и к Святому Духу Итак, хотя Отец есть одно Лицо, необходимо, чтобы два различных отношения были различно обозначены через абстракции. Вот для этого нам и нужны свойства и понятия.
Ответ на возражение 1. Хотя в Священном Писании не встречается никаких понятий, в нем упоминаются Лица, которые содержат в себе понятия так же, как абстрактное содержится в конкретном.
Ответ на возражение 2. В Боге понятия получают свое значение не как обозначение действительных сущностей, но от определенных идей, посредством которых мы имеем знание о Лицах, хотя в Боге эти отношения и понятия являются действительными, как было указано выше (28, 1). Поэтому там, где речь идет об актах, связанных с сущностью или Лицами, не могут упоминаться понятия, ибо это противоречит их способу означивания. То есть мы не можем сказать, что отцовство порождает или создает, является мудрым или обладает интеллигенцией. Однако то, что имеет отношение к сущности, может выступать предикатом понятий, так как здесь нет речи об актах. Например, мы можем сказать, что отцовство вечно или безмерно и п. Также и в силу действительного тождества субстанциальные термины – связанные с сущностью или Лицами – могут выступать предикатами понятий. Так, мы можем сказать, что отцовство есть Бог и что отцовство есть Отец.
Ответ на возражение 3. Хотя Лицам и присуща простота, однако, как мы объяснили выше, соответствующие Лицам идеи могут быть обозначены через абстрактные понятия без ущерба для их т. е Лиц простоты.
Раздел 3. В самом ли деле существует всего пять понятий
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что всего понятий менее пяти. Так, понятия, связанные с Лицами, обозначают отношения, посредством которых они различаются между собой. Однако в Боге есть лишь четыре отношения (28,4). Следовательно, и понятий только четыре.
Возражение 2. Далее, поскольку у Бога имеется только одна сущность, Он называется единым Богом, а поскольку у него имеется три Лица, Он называется Троицей. Поэтому если бы в Боге имелось пять понятий, Он мог бы называться еще и пятерицей, что неприемлемо.
Возражение 3. Далее, если имеется пять понятий при трех Лицах в Боге, то с каким-то из Лиц должно быть связано два или более понятий, к примеру нерожденность и отцовство в Отце, а также исхождение. Но есть ли между этими понятиями действительное различие? Если они действительно различаются, то Бог Отец состоит из нескольких вещей. Если же они различаются только логически, то одно из них может сказываться о другом. Так, например, мы можем сказать, что божественная благость есть то же, что и божественная мудрость в силу того, что они суть единая реальность, а исхождение есть в то же время отцовство. Это неприемлемо. Следовательно, понятий не может быть пять.
Возражение 4. Напротив, может показаться, что понятий существует больше. Подобно тому как Отец не происходит ни от кого, и отсюда возникает понятие нерожденности, так же и Святой Дух не порождает никакого другого Лица. Таким образом, должно существовать шесть понятий.
Возражение 5. Далее, как Отец и Сын суть общий источник Святого Духа, так же Сын и Святой Дух происходят от Отца. Следовательно, как одно понятие является общим для Отца и Сына, так же одно понятие должно быть общим для Сына и Святого Духа.
Отвечаю: понятие есть соответствующее представление, посредством которого мы познаем божественное Лицо. Множественность божественных Лиц является следствием различия их происхождения. Происхождение подразумевает то, что некто является источником для другого, а некто исходит из другого, и, следовательно, лицо может быть познано как существующее в одном из двух модусов. Так, Отец не происходит ни от кого другого, и поэтому Ему соответствует понятие нерожденности. Как источник другого, Он может быть познан двояким образом, ибо поскольку Сын рождается от Него, Отец познается через понятие отцовства, а поскольку Святой Дух исходит от Него, Он познается через понятие общего изведения. Сын может быть познан как рождаемый другим, и, таким образом, Он познается через понятие сыновства, а так как от Него исходит Святой Дух, Ему так же, как и Отцу, соответствует понятие общего изведения. Святой Дух познается как исходящий от другого, или других, но не по тому, что другое божественное Лицо исходит от Него, и, таким образом, Ему соответствует понятие исхождения.
Итак, в Боге наличествует пять понятий: нерожденность, отцовство, сыновство, общее изведение и исхождение. Из них только четыре суть отношения, поскольку нерожденность не является отношением, как будет показано ниже (33, 4 и 3). Четыре суть свойства, так как общее изведение не является свойством, ибо оно присуще двум Лицам. Отцовство, сыновство и исхождение суть личные понятия, то есть понятия, образующие Лица. Общее же изведение и нерожденность суть понятия Лиц, что будет нами разъяснено ниже (40, 1).
Ответ на возражение 1. Как мы уже объяснили, помимо четырех отношений следует допустить еще одно понятие.
Ответ на возражение 2. Божественная сущность обозначается как действительная. Подобным же образом и Лица действительны, в то время как понятия суть идеи, через которые познаются Лица. Поэтому, хотя Бог является единым по единству сущности и троичным по троичности Лиц, тем не менее в силу пяти понятий Он не может быть пятиричным.
Ответ на возражение 3. Поскольку действительная множественность Лиц заключается лишь в относительной противоположности, некоторые свойства Лица, поскольку они не имеют относительных противоположностей, не различаются в действительности. Однако они и не сказываются друг о друге, потому что они суть различные идеи Лиц. Так, мы не утверждаем, что свойства силы суть свойства знания, хотя и говорим, что знание есть сила.
Ответ на возражение 4. Поскольку лицо предполагает достоинство, как было указано выше (19,3), мы не можем создать понятие Святого Духа, исходя из того факта, что ни одно лицо от Него не происходит Ибо это не принадлежит к Его достоинству так, как к авторитету Отца принадлежит то, что Он не происходит ни от кого.
Ответ на возражение 5. Сын и Святой Дух не совпадают в едином модусе существования, полученном от Отца так, как Отец и Сын совпадают в модусе порождения Святого Духа. Понятие должно основываться на специфическом принципе лица. Здесь не может быть аналогии аргументов.
Раздел 4. Допустимо ли иметь различные, несогласные (с высказанным) мнения об этих понятиях?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что недопустимо иметь различные, несогласные с высказанным мнения об этих понятиях. Так, Августин говорит: «Нет ошибки опаснее той, что касается Троицы»492. А ведь эти понятия связаны с таинством Троицы. Однако различные мнения должны быть в каком-то смысле ошибочными. Поэтому недопустимо иметь несогласные с высказанным мнения об этих понятиях.
Возражение 2. Далее, Лица познаются с помощью понятий. Но различные мнения о Лицах нетерпимы. Следовательно, то же самое касается понятий.
Этому противоречит то, что понятия не являются предметами веры. Поэтому различные мнения о понятиях допустимы.
Отвечаю: все, относящееся к вере, относится с ней двояким образом. Прямо – там, где речь идет об изначальной истине, преподанной Богом, как, например, о Троице и единстве Бога, о воплощении Сына и т. п. Ложное мнение относительно этих истин влечет за собою ересь, особенно если его отстаивают со слепым упрямством. И вещи связаны с верой непрямо, если их отрицание влечет за собой несогласие с верой, как, например, когда кто-либо говорит, что Самуил не был сыном Елканы. Ведь это противоречит Священному Писанию. Ложное мнение относительно таких вещей не означает непременно ересь, по крайней мере до того, как вопрос был рассмотрен и было установлено его несогласие с верой, а также при условии, что за это мнение не держатся со слепым упрямством. Однако если ошибочность мнения была доказана и, особенно, если его несогласие с верой было установлено Церковью, то ошибка уже не может быть свободной от ереси. По этой причине многие мнения, ранее не считавшиеся еретическими, ныне являются таковыми, ибо последствия их стали очевидными.
Таким образом, мы должны принять, что допустимо иметь несогласные с высказанным мнения о понятиях, если при этом не имеется в виду несогласие с верой. Однако, если кто-либо придерживается ложного мнения о понятиях, сознавая, что это ведет к несогласию с верой, то он впадает в ересь.
Сказанного достаточно, чтобы отвести все возражения.
Вопрос 33. О лице Отца
Теперь мы рассмотрим Лица по отдельности, и сначала – лицо Отца, относительно Которого надлежит исследовать четыре пункта: 1) является ли Бог Отец Началом; 2) является ли имя Отец правильным обозначением личности Отца; 3) сказывается ли имя Отец в Боге о лице прежде, чем о сущности; 4) только ли Отцу присуща нерождаемость.
Раздел 1. Присуще ли отцу быть началом?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Отец не может быть назван началом Сына или Святого Духа, ибо согласно Философу начало и причина суть одно и то же493. Но ведь мы не говорим, что Отец является причиной Сына. Следовательно, мы не должны называть Его и началом Сына.
Возражение 2. Далее, начало называется так по отношению к вещи, которая берет от него свое начало. Так, если Отец есть начало Сына, то Сын получает свое начало от Отца, а следовательно, является созданным, что несогласно с истиной.
Возражение 3. Далее, слово «начало» означает предшествование. Однако, как говорит Афанасий, в Боге нет «до» и «после». Поэтому в речи о Боге мы не должны употреблять слово «начало».
Этому противоречит сказанное Августином: «Отец есть Начало всего божества»494.
Отвечаю: слово «начало» обозначает только то, откуда нечто происходит Ибо все, откуда каким-либо образом происходит нечто, мы называем началом, и наоборот. Поскольку же Отец есть то, откуда происходит нечто другое, следовательно, Он суть начало.
Ответ на возражение 1. Рассуждая о Боге, греки употребляют слова «причина» и «начало» по-разному, в то время как латинские доктора философии не употребляют слово «причина», но – только «начало». Это происходит потому, что «начало» – более общий термин, нежели «причина». А «причина» – более привычный, нежели «элемент». Так, первый термин вещи (как и первая часть) называется началом, но не причиной. Однако чем шире термин по значению, тем более он подобает Богу (13. 11), в то время как чем более специальными являются термины, тем больше они подходят к тварям. Поэтому термин «причина» подразумевает скорее различие субстанций и зависимость одного от другого, чего не содержится в значении слова «начало». Кроме того, во всех видах причин всегда имеется разница между причиной и следствием либо по совершенству, либо по силе, в то время как мы употребляем термин «начало» даже по отношению к вещам, где нет