в тварях. Так, «сила» имеет природу начала и, значит, сходство с небесным Отцом, Который есть начало всего Божества. В отношении же отца у тварей речь может идти как раз о недостатке силы по причине пожилого возраста. «Мудрость» обнаруживает сходство с небесным Сыном как Словом, поскольку слово есть не что иное как орудие мудрости. Для земного же сына мудрость есть нечто отсутствующее по причине молодости лет. «Благость» как природа и цель любви обнаруживает сходство со Святым Духом, но кажется несовместимой с земным духом, который часто проявляет себя всплесками неистовства, как сказано: «… гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены» (Ис. 25:4). «Сила» же приписывается Сыну и Святому Духу не в смысле самой вещи, но как обозначение того, что происходит от силы. Так, мы говорим, что трудная работа, совершенная кем-то, указывает на его силу.
Согласно четвертому способу, то есть когда мы рассматриваем Бога в отношении к Его следствиям, речь идет о приписывании выражения «от Которого, посредством Которого и в Котором». Предлог «от» (ех) иногда предполагает отношение материальной причины, чего в Боге нет, а иногда выражает отношение действующей причины, что приложимо к Богу на основании Его действенной силы.
Следовательно, оно приписывается Богу так же, как и «сила». Предлог «посредством» (per) иногда обозначает промежуточную причину; так, мы можем сказать, что кузнец работает «посредством» молотка. Отсюда слово «посредством» не приписывается Сыну но принадлежит Ему в собственном и строгом смысле, ибо сказано: «Все через Него начало быть» (Ин 1:3). При этом Сын не есть орудие, но «начало происходящее от другого начала». Иногда же он обозначает способность формы, «посредством» которой действующий нечто производит; так, мы говорим, что ремесленник создает «посредством» своего искусства. Отсюда, коль скоро мудрость и искусство приписываются Сыну, также Ему приписывается и выражение «посредством Которого». Предлог «в» в строгом смысле обозначает способность содержать в себе нечто. Так, Бог содержит в себе вещи двояким образом: во-первых, в силу их сходства; так, о вещах в Боге говорится, что они существуют в Его знании. В этом смысле выражение «в Нем» должно быть приписываемо Сыну. В другом смысле вещи содержатся в Боге, поскольку Он по Своей благости сохраняет их и управляет ими, направляя к сообразной цели. В этом смысле выражение «в Нем» приписывается Святому Духу, как и выражение «благость». Нет необходимости приписывать свойство конечной причины (хотя она и является первопричиной) Отцу Который есть «начало, не имеющее начала», так как божественные Лица, начало Которых есть Отец, происходят от Него, не будучи направляемы к конечной цели, ибо каждое из Них и есть конечная цель. Они происходят естественным порядком, что, похоже, больше в природе естественной силы.
Что же касается остальных рассматриваемых выражений, то «истина», поскольку она относится к уму о чем было сказано выше (16, 1), приписывается Сыну, хотя в то же время не является Его свойством. Ведь истину можно понимать как существующую либо в мысли, либо в самой вещи. Отсюда: поскольку ум и вещь в своем существенном смысле соотнесены с божественной сущностью, а не с Лицами, то же самое можно сказать и об истине. В процитированном определении Августина речь идет об истине таким образом, что она приписывается Сыну «Книга жизни» в прямом смысле означает знание, а в непрямом – жизнь. Ведь, как было сказано выше (24, 1), знание относительно того, кто получит вечную жизнь, принадлежит Богу Следовательно, оно приписывается Сыну; при этом жизнь приписывается Святому Духу в смысле некоторого внутреннего движения, что соответствует свойству Святого Духа как Любви. Быть написанной кем-то не принадлежит к сущности книги, если рассматривать ее как таковую, но в смысле созданного произведения. Поэтому здесь нельзя говорить о происхождении, а значит, и о Лице, но только о приписывании Лицу. Выражение «Который есть» приписывается личности Сына не само по себе, а в присоединительном смысле, ибо в словах Бога, обращенных к Моисею, содержится пророчество об избавлении рода человеческого, которое придет от Сына. Однако, коль скоро слово «Кто» понимается в относительном смысле, оно может иногда относиться к личности Сына, то есть употребляться в значении Лица. Например, если бы мы сказали: «Сын рожденный, Который есть», – так как «рожденный Бог» относится к Лицу Но употребляемое безотносительно, слово «Кто» является термином сущности. И хотя местоимение «этот» (iste) грамматически, похоже, указывает на конкретное лицо, тем не менее любое наше указание грамматически может относиться к лицу хотя бы по своей природе это и не было лицом. Так, мы можем сказать «этот камень» или «этот осел». Итак, в грамматическом смысле, коль скоро слово «Бог» служит обозначением божественной сущности, последняя может также обозначаться местоимением «это», ибо сказано: «Он мой Бог, и прославлю Его» (Исх. 15:2).
Вопрос 40. О (Божественных) лицах в сравнении (друг с другом) касательно отношении или свойств
Теперь мы рассмотрим Лица в связи с отношениями или свойствами; здесь будет исследовано четыре пункта: 1) есть ли отношение то же, что и Лицо; 2) образуются ли и различаются ли между собой Лица посредством отношений; 3) сохраняется ли различие между ипостасями при мысленном абстрагировании из Лиц отношений; 4) отношения ли предопределяют акты Лиц или наоборот согласно нашему способу рассмотрения.
Раздел 1. Есть ли отношение то же, что и лицо?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что в Боге отношение не есть то же, что и Лицо. Ведь если вещи тождественны, то умножение одной означает, что множится и другая. Но в одном Лице мы находим несколько отношений; так, в личности Отца мы находим отцовство и общее изведение. Кроме того, одно отношение мы находим у нескольких Лиц, например: общее изведение у Отца и Сына. Следовательно, отношение не есть то же, что и Лицо.
Возражение 2. Далее, согласно Философу, ничто не содержится в самом себе600. Однако отношение – в Лице, и это не может быть так потому, что они тождественны, поскольку в этом случае отношение также входило бы в сущность. Следовательно, отношение, или свойство, не есть то же, что и Лицо.
Возражение 3. Далее, когда несколько вещей тождественны, то приписываемое одной вещи приписывается и другим. Но мы не приписываем все, что говорится о божественной Личности, Ее свойству. Так, мы говорим, что Отец рождает, но нельзя сказать, что отцовство рождает Следовательно, отношение не есть то же, что и Лицо.
Этому противоречит мнение Боэция о том, что в Боге «что есть» и «посредством чего есть» суть одно и то же601. Но Отец есть Отец посредством отцовства. В этом же смысле и остальные свойства суть то же, что и Лица.
Отвечаю: по этому вопросу высказывались различные мнения. Некоторые утверждали, что свойства не суть Лица и не находятся в Лицах. Такое мнение основывалось на способе обозначения отношений, которые и в самом деле обозначают существование не «в» чем-то, но скорее существование «по отношению к» чему-то. Поэтому-то они называли отношения «вспомогательными», как было указано выше (28, 2). Но поскольку отношение, рассматриваемое как действительно существующее в Боге, и есть сама божественная сущность, а сущность, как это явствует из сказанного выше (39, 1), есть то же, что и Лицо, отношение по необходимости должно быть тем же, что и Лицо.
Поэтому другие, рассматривая это тождество, утверждали, что свойства безусловно суть Лица, а не суть «в» Лицах, ибо, как говорили они, в Боге нет свойств, кроме как в нашем способе рассуждения, как утверждалось выше (32, 2). Однако мы должны возразить, что, как было указано (32, 2), в Боге имеются свойства. Они обозначаются абстрактными терминами, поскольку суть формы Лиц. Поэтому, коль скоро природа формы быть «в» том, чего она форма, мы должны заключить, что свойства суть в Лицах, и в то же время суть Лица подобно тому как мы говорим, что сущность Бога есть в Боге, и, однако же, есть Бог.
Ответ на возражение 1. Лицо и свойство суть в действительности одно и то же и различаются лишь как понятия. Поэтому из этого не следует, что если множится одно, то множится и другое. Однако мы должны принять во внимание, что в Боге в силу божественной простоты существует двоякое действительное тождество в отношении того, что в тварях различно. Ибо, поскольку божественная простота исключает сочетание материи и формы, из этого следует, что в Боге абстрактное есть то же, что и конкретное, как «Божественность» и «Бог». И поскольку божественная простота исключает сочетание субъекта и акциденции, из этого следует, что все приписываемое Богу есть Его сущность как таковая; и, таким образом, мудрость и сила суть то же в Боге, ибо они обе входят в божественную сущность. Согласно этому двоякому тождеству свойство в Боге есть то же, что и Лицо. Ибо свойства Лиц суть то же, что и Лица, потому что абстрактное и конкретное в
Боге тождественны, коль скоро они – самосущие Личности. Например, отцовство есть Сам Отец, сыновство есть Сын, а исхождение есть Святой Дух. Но свойства, не принадлежащие только одному из Лиц, также суть Лица согласно второму основанию тождества, в силу которого все приписываемое Богу входит в Его сущность. Так, общее изведение есть то же, что Отец и Сын; и не потому, что это одно самосущее Лицо, а потому что подобно тому как в обоих Лицах одна сущность, так в обоих Лицах и одно свойство, что и было показано выше (30, 2).
Ответ на возражение 2. О свойствах говорится, что они входят в сущность как тождественные; при этом в Лицах они существуют как тождественные не только в действительности, но и по способу обозначения подобно тому, как форма существует в субъекте. Таким образом, свойства определяют Лица и полагают различие между Ними, но не в сущности.
Ответ на возражение 3. Понятийные частицы и глаголы обозначают понятийные акты; акты же относятся к «подлежащему». Далее, свойства не могут обозначаться как «подлежащие», но лишь как формы «подлежащих». Поэтому их способ обозначения не допускает того, чтобы понятийные частицы и глаголы сказывались о свойствах.
Раздел 2. Различаются ли лица между собой отношениями?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Лица различаются между Собой не отношениями. Ведь простые вещи различны как таковые. Но Лицам свойственна высшая простота. Следовательно, они различаются как таковые, а не отношениями.
Возражение 2. Далее, форма проявляет свое отличие по отношению к своему роду Так, белое отличается от черного только своим качеством. Но «ипостась» обозначает индивидуальное сущее в роде субстанции. Следовательно, ипостаси