определением лица.
Отвечаю: хотя всеобщее и особенное имеются в каждом роде, тем не менее индивид в определенном смысле принадлежит к роду субстанции. Ибо субстанция индивидуализирована сама по себе, тогда как акциденции индивидуализированы в отношении субъекта, каковым и является субстанция. Так, в конкретной ситуации белое обозначается как «это», поскольку белизна связана с определенным субъектом. Поэтому имеет смысл, чтобы индивиды, принадлежащие к родовой субстанции, имели собственное имя; они и называются «ипостаси», то есть первые субстанции.
Далее, особенное и индивидуальное свойственны разумным субстанциям, которые сами распоряжаются собственными действиями. И они не только действуют по понуждению извне, но могут действовать самостоятельно, поскольку действия суть свойство единичностей. Поэтому индивидуальные существа разумной природы также имеют особое название среди других субстанций-личность, лицо.
Таким образом, термин «индивидуальная субстанция» в определении лица означает единичность, принадлежащую к родовой субстанции, а термин «разумная природа» добавлен как указание на единичность разумной субстанции.
Ответ на возражение 1. Хотя та или иная единичность не поддается определению, однако можно определить то, что составляет общую идею единичности. И в соответствии с этим Философ дает определение первой сущности440, и таким же образом Боэций определяет лицо.
Ответ на возражение 2. По мнению некоторых термин «субстанция» в определении лица подразумевает первую субстанцию, т. е. ипостась. А термин «индивидуальная» не является избыточным, поскольку понятие ипостаси, или первой субстанции, исключает идею всеобщности и части. Ибо мы не можем сказать, что человек вообще является ипостасью, или, скажем, рука, поскольку она составляет лишь часть. Однако там, где добавляется слово «индивидуальная», не может идти речь о принятии лица, ибо человеческая природа в Христе не является лицом, так как она принимается тем, что ее превосходит, – Словом Бога. Тем не менее в данном случае лучше говорить о субстанции в общем смысле, как включающей в себя и первую и вторую, а с добавлением слова «индивидуальная» сужающейся до первой субстанции.
Ответ на возражение 3. Если субстанциальные различия нам неизвестны или, по крайней мере, не имеют своего названия, необходимо воспользоваться вместо них акцидентными различиями. Например, мы можем сказать, что огонь есть простое, горячее и сухое тело, поскольку действительные акциденции суть проявления субстанциальных форм, и последние познаются исходя из первых. Подобным же образом интенциональные термины могут использоваться для определения реальностей, если они употребляются для обозначения вещей, не имеющих названия. Таким образом, термин «индивидуальная» включается в определение лица для обозначения способа существования, присущего отдельным субстанциям.
Ответ на возражение 4. Согласно Философу, слово «природа» поначалу употреблялось для обозначения порождения живых существ, называемым «рождение»441. И поскольку порождение такого рода подчинено внутреннему началу, этот термин стал обозначением внутреннего начала всякого движения. Таким образом Аристотель определяет «природу»442. И поскольку это начало является либо формальным, либо материальным, то и материя и форма называются природой. А в силу того, что сущность чего бы то ни было определяется формой, таковая сущность, указываемая в определении, обычно называется природой. Именно в таком смысле «природа» и берется в данном случае. Вот почему Боэций говорит, что «природа есть видовое отличие, сообщающее форму всякой вещи»443; ведь видовое отличие обусловливает определение и имеет своим источником форму вещи. Таким образом, в определении «лица», – что значит: единичность, принадлежащая к «роду», – правильнее использовать термин «природа», а не «сущность», так как последний имеет более общее значение в силу связанности с бытием.
Ответ на возражение 5. Душа есть часть человеческого существа. Поэтому хоть она и может существовать в отдельном состоянии, однако поскольку в силу ее природы ей свойственно соединяться с телом, ее нельзя назвать индивидуальной субстанцией, каковая является ипостасью, или первой субстанцией. Это же можно сказать о руке или любой другой части человека. Таким образом, ни определение, ни имя «лица» не может относиться к душе.
Раздел 2. Есть ли «лицо» то же, что ипостась, субсистенция и сущность?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что «лицо» есть то же, что и «ипостась», «бытие» и «сущность». Ведь сказал же Боэций, что греки называли индивидуальную субстанцию разумной природы ипостасью444. Но в нашем случае это совпадаете определением «лица». Поэтому «лицо» есть то же, что и ипостась.
Возражение 2. Далее, когда мы говорим, что в Боге имеется три лица, это равнозначно тому, что в Боге имеется три субсистенции. Тем самым предполагается, что «лицо» и «субсистенция» совпадают по смыслу Следовательно, это одно и то же.
Возражение 3. Далее, Боэций говорит, что греческое слово «усия», означающее «сущность», указывает на существо, состоящее из материи и формы445. Но то, что состоит из материи и формы, есть индивидуальная субстанция, которую мы называем «ипостасью» и «лицом». Следовательно, все вышеперечисленные имена имеют одно и то же значение.
Возражение 4. Этому противоречит сказанное Боэцием, что роды и виды существуют как субсистенции, тогда как индивиды существуют не только как субсистенции, но и как субстанции446. Субсистенция носит такое название, поскольку она существует самостоятельно (subsistit)447, a субстанция или ипостась – поскольку она «стоит под» (substat) акциденциями. Следовательно, поскольку роды и виды не суть субстанции или личности, эти последние не суть то же, что и субсистенции.
Возражение 5. Далее, Боэций говорит, что материя называется ипостасью, а форма называется ousiosis, то есть субсистенцией448. Но ни форма, ни материя не могут быть названы личностью. Поэтому лицо отличается от них.
Отвечаю: согласно Философу, субстанция двойственна449. С одной стороны, она обозначает «чтойность» вещи, указываемую ее определением, и потому мы говорим, что определение указывает на субстанцию вещи; греки в этом значении называли субстанцию «усией», что соответствует нашей «сущности». С другой стороны, субстанция обозначает субъект или «подлежащее», которое входит в род субстанции450. В этом случае уместен интенциональный термин, понимаемый в общем смысле, а именно «подлежащее». Также к нему прилагаются три имени, называющие нечто реально существующее: «вещь природная», «сущее» и «ипостась» в соответствии с трояким рассмотрением субстанции. Так, поскольку оно т. е. «подлежащее» существует само по себе, а не в чем-то другом, оно называется «сущим», ибо о существовании вещей мы говорим тогда, когда они существуют сами по себе, а не в чем-то другом. Поскольку оно является основанием некой общей многим вещам природы, оно называется «вещью природной», как, например, некий конкретный человек называется природным существом. А поскольку оно лежит в основании акциденций, оно называется «ипостасью?или «субстанцией». То, что эти три имени обозначают как общее по отношению к роду субстанций, имя «лицо» обозначает по отношению к роду разумных субстанций.
Ответ на возражение 1. У греков термин «ипостась», взятый в строгом смысле, обозначает любую единичность из рода субстанций. Однако в обычном смысле он обозначает индивида разумной природы в силу превосходства этой природы.
Ответ на возражение 2. Подобно тому, как мы говорим о «трех лицах» Бога во множественном числе, или о «трех субсистенциях», греки говорили о трех ипостасях. Но так как слову «субстанция», которое, строго говоря, соответствует по своему значению слову «ипостась», в нашем употреблении свойственна двусмысленность – коль скоро оно может обозначать то сущность, то ипостась, – для того, чтобы избежать ошибки, предпочтительно использовать для обозначения ипостаси термин «субсистенция», а не «субстанция».
Ответ на возражение 3. Сущность в собственном смысле слова есть то, что выражается определением. Определение же включает в себя видовые признаки, но не индивидуальные. Ибо в вещах, состоящих из материи и формы, сущность обозначает не одну только форму или только материю, но соединение материи и формы как начало вида. Однако то, что состоит из «этой» материи и «этой» формы определяется как ипостась или лицо. Ибо душа, плоть или кости принадлежат природе человека, в то время как «эта» душа, «эта» плоть или «эти» кости принадлежат природе «этого» человека. Поэтому ипостась и лицо добавляют индивидуальные признаки к понятию сущности, и их не следует отождествлять с сущностью вещей, состоящих из материи и формы, как мы уже отметили при рассмотрении божественной простоты (3, 3).
Ответ на возражение 4. Боэций говорит, что роды и виды существуют постольку, поскольку они охватываются категорией субстанции, а не потому, что они существуют сами по себе. Лишь Платон утверждал, что виды существуют отдельно от единичных вещей.
Ответ на возражение 5. Индивид, состоящий из материи и формы, существует как субстанция в отношении акциденции по самому существу материи. Поэтому Боэций и говорит: «Простая форма не может быть субъектом»451. Свое самостоятельное существование он получает от природы его формы, которая не относится к вещам, существующим самостоятельно, но сообщает действительное существование материи и делает ее субсистенцией в качестве индивида. Поэтому Боэций сопоставляет ипостась с материей, а ousiosis, или субсистенцию, с формой, так как материя есть начало бытия субстанцией, а форма – начало бытия субсистенцией.
Раздел 3. Уместно ли слово «лицо» по отношению в Богу?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что не должно говорить о Боге како лице. Ведь сказал же Дионисий: «Мы даже и не дерзаем не только сказать, но и помыслить что-либо о пресущественно-сокровенном Божестве вопреки тому что нам богообразно возвещено в Священном Писании»452. А имени «лицо» нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Следовательно, имя «лицо» неприложимо к Богу
Возражение 2. Далее, Боэций говорит: «Слово «лицо»… произведено от тех личин или масок, которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных друг другу людей. Слово persona происходит от «звучать через» (personando), поскольку звук усиливается, проходя через отверстие маски. Эти личины, или маски, греки называли prosopa оттого, что они накладывались на лицо перед глазами»453. Однако, это может быть отнесено к Богу только метафорически. Следовательно, слово «лицо» приложимо к Богу лишь в метафорическом смысле.
Возражение 3. Далее, всякое лицо есть ипостась. Однако слово «ипостась» неприложимо к Богу, ибо, как говорит Боэций, оно обозначает то, что является под-основой для акциденций454. но этого не может быть в Боге. Также и Ириней говорит, что «в слове ипостась к меду примешан яд»455. Поэтому слово «лицо» не должно сказываться о Боге.
Возражение 4. Далее, то, что противоречит определению, не может быть приписываемо и вещи Но слово «лицо» в соответствии с тем, как оно было определено выше, неприложимо к Богу. Ведь разум предполагает дискурсивное знание, которое не постигает Бога, как было показано выше (14, 11), а следовательно, о Боге нельзя сказать, что он имеет «разумную природу». Также нельзя называть Бога индивидуальной субстанцией, поскольку принцип индивидуации распространяется только на материю, в то время как Бог нематериален. Не может быть Бог и подосновой акциденций, то есть субстанцией. Следовательно, слово «лицо» не следует прилагать к Богу.
Этому противоречит то, что, согласно учению Афанасия,