сущность; а порознь Мудрость – от Мудрости, как и сущность – от сущности»577.
Возражение 2. Далее, порождение или умирание в нас самих предполагает порождение или умирание того, что находится в нас. Но Сын претерпевает порождение. Следовательно, поскольку в Сыне имеется божественная сущность, похоже, что божественная сущность также претерпевает порождение.
Возражение 3. Далее, Бог и божественная сущность суть одно и то же, как ясно из предшествующего рассмотрения (3, 3). Но, как было показано, истинным является суждение: «Бог рождает Бога». Следовательно, также истинно суждение: «Сущность рождает сущность».
Возражение 4. Далее, предикат может служит обозначением того, о чем он сказывается. Но Отец есть божественная сущность. Следовательно, сущность может служить обозначением Отца. Таким образом, сущность рождает.
Возражение 5. Далее, сущность есть «вещь рождающая», поскольку сущность есть Отец, Который рождает. Следовательно, если сущность не рождает, сущность будет одновременно «вещью рождающей» и «вещью нерождающей», что невозможно.
Возражение 6. Кроме того, Августин говорит: «Отец есть начало всего Божества»578. Но Он есть начало только рождающее или совершающее изведение. Следовательно, Отец рождает или изводит Божество.
Этому противоречит сказанное тем же Августином: «Ничто не рождает себя»579. Но если сущность рождает сущность, она рождает только себя, поскольку в Боге нет ничего отличного от сущности. Следовательно, сущность не рождает сущность.
Отвечаю: относительно рассматриваемого аббат Иоахим580 заблуждался, утверждая: как мы можем говорить, что «Бог родил Бога», также мы можем говорить, что «Сущность родила сущность»; он полагал, что в силу божественной простоты Бог есть не что иное как божественная сущность. В этом он ошибался, так как, если мы хотим выражаться правильно, мы должны принять во внимание не только обозначаемую вещь, но также и способ означивания, о чем было сказано выше (4). Так, хотя «Бог» действительно есть то же, что и «Божество», тем не менее способ означивания не один и тот же в каждом случае. Ибо, поскольку слово «Бог» обозначает божественную сущность в Том, Кто ею обладает, по своему способу означивания и по своей природе оно может служить обозначением для Лица. Таким образом, вещи, которые в собственном смысле относятся к Лицам, могут сказываться об этом слове «Бог»; так, например, мы можем говорить «Бог рожденный» или «Рождающий», как было рассмотрено выше (4). Слово «сущность», однако, по своему способу означивания не может служить обозначением Лица, поскольку оно обозначает сущность как абстрактную форму Следовательно, то, что в собственном смысле относится к Лицам, посредством чего они различаются между Собой, не может приписываться сущности. Ибо это предполагало бы различие внутри божественной сущности точно так же, как существует различие между «подлежащими».
Ответ на возражение 1. Пытаясь обозначить единство сущности и Лица, преподобные доктора высказывались с большей эмоциональной выразительностью, чем это позволяла строгость терминов. Поэтому вместо того, чтобы придавать расширительное значение этим выражениям, мы должны скорее объяснить их: так, например, абстрактные имена должны объясняться конкретными или даже именами Лиц, как в выражениях «сущность от сущности» или «мудрость от мудрости». Здесь имеется в виду, что «Сын», Который есть сущность и мудрость, происходит от Отца, Который есть сущность и мудрость. Тем не менее, относительно этих абстрактных имен должен быть соблюден некоторый порядок, а именно то, что относится к действию, скорее принадлежит Лицу, поскольку действия принадлежат «подлежащим». Поэтому «природа от природы» и «мудрость от мудрости» не столь неточны, как «сущность от сущности».
Ответ на возражение 2. У тварей порождаемое имеет отличную от порождающего природу в числовом отношении, каковая приходит к существованию заново благодаря порождению и прекращает существовать в силу умирания. Таким образом, ее порождение и умирание акцидентны. В то же время Бог рождаемый имеет по числу ту же природу, что и рождающий. Поэтому божественная природа в Сыне не рождается ни прямо, ни акциденно.
Ответ на возражение 3. Хотя Бог и божественная сущность действительно суть одно и то же, тем не менее по причине различного способа означивания следует по-разному говорить о каждом из них.
Ответ на возражение 4. Божественная сущность сказывается об Отце в силу тождества и на основании соображения о божественной простоте. Однако из этого не следует, что она может служить обозначением Отца, в силу отличия в способе означивания. Это возражение также имеет силу для вещей, которые сказываются о другом как всеобщее об особенном.
Ответ на возражение 5. Различие между существительными и прилагательными состоит в том, что первые сами указывают на субъект, тогда как вторые лишь добавляют то, что они обозначают, к значению существительного. Поэтому логики обычно говорят, что существительные рассматриваются в свете «подлежащего», в то время как прилагательные указывают на нечто добавляемое к «подлежащему». Итак, термины Лица существительные могут сказываться о сущности, потому что они действительно суть то же самое, и из этого не следует, что свойства Лица привносят различие в сущность, так как они относятся к «подлежащему», обозначаемому существительным. Мы не можем говорить, что «сущность рождает», но приемлемо выражение «сущность есть вещь, которая рождает», или «Бог рождает», если слова «вещь» и «Бог» выступают обозначениями Лица, но не сущности. Следовательно, нет противоречия в высказывании «сущность есть вещь, которая рождает» и «вещь, которая не рождает», поскольку в первом случае «вещь» служит обозначением Лица, а во втором – обозначением сущности.
Ответ на возражение 6. Коль скоро Божество едино в нескольких «подлежащих», оно в определенной степени согласуется с формой коллективного термина. Так, когда мы говорим: «Отец есть начало всего Божества», – термин Божество указывает на все Лица сразу, ибо речь идет о начале всех божественных Лиц. И из этого вовсе не следует, что Он есть Свое собственное начало; ведь один человек может быть правителем над многими людьми, но это не означает, что он – правитель над самим собой. Мы можем вполне говорить, что Он есть начало всего Божества не как порождающий и совершающий изведение, но – как сообщающий посредством порождения и духновения.
Раздел 6. Могут ли лица сказываться о терминах сущности?
С шестым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Лица не могут сказываться о конкретных именах сущности, если говорить о таких выражениях, как, например, «Бог есть три Лица» или «Бог есть Троица». Ведь неверно говорить: «Человек есть всякий человек», – поскольку это суждение нельзя подтвердить ни на каком конкретном субъекте. Так, ни Сократ, ни Платон, ни какой-либо еще человек не есть всякий человек. Точно так же суждение «Бог есть Троица» не может получить подтверждения относительно какого-либо «подлежащего» божественной природы. Ибо Отец не есть Троица, и то же можно сказать о Сыне и Святом Духе. Поэтому говорить: «Бог есть Троица», – неверно.
Возражение 2. Далее, то, что ниже, не может сказываться о том, что выше, кроме как в случае акцидентной предикации. Например, если я говорю: «Животное есть человек», – поскольку быть человеком для животного акцидентно. Но имя «Бог», как сказал Дамаскин, относится к трем Лицам как общий термин к подчиненным581. Поэтому похоже, что имена Лиц не могут сказываться об имени «Бог», кроме как в акцидентном смысле.
Этому противоречит то, что говорит Августин в своей проповеди о вере: «Мы верим, что единый Бог есть единая божественная Троица»582.
Отвечаю: как было сказано выше (5), хотя термины прилагательные – указывающие на лица или понятия – не могут сказываться о сущности, тем не менее термины существительные могут-в силу действительного тождества сущности и лица. Божественная сущность не только действительно есть то же, что и одно Лицо, но и действительно есть то же, что и три Лица. Потому и одно Лицо, и два, и три могут сказываться о сущности, как, например: «Сущность есть Отец, Сын и Святой Дух». И поскольку слово «Бог» может как таковое служить обозначением сущности, о чем было сказано выше (4, 3), также верным будет высказывание: «Сущность есть три Лица», а также: «Бог есть три Лица».
Ответ на возражение 1. Как было сказано выше, термин «человек» может служить обозначением личности, тогда как для того, чтобы служить обозначением всеобщей человеческой природы, необходимо дополнить термин. Поэтому неверно говорить: «Человек есть всякий человек», так как это нельзя подтвердить на примере какого-либо человеческого субъекта.
Напротив, слово «Бог» как таковое может обозначать божественную сущность. Поэтому, хотя неверно говорить о каком-либо из «подлежащих» божественной природы: «Бог есть троица», –тем не менее это верно по отношению к божественной сущности. Это отрицал Порретанус583, поскольку он не принял во внимание указанное различие. Ответ на возражение 2. Когда мы говорим «Бог» или «божественная сущность есть Отец», то здесь сказывается одна из тождественных вещей, но не то, что ниже, о том, что выше, ибо в Боге нет ни всеобщего, ни единичного. Следовательно, суждение «Отец есть Бог» истинно как таковое, и также истинно суждение «Бог есть Отец», но только не акцидентно.
Раздел 7. Могут ли имена сущности приписываться лицам?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что имена сущности не должны приписываться Лицам. Ибо следует избегать в толковании вопроса о божественных Лицах всего, что может склонить к заблуждению в вере; ведь сказал же Ириней: «Неосторожные слова влекут за собой опасность ереси»584. Но если приписывать одному Лицу имена, которые являются общими для трех Лиц, то это может привести к заблуждению в вере, поскольку отсюда может последовать предположение, что либо это имя принадлежит только Лицу Которому оно приписывается, либо оно принадлежит Ему в большей степени, нежели другим Лицам. Следовательно, атрибуты сущности не должны приписываться Лицам.
Возражение 2. Далее, атрибуты сущности, выраженные абстрактными терминами, суть обозначения формы. Но одно Лицо не может быть формой по отношению к другому Лицу поскольку форма не отличается в субъекте от того, чего она есть форма. Следовательно, атрибуты сущности, особенно выраженные абстрактными терминами, не могут приписываться Лицам.
Возражение 3. Далее, свойство первично по отношению к приписыванию, ибо свойство включается в идею приписывания. Но атрибуты сущности, согласно нашему пониманию, первичны по отношению к Лицам, так как то, что обще, первично по отношению к собственному Следовательно, атрибуты сущности не должны приписываться Лицам.
Этому противоречат слова апостола: «Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:24).
Отвечаю: для выражения нашей веры возможно приписывать Лицам атрибуты сущности. Ибо хотя невозможно доказать существование Троицы наглядным образом, как было сказано выше (32, 1), тем не менее она может быть явлена нам посредством вещей, которые нам известны в большей степени. Так, атрибуты сущности Бога более понятны нам с точки зрения разума, чем свойства Лиц, поскольку источником знания об атрибутах сущности могут служить твари, тогда как в отношении свойств Лиц это