может быть ничего акцидентного. Не может быть в Нем также и акциденций, относящихся к сущности (вроде способности смеяться, каковая способность суть акциденция, относящаяся к сущности человека), потому что такие акциденции обусловлены началами, входящими в состав объекта. Но в Боге не может быть ничего обусловленного, ибо Он сам – первая причина. Таким образом, ясно, что в Боге нет никаких акциденций.
Ответ на возражение 1. Добродетель и мудрость предицируются Богу и нам в разных смыслах слова. Поэтому из того, что они акцидентны нам, отнюдь не следует, что они акцидентны и Богу.
Ответ на возражение 2. Поскольку субстанции первичнее своих акциденций, начала акциденций сводимы к началам субстанций, кои также первичны; но Бог не есть первый в роду субстанций, Он – первый относительно всего сущего, вне какого бы то ни было рода.
Раздел 7. Является ли Бог всецело простым?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не является всецело простым. Ведь то, что от Бога, должно стремиться подражать Создателю. Мы же знаем, что все сущее – от первого сущего, и все благое – от первого блага. Но в вещах, соделанных Богом, ничто не является всецело простым. Следовательно, и Бог – не всецело прост.
Возражение 2. Далее, все наипревосходнейшее должно быть приписано Богу. Но мы видим, что в нашем мире составное лучше, нежели то, что просто; так, химические соединения лучше, чем простые элементы, и животные в целом лучше частей, из которых они состоят. Поэтому ясно: не следует говорить, что Бог всецело прост.
Этому противоречат слова Августина: «Бог истинно и абсолютно прост»63.
Отвечаю: абсолютная простота Бога может быть показана многими путями.
Во-первых, это следует из предыдущих разделов данного вопроса. Ведь, поскольку Бог – не тело, в Нем нет ни составленности из множества частей, ни составленности из материи и формы; и при этом ни Его природа не отличается от Его субстанциальной формы, ни Его сущность – от Его существования; нет в Нем также ни составленности рода и отличительного признака, ни – субстрата и акциденций. Отсюда понятно, что Бог никоим образом не сложен, но всецело прост.
Во-вторых, это так потому что все составное последует составляющим его частям и зависит от них; но Бог есть первое сущее, как было показано выше (2, 3).
В-третьих, это так потому, что все составное должно иметь причину своей составленности, ибо различные вещи не могут составить нечто одно без причины, обусловливающей их объединение. Но Бог, как было показано выше (2, 3), не имеет причины, поскольку Он сам – первая действующая причина.
В-четвертых, это так поскольку во всем составном должна присутствовать как потенциальность, так и актуальность, так как в составных вещах или какая-то из частей приводит к актуальности прочие, или даже все части потенциальны по отношению к целому; но это конечно неприложимо к Богу.
В-пятых, это так потому, что ничто составное в целом не может быть предицировано какой-либо одной из своих частей. Это особенно очевидно, когда речь идет о целом, составленном из несходных частей; так, ни одна из частей человека не есть человек, ни одна из частей ноги не есть нога. В целом же, составленном из сходных частей, хотя кое-что из сказываемого о целом может быть сказано и о части (поскольку часть воздуха – тоже воздух, и часть воды – вода), однако некоторые предикаты целого все-таки не могут быть предикатами частей; например, если целый объем воды – два кубических локтя, никакая его часть не может равняться двум кубическим локтям. И так в каждой составной вещи – имеется нечто, что не есть она сама. Но хотя обо всем, имеющем форму, можно сказать это, т. е., что оно имеет нечто, что не есть оно само, как например в белой вещи есть нечто, не принадлежащее к субстанции белого, однако же в чистой форме нет ничего, помимо ее самой. А поскольку Бог есть чистая форма, или абсолютно-сущее, Он никоим образом не может быть составным. Иларий имел в виду именно это, когда сказал: «Бог, Который есть Сила, не состоит из вещей, кои слабы; Он, Который есть Свет, не состоит из вещей, кои тусклы»64.
Ответ на возражение 1. Все, что от Бога, подражает Ему, ибо обусловленные вещи подражают первой причине. Но такова уж сущность вещей – быть хоть в чем-нибудь составными; ведь, по крайней мере, их существование отлично от их сущности, о чем будет сказано ниже (4, 3).
Ответ на возражение 2. В нашем мире составные вещи лучше простых, потому что совершенства сотворенной добродетели лучше обнаруживаются не в одной простой вещи, а во многих вещах. Но совершенство божественной добродетели обнаруживается именно в одной простой вещи (4, 1 ; 6, 2).
Раздел 8. Входит ли Бог в состав других вещей?
С восьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог входит в состав других вещей; ведь говорит же Дионисий: «Бытие всех есть Божество, что превыше бытия»65. Но бытие всех вещей входит в состав всего. Следовательно, Бог входит в состав других вещей.
Возражение 2. Далее, Бог есть форма; так, сказано Августином: «Слово Божие, которое Бог, есть несотворенная форма»66. Но форма – это часть составного. Отсюда понятно, что Бог – это часть чего-то составного.
Возражение 3. Далее, любые существующие вещи, которые ничем не отличаются друг от друга, есть одно и то же. Но Бог и первичная материя существуют и при этом ничем не отличаются друг от друга. Следовательно, они – абсолютно одно и то же. Но первичная материя входит в составные вещи. Значит, то же делает и Бог. Меньшая посылка доказательства такова: коль скоро вещи отличаются друг от друга, они отличаются благодаря некоторым различиям, и поэтому должны быть составными. Но Бог и первичная материя всецело просты. Следовательно, они ничем не отличаются друг от друга.
Этому противоречит сказанное Дионисием: «Ни прикоснуться к Ней, – т. е. к божественности, – невозможно, ни других каких-либо средств для соединяющего с Ней приобщения причаствующих не существует»67.
Кроме того, по утверждению Философа, первая причина управляет всеми вещами без того, чтобы смешиваться с ними68.
Отвечаю: в этом разделе следует указать на три ошибки. Так, одни полагали, что Бог – это мировая душа, как это явствует из текстов Августина69. Это практически то же, что и мнение утверждавших, что Бог – душа наивысшего неба. Далее, другие говорили, что Бог – формальное начало всех вещей; такова в частности теория амальрикан70. Третья ошибка – та, которую допускал Давид Динанский71, когда излагал нелепейшее учение о том, что Бог есть первичная материя. Все это – очевидная ложь, ибо невозможно, чтобы Бог входил в состав чего бы то ни было ни как формальное, ни как материальное начало.
Во-первых, это так потому, что Бог – первая действующая причина. Но действующая причина не совпадает по числу с формами обусловленных ею вещей, а только по виду: так человек рождает человека. Первичная же материя не может совпадать с действующей причиной ни по числу, ни по виду, ибо в то время как первая – потенциальна, последняя – актуальна.
Во-вторых, это так потому, что, коль скоро Бог – первая действующая причина, действие принадлежит Ему субстанциально и первичным образом. То же, что входит в состав чего-то другого, не действует субстанциально и первичным образом, но скорее действует уже само составное; ведь не рука же действует, но человек своей рукой, и огонь согревает теплом. Следовательно, Бог не может быть частью чего-либо составного.
В-третьих, это так потому, что никакая часть составного не может быть абсолютно первичной сущностью – ни материя, ни форма, хотя они и первоосновные части всего составного. Что касается материи, то она есть чистая потенция, потенциальность же вторична по отношению к актуальности, что явствует из вышеизложенного (3, 1); в свою очередь форма, являющаяся частью составного, – это форма, причастная материи; и как привходящее вторично по отношению к субстанциальному, так вторично и причастное; ведь огонь в том, что горит, вторичен по отношению к огню как таковому Но уже было доказано, что Бог есть абсолютно первичное сущее (2, 3).
Ответ на возражение 1. Божество названо бытием всех вещей не потому, что Оно их сущность, но как их действующая причина и образ.
Ответ на возражение 2. Слово есть образ формы, а отнюдь не та форма, которая является частью составного.
Ответ на возражение 3. Простые вещи не отличаются друг от друга благодаря добавленным к ним различиям – это свойство присуще составному: например, животные человек и конь отличаются друг от друга тем, что первый суть разумное животное, а второй – нет, и ничем более; сами же эти различия друг от друга через какие-либо иные различия уже не различаются. Таким образом, чтобы быть точным, лучше говорить, что они не различны, но инаковы. Так учил и Философ: «Инаковые вещи абсолютно различны, отличные же друг от друга вещи различаются в чем-то определенном»72. Поэтому в строгом смысле слова первичная материя и Бог не отличаются друг от друга, но просто их сущность – инакова. Отсюда же никак не следует, что они – одно и то же.
Вопрос 4. О совершенстве Бога
После размышления о простоте Бога, речь пойдет о совершенстве Бога. И поскольку всякая вещь вследствие того, что она совершенна, называется благом, во-первых, будет рассмотрено совершенство Бога, во-вторых, Его благость. В четвертом вопросе надлежит исследовать три положения: 1) совершенен ли Бог; 2) универсально ли совершенство Бога как содержащего в Себе совершенства всех вещей; 3) можно ли говорить, что творения подобны Богу.
Раздел 1. Совершенен ли Бог?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Богу не присуще совершенство. Ведь говорим же мы о вещи, что она совершенна, лишь постольку, поскольку она сделана наилучшим образом. Но не приличествует говорить о Боге как о чем-то сделанном. Отсюда следует, что Он несовершенен.
Возражение 2. Далее, Бог – первое начало вещей. Но, пожалуй, начала вещей несовершенны, подобно семенам – началам животной и растительной жизни. Следовательно, Бог не совершенен.
Возражение 3. Кроме того, как было показано выше (3, 4), сущность Бога – это Его бытие. Но похоже, что бытие наименее совершенно, поскольку оно есть наиболее общий принцип и восприимчиво ко всяким изменениям. Поэтому ясно, что Бог не совершенен.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48).
Отвечаю: как заметил Философ, иные древние философы, а именно: пифагорейцы и Левкипп, отказывались предицировать «наилучшее» и «наисовершеннейшее» первому началу73. Так было потому, что древние философы рассматривали только