воображаемым звуком, способен увидеть сходство со Словом, о Котором сказано: в начале было Слово»510. Представление же в душе само в силу своей природы должно получать начало от чего-то другого, а именно, от знания того, кто дает начало. Поэтому «Слово», каковой термин мы употребляем строго по отношению к Богу, обозначает нечто, что происходит от другого, а это входит в природу наименований лиц в Боге, коль скоро божественные Лица различаются между собой по происхождению (27,3,4,5). Поэтому термин «Слово», поскольку мы употребляем этот термин строго по отношению к Богу, следует понимать не в сущностном смысле, а как обозначение Лица.
Ответ на возражение 1. Ариане, которые здесь следовали за Оригеном, утверждали, что Сын отличается от Отца по субстанции. Поэтому они стремились доказать, что когда Сын Божий называется Словом, это не следует понимать в строгом смысле; это делалось ими для того, чтобы идея Слова, которое происходит от Отца, не принудила бы их признать, что Сын Божий той же субстанции, что и Отец. Ибо внутреннее слово рождается таким образом втом, кто высказывает его, что остается внутри него. Но даже если предположить, что «Слово» сказывается о Боге метафорически, все же мы должны признать Слово в строгом смысле, ибо если нечто называется словом метафорически, то это потому, что либо оно проявляет что-либо как слово, либо оно проявляется через слово. Если оно проявляется через слово, то должно существовать слово, через которое оно проявляется. Если же оно называется словом, поскольку проявляет нечто вовне, тогда то, что оно проявляет, не может называться словом, если только само не служит обозначением внутреннего представления в душе, которое может быть проявлено посредством внешних знаков. Поэтому, хотя «Слово» может иногда сказываться о Боге метафорически, тем не менее мы должны также допустить, что «Слово» может сказываться и в собственном смысле, то есть в смысле Лица.
Ответ на возражение 2. Ничто из относящегося к уму не может сказываться о Боге в смысле лица, кроме слова, так как только «слово» обозначает то, что проистекает из другого. Ибо то, что формирует ум, постигая мыслью, и есть слово. Далее, ум как таковой актуализируется посредством умопостигаемых форм; разумение в свою очередь относится к актуальному уму как существование к актуальному бытию, поскольку акт разумения не суть акт, выходящий вовне мыслящего действователя, но – акт, пребывающий в действователе. Поэтому, когда мы говорим, что слово есть знание, понятие знания не подразумевает акт познающего ума или какое-либо из его состояний, а обозначает то, что ум постигает в ходе познания. Потому-то Августин и говорит, что Слово есть «рожденная мудрость», ибо Оно есть не что иное, как Сама Мудрость, и Оно также может быть названо «рожденным знанием»511. Отсюда становится ясно, каким образом «сказывать» в Боге означает «видеть мыслью», поскольку Слово зачинается взором божественной мысли. Однако термин «мысль» не вполне уместен по отношению к Слову Божьему Так, Августин говорит: «Потому-то мы и говорим о Слове Божием, а не о Мысли Божией, дабы не возникало представление о чем-то непостоянном в Боге, то принимающем форму Слова, то отбрасывающем форму и пребывающем в открытости и, так сказать, бесформенности»512. Ведь мысль, собственно говоря, есть поиск истины, а это не имеет места в Боге. Когда же ум принимает форму истины, он не мыслит, но пребывает в совершенном созерцании истины. Поэтому Ансельм употребляет слово «мысль» в несобственном смысле как «созерцание»513.
Ответ на возражение 3. Поскольку «Слово» в собственном смысле сказывается в отношении Бога о лице, а не о сущности, также обстоит дело и со словом «сказывать». Поэтому, коль скоро «Слово» не является общим именем Отца, Сына и Святого Духа, не должно полагать, что Отец, Сын и Святой Дух суть единые уста. Вот почему Августин говорит: «Он, Который высказывает Себя через совечное Слово, не одинок в Боге, но существует вместе с этим же Словом, без Которого Он, поистине, не сказался бы»514. С другой стороны, выражение «сказываться» относится к каждому Лицу, так как не только слово может сказываться, но также и нечто, обозначаемое и разумеемое с помощью слова. Поэтому только одному Лицу в Боге свойственно сказываться таким образом, каким сказывается слово, в то время как сказываться таким образом, каким высказывается вещь, которая разумеется с помощью слова, свойственно всем Лицам. Ведь Бог Отец зачинает Слово, постигая Себя, Сына, Святого Духа и все вещи, заключенные в Его знании, так что вся Троица «сказывается» в Слове, а равно и все твари. Подобным образом человек в уме своем говорит «камень», словом зачиная акт познания камня.
Ансельм неверно использовал термин «сказывать» для обозначения акта разумения: ведь в действительности они отличаются друг от друга, ибо «разуметь» означает направленность мыслящего действователя на познаваемую вещь, в каковой направленности нет и намека на происхождение, но лишь некоторое представление нашего ума, поскольку наш ум становится актуальным от воздействия формы познаваемой вещи. В Боге же разумение означает совершенное тождество, потому что в Боге ум и познаваемая вещь суть всецело одно и то же, как это было показано выше (14, 4, 5). Тогда как «сказывать» означает направленность слова, происходящего из ума, ведь «сказывать» значит не что иное, как произносить слово. Но под словом имеется в виду направленность на познаваемую вещь, которая в произносимом слове становится проявленной для того, кто познает. Итак, только Лицо, которое произносит Слово, есть «тот, кто сказывает», хотя каждое Лицо является познающим и познаваемым и, следовательно, выражается Словом.
Ответ на возражение 4. Термин «слово» употребляется здесь фигуративно, поскольку словом названа вещь, обозначаемая словом или вызванная его воздействием. Так, о тварях говорится, что они исполняют слово Божие, в смысле исполнения некоего действия, к которому они предназначены словом, объявленным божественной мудростью. Так же о ком-то говорится, что он исполняет государево слово, когда он выполняет работу, порученную ему словом монарха.
Раздел 2
Является ли слово собственным именем сына?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Слово не является собственным именем Сына. Ибо Сын есть самосущее лицо в Боге. Однако слово не является самостоятельно существующей вещью. Поэтому Слово не может быть собственным именем личности Сына.
Возражение 2. Далее, слово происходит от говорящего через произнесение. Поэтому если Сын есть Слово в собственном смысле, то Он происходит от Отца только посредством произнесения. Но это утверждение как раз и составляет ересь Валентина, на что указывает Августин515.
Возражение 3. Далее, всякое собственное имя лица обозначает какое-либо свойство этого лица. Отсюда, если Слово есть собственное имя Сына, Оно обозначает некое Его свойство, и тогда в Боге будет еще несколько свойств, кроме упомянутых выше.
Возражение 4. Далее, тот, кто разумеет, образует слово в акте разумения. Но Сын разумеет. Отсюда некое слово надлежит и Сыну, и, следовательно, Сыну не свойственно быть Словом.
Возражение 5. Кроме того, о Сыне сказано: «Держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3), – из чего Василий заключает, что Святой Дух есть слово Сына516. Следовательно, Слово не является собственным именем Сына.
Этому противоречит сказанное Августином: «Под Словом мы разумеем только Сына»517.
Отвечаю: «Слово», употребляемое в отношении Бога в собственном смысле, говорится о Лице и является собственным именем Сына. Ибо оно обозначает истечение (emanatio) ума, и Лицо, происходящее в Боге через истечение ума называется Сыном, и таковое происхождение называется рождением, как мы показали выше (27,2). Отсюда следует, что только Сын в собственном смысле называется Словом в Боге.
Ответ на возражение 1. У нас «быть» и «разуметь» не суть одно и то же. Отсюда то, что в нас существует через ум, не принадлежит к нашей природе. Однако в Боге «быть» и «разуметь» суть одно и то же. Отсюда Слово Бога не является в Нем акциденцией или Его следствием, но принадлежит к самой Его природе. И потому оно должно по необходимости быть чем-то самосущим, ибо все существующее в природе Бога существует самостоятельно. И поэтому Дамаскин говорит, что «Слово Бога субстанциально и ипостасно; остальные же (т. е. наши собственные) слова суть действия души»518.
Ответ на возражение 2. Ошибка Валентина была осуждена не потому, что он утверждал, будто бы Сын был рожден посредством произнесения (как о том болтали ариане, о чем сообщает нам Иларий519), а потому, что он вел речь об ином способе произнесения, как о том сказано у Августина520.
Ответ на возражение 3. Термин «Слово» указывает на то же свойство, что и имя Сына. Поэтому Августин говорит: «Слово и Сын выражают одно и то же»521. Ибо рожденность Сына, каковая суть свойство Его лица, обозначается различными именами, приписываемыми Сыну для того, чтобы выразить многими способами Его совершенство. Чтобы показать, что Он есть одной природы с Отцом, Он называется Сыном. Чтобы показать, что Он со-вечен, Он называется Сиянием Славы. Чтобы показать, что Он всецело подобен Отцу, Он называется Образом. Чтобы показать, что Его рождение бестелесно, Он называется Словом. Все эти истины не могут быть выражены только одним именем.
Ответ на возражение 4. Ум принадлежит к природе Сына так же, как к Его природе принадлежит быть Богом, поскольку разумение сказывается о Боге сущностно, о чем было говорено выше (14, 2, 4). Далее, Сын есть Бог рожденный, но не Бог рождающий, и отсюда ум принадлежит к Его природе не как порождающего Слово, но как порождаемого Слова. Ибо в Боге порождаемое Слово не имеет действительного отличия от божественного ума, но различается с началом Слова лишь отношением.
Ответ на возражение 5. Когда о Сыне говорится «держа все словом силы Своей», «слово» употребляется фигуративно для обозначения воздействия Слова. Поэтому в глоссе сказано, что «слово» здесь употребляется в значении повеления, поскольку под действием силы Слова вещи держатся в бытии так же, как под действием силы Слова вещи приходят к бытию. Василий употребляет термин Слово в широком и фигуративном смысле, прилагая его к Святому Духу, по-видимому, подразумевая, что все, что делает лицо постигаемым, может быть названо его словом, и в этом отношении Святой Дух может быть назван словом Сына, ибо в Нем проявляется Сын.
Раздел 3. Выражает ли имя слово отношение к тварям?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что имя Слово не выражает отношения к тварям. Ведь всякое имя, значение которого также подразумевает некое воздействие на тварей, сказывается о Боге сущностно. Однако «Слово» не сказывается сущностно, но в смысле Лица. Следовательно, Слово не выражает отношения к тварям.
Возражение 2. Далее, имя, которое выражает отношение к тварям, сказывается о Боге во времени: Господь