуют блаженства, связанные с телесными вещами, такие как наслаждение, достаток и тому подобное. Но ничего такого нельзя приписать Богу, поскольку Он бестелесен. Следовательно, Его блаженство не охватывает все другие блаженства.
Этому противоречит то обстоятельство, что блаженство есть некоторое совершенство. Но божественное совершенство, как было показано выше (4, 2), охватывает все прочие совершенства. Следовательно, божественное блаженство охватывает все прочие блаженства.
Отвечаю: все, что желательно в каком бы то ни было блаженстве, независимо от того истинно ли последнее, или ложно, всецело и наивысшим образом предсуществует в божественном блаженстве. Что касается счастья созерцательного, то Бог обладает непрерывным и наисовершеннейшим созерцанием как самого Себя, так и всего остального, а что касается счастья деятельного, то Он управляет всею вселенной. Относительно же земного счастья, которое, согласно Боэцию, заключается в наслаждении, достатке, силе, достоинстве и известности425, то Его наслаждение состоит в радовании Собою и всем прочим; вместо достатка Он обладает полной самодостаточностью, которая суть залог всяческого достатка; вместо силы Он обладает всемогуществом; Его достоинство заключается в управлении вселенной; а вместо известности Он обладает восхищением Им со стороны всего сотворенного.
Ответ на возражение 1. Отдельные виды блаженства суть ложные постольку, поскольку они отпали от идеи истинного блаженства, и в этом смысле они не в Боге. Но то блаженство, подобием которого они (пускай и в невеликой степени) являются, предсуществует в божественном блаженстве.
Ответ на возражение 2. Те блага, которые существуют в телесных вещах телесно, присутствуют также и в Боге, однако – духовным образом.
На этом мы завершаем рассмотрение того, что относится к единству божественной сущности.
Трактат О Пресвятой Троице. Вопрос 27. О происхождении Божественных лиц
Относительно происхождения надлежит исследовать пять пунктов: 1) имеет ли место в Боге происхождение; 2) можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением; 3) может ли иметь место в Боге такое происхождение чего-либо, которое не охватывается понятием порождения; 4) может ли этот случай происхождения быть назван порождением; 5) имеют ли место в Боге более чем два случая происхождения.
Раздел 1. Имеет ли место в Боге происхождение?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение не может иметь места в Боге. Ибо происхождение подразумевает движение вовне. Но в Боге нет ничего подвижного, равно как и ничего внешнего. Поэтому в Боге нет места происхождению.
Возражение 2. Далее, все, что происходит, отличается от того, из чего оно происходит. Но в Боге нет различия, но – только высшая простота. Поэтому в Боге нет места происхождению.
Возражение 3. Далее, происходить из другого кажется противным природе первоначала. Но, как было показано выше (2,3), Бог и есть первое начало. Поэтому в Боге нет места происхождению.
Этому противоречат слова, сказанные нашим Господом: «Я от Бога исшел и пришел» (Ин. 8:42).
Отвечаю: в Священном Писании по отношению к Богу употребляются имена, означающие происхождение. Это происхождение понималось различным образом. Некоторые понимали егов смысле следствия, исходящего из своей причины. Так, Арий утверждал, что Сын происходит от Отца как Его первичное творение, а Святой Дух исходит от Отца и Сына как творение Их обоих. В этом случае ни Сын, ни Святой Дух не были бы истинным Богом, и это противоречит тому, что сказано о Сыне: «…да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). О Святом Духе также сказано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…» (1 Кор. 6:19). Но ведь иметь храм – это исключительное право Бога.
Другие понимают это происхождение как причину, движущую следствие или запечатлевающую в нем свое подобие. В таком смысле это принимал Савелий, который говорил, что Бог Отец называется Сыном, если Он принял плоть от Девы, и что Отецтакже называется Святым Духом, когда Он очищает от порока разумное существо и ведет его по жизни. Этому противоречат слова Господа, когда Он говорит о Себе: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Ин. 5:19). И во многих других местах говорится о том же, из чего мы заключаем, что Отец не тождествен Сыну.
Внимательное изучение показывает, что оба эти толкования понимают происхождение как движение вовне. Поэтому ни одно из них не утверждает происхождение как совершающееся в Самом Боге. Однако, поскольку происхождение всегда предполагает действие, и поскольку имеется движение вовне, соответствующее акту, связанному с внешней материей, также должно иметь место движение вовнутрь, соответствующее акту, осуществляющемуся внутри действующего. Это наиочевиднейшим образом приложимо к уму, действие которого остается внутри действующего. Ибо когда мы постигаем нечто, сам факт постижения заключается в происхождении чего-то внутри нас, а именно: понятия постигаемого объекта, понятия, создаваемого нашей умственной способностью и происходящего из нашего знания этого объекта. Это понятие получает обозначение посредством слова, и оно может быть названо словом сердца, обозначаемым словом голоса.
Поскольку Бог превосходит все, то говоримое о Боге должно понимать не сообразно тому, как мы мыслим низшие твари или тела, но наподобие высших созданий, каковыми являются сущности ума. Ибо даже когда мы исходим из этого подобия, божественные предметы все равно остаются непостижимыми. Поэтому происхождение не должно понимать по аналогии с тем, что имеет место среди тел: ни как некое движение, ни как порождение причиной некоего внешнего для нее следствия подобно тому, как теплота нагревает тело. Скорее его должно понимать по аналогии с интеллигибельной эманацией, например, интеллигибельного слова, которое порождается говорящим и, однако же, остается в нем. В таком смысле католическая вера понимает происхождение как имеющее место в Боге.
Ответ на возражение 1. Это возражение основывается на представлении о происхождении как разновидности движения, то есть как действия, ведущего к внешнему объекту или внешнему следствию, каковой вид происхождения, как мы уже пояснили, не имеет места в Боге.
Ответ на возражение 2. То, что происходит от чего-то внешнего, необходимо отличается оттого источника, из которого оно происходит, в то время как то, что происходит посредством интеллигибельного процесса, вовсе не предполагает необходимым образом такого различия. Более того, чем совершеннее этот процесс, тем более тесное единство оно составляет с источником своего происхождения. Ибо ясно, что чем выше степень понимания, тем теснее связь понятия ума с мыслящим действователем, поскольку ум в самом акте постижения входит в единство с постигаемым объектом. Таким образом, поскольку божественная интеллигенция является высшим совершенством Бога (14, 2), божественное Слово необходимо составляет совершенное единство с источником, из которого Оно происходит, без всякого различия.
Ответ на возражение 3. Происходить от начала так, чтобы при этом быть чем-то внешним и отличным от этого начала, несообразно с идеей первого начала, тогда как внутреннее и однородное происхождение наподобие интеллигибельного акта соответствует идее первоначала. Ибо когда мы называем строителя началом строения, в идею такого начала входит идея его искусства. И последняя входила бы в идею первоначала, если бы строитель был первым началом строения. Бога, Который является первоначалом всего, можно уподобить созданным им вещам так же, как архитектора – созданным им строениям.
Раздел 2. Можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение в Боге не может быть названо порождением. Ибо порождение – это переход от небытия к бытию и противоположность гибели, поскольку материя подвержена и тому и другому. Ничто из сказанного не относится к Богу. Поэтому порождение не может иметь места в Боге.
Возражение 2. Далее, происхождение имеет место в Боге наподобие интеллигибельного акта, как было пояснено выше (1). Однако такой процесс мы не называем порождением применительно к себе. Поэтому его не следует так называть и применительно к Богу
Возражение 3. Далее, все порождаемое получает существование от порождающего. Поэтому такое существование есть существование приобретенное. Однако приобретенное существование не является самостоятельным существованием. Отсюда, поскольку божественное существование является самосущим (3, 4), приобретенное существование не может быть свойственно Богу. Следовательно, в Боге нет места порождению.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7).
Отвечаю: происхождение Слова в Боге называется порождением. В доказательство этого мы рассмотрим два значения порождения. Первое значение относится ко всему, что подвержено порождению и разложению. В этом смысле порождение есть не что иное, как переход от несуществования к существованию. В другом смысле оно свойственно живым существам; при этом подразумевается исхождение от общего живого начала, что и называется рождением в собственном смысле. Однако не ко всему подобному применимо слово «родил», но только к тому, что происходит от подобного. В этом смысле по отношению к волосу неуместно говорить о порождении, родственности, но только по отношению к тому, что происходит от подобного. И здесь недостаточно какого-либо сходства. Например, применительно к червю, хотя и связанному с животными отношениями порождения, также нельзя говорить о порождении или родственности, несмотря на родовое подобие, ибо данный вид порождения требует подобия в смысле тождественной специфической природы. Так, человек происходит от человека, лошадь – от лошади. В отношении живых существ, которые переходят от потенциального к актуальному существованию, как люди и животные, понятие порождения включает оба эти значения. Но если речь идет о существе, которое в своем существовании не переходит от потенциальности к актуальности, понятие происхождения (если последнее имеет место у такого существа) полностью исключает первый вид порождения и в то же время сохраняет тип порождения, относящийся к живым существам. В этом случае происхождение Слова в Боге является порождением, ибо Он происходит посредством интеллигибельного акта, которое есть в то же время живое деяние – от общего живого начала (как было разъяснено выше), от подобного, в той степени, в какой понятие ума – подобие постигаемого объекта, – и является существом той же природы, потому что в Боге акт познания и Его существование суть одно, как было показано выше (14,4). Следовательно, происхождение Слова в Боге называется порождением, а Само порождаемое Слово называется Сыном.
Ответ на возражение 1. Это возражение основывается на представлении о порождении в первом смысле, подразумевающем переход от потенциальности к актуальности, в каковом смысле это неприложимо к Богу
Ответ на возражение 2. Акт человеческого постижения в нас самих не