Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том I

из того, что предшествует процитированному высказыванию, и того, что следует за ним, где мы читаем: «Не против Его воли, не по принуждению, не в силу природной необходимости Отец породил Сына».

Ответ на возражение 2. Апостол называет Сына любовью Бога, ибо огромна любовь Бога к Нему но не потому что любовь есть начало Его порождения.

Ответ на возражение 3. Воля как естественная способность хочет чего-либо по своей природе: так человек от природы стремится к счастью. И подобно этому Бог по природе хочет и любит Себя, тогда как в отношении других вещей воля Бога, так сказать, не обусловлена в самой себе, как уже было говорено выше (19, 3). Далее, Святой Дух исходит как Любовь, поскольку Бог любит Себя, и потому Он исходит природным образом, хотя и посредством воли.

Ответ на возражение 4. Даже для понимания умственных понятий сознания мы возвращаемся к тем первым принципам, которые понятны нам в силу нашей природы. Но Бог знает Себя в силу Своей природы, и, следовательно, порождение божественного Слова – в природе Бога.

Ответ на возражение 5. О вещи говорят, что она необходима либо «сама по себе», либо «в силу чего-то другого». Последнее имеет двоякий смысл: во-первых, когда речь идет о действующей и принуждающей причине, и, следовательно, необходимость здесь означает насильственность; во-вторых, это означает конечную причину, когда говорят, что вещь необходима как средство достижения какой-либо цели, без чего цель не может быть достигнута, или, по крайней мере, достигнута надлежащим образом.

Ни в том, ни в другом смысле божественное происхождение не является необходимым, ибо Бог не может быть средством достижения цели, а равно и объектом принуждения. Однако о вещи говорят, что она необходима «сама по себе», когда она не может не существовать: и в этом смысле необходимо то, что Отец порождает Сына.

Раздел 3. Происходят ли понятийные акты из чего-либо?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что понятийные акты не происходят из чего-либо. Ведь если Отец рождает Сына из чего-либо, то либо из Самого Себя, либо из чего-то другого. Если из чего-то другого, то, поскольку порождающее существует в порождаемом, из этого следует, что в Сыне существует нечто отличное от Отца, а это противоречит сказанному Иларием: «В них нет ничего инакового или отличного»616. Если же Отец рождает Сына из Себя, то опять-таки, поскольку порождающее (если это нечто пребывающее) переходит как предикат к порождаемой вещи, из этого следует, что либо Отец не остается после рождения Сына, либо Отец есть Сын, что неверно. Следовательно, Отец рождает Сына не из чего-либо, а из ничего.

Возражение 2. Далее, то, из чего нечто порождается, есть начало в отношении того, что порождается. Поэтому если Отец порождает Сына из Своей собственной сущности или природы, то из этого следует, что сущность, или природа, Отца есть начало Сына. Но она ведь не является материальным началом, так как в Боге нет ничего материального, и, следовательно, это – деятельное начало: порождающий есть начало порождаемого. Таким образом, из сказанного следует, что сущность порождает, что было отвергнуто выше (39, 5).

Возражение 3. Далее, Августин говорит, что три Лица не происходят из одной сущности, поскольку сущность не есть нечто иное, нежели Лицо617. Но личность Сына не есть нечто отличное от сущности Отца. Следовательно, Сын не может происходить из сущности Отца.

Возражение 4. Далее, все твари созданы из ничего. Но в Писании Сын назван сотворенным, ибо сказано от лица Мудрости рожденной: «Я вышла из уст Всевышнего» (Сир. 24:5), – и далее: «Прежде века от начала Он произвел меня» (Сир. 24:10). Следовательно, Сын был рожден не из чего-то, а из ничего. Подобным же образом мы можем возразить в отношении Святого Духа, ибо сказано: «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит» (Зах. 12:1), – а также согласно другому варианту (Септуагинта): «Я, Который образует землю и творит дух» (Амос 4:13)618.

Этому противоречат слова Августина: «Бог Отец в силу Его природы без начала породил Сына равного Себе»619.

Отвечаю: Сын не был рожден из ничего. Ибо, как было сказано выше (27, 2; 33, 2, 3), отцовство, сыновство и рожденность действительно и истинно существуют в Боге. Далее, есть различие между истинным «порождением», когда некто происходит от другого как сын, и «изготовлением», когда изготовитель производит нечто из внешней материи, как, например, плотник изготавливает скамью из дерева, тогда как человек рождает сына сам. Далее, как ремесленник изготавливает вещь из материи, так Бог создает вещи из ничего, о чем будет сказано ниже (45, 1), но не так, что это ничто является частью субстанции изготовленной вещи, а поскольку вся субстанция вещи создана Им без чего бы то ни было предданного. Поэтому, если бы Сын происходил от Отца как из ничего, то тогда Сын был бы по отношению к Отцу тем же, что и вещь по отношению к изготовителю, и понятие сыновства было бы неуместным, кроме как по какому-либо сходству Таким образом, если Сын Божий происходит от Отца из ничего, то Он не может в собственном смысле истинно называться Сыном, тогда как сказано противоположное этому: «… да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5:20). Следовательно, истинный Сын Божий не происходит из ничего и является не созданным, а рожденным.

То, что некоторые твари, созданные Богом из ничего, называются сынами Божьими, следует понимать в метафорическом смысле, обусловленном некоторой степенью сходства с Ним, Который есть истинный Сын. Поэтому, коль скоро Он есть единственный по природе истинный Сын Божий, Он называется «единородным» согласно сказанному: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Также поскольку другие удостоены имени сынов в силу сходства с Ним, Он называется «первородным» согласно сказанному: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8:29). Поэтому Сын Божий рожден от субстанции Отца, но не так, как человек рождается от человека; ведь часть человеческой субстанции при порождении переходит в субстанцию рождаемого, тогда как божественная природа не делится на части, из чего с необходимостью следует, что Отец при рождении Сына не передает какую-либо часть Своей природы, но сообщает Ему всю Свою природу, так что между ними остается различие лишь по происхождению, как было сказано выше (40, 2).

Ответ на возражение 1. Когда мы говорим, что Сын рожден от Отца, предлог «от» обозначает консубстанциальное порождающее начало, но не материальное начало. Ибо то, что производится из материи, создается посредством изменения формы того, из чего оно производится. Но божественная сущность неизменна и не может принимать другую форму

Ответ на возражение 2. Когда мы говорим, что Сын рождается от сущности Отца, то, как поясняет Мастер Сентенций, это разновидность деятельного начала и, как он говорит: «Сын рождается от сущности Отца», – то есть Отца, Который есть сущность620. Об этом также говорит Августин: «Когда я говорю об Отце, Который есть сущность, это то же самое, как если я говорю о сущности Отца, но более развернуто»621.

Этого, однако, недостаточно для объяснения истинного значения этих слов. Ведь мы можем сказать, что и тварь происходит от Отца, Который есть сущность, но не то, что она – от сущности Отца. Это станет понятно, если принять во внимание то, что грамматическое выражение принадлежности622 всегда обозначает консубстанциальность. Ведь мы не говорим о «доме строителя», поскольку строитель не является консубстанциальной причиной. Однако мы можем употреблять подобное выражение, если речь идет о консубстанциальном начале, будь это деятельное начало, как если о сыне говорят, что он – «сын отца», или материальное начало, как если говорят о ноже из железа, или формальное начало. Последнее относится лишь к тем вещам, формы которых существуют самостоятельно, а не являются акциденциями чего-либо другого. Так, мы можем сказать, что ангел – «умопостигаемой природы». В этом смысле мы можем говорить, что Сын рожден от сущности Отца, поскольку сущность Отца, сообщаемая при рождении, является в Сыне самосущей.

Ответ на возражение 3. Когда мы говорим, что Сын рожден от сущности Отца, то добавляемый термин не снимает различия. Однако, когда мы говорим, что три Лица единосущны, то в этом выражении нет ничего, что бы указывало на различие, и, следовательно, эти аргументы не равнозначны.

Ответ на возражение 4. Когда мы говорим: «Мудрость была создана», – это может быть понято не в смысле Сына Божьего как Мудрости, но в смысле созданной мудрости, которою Бог наделил тварей. Ибо сказано: «Он создал ее то есть Мудрость в Святом Духе, и излил ее на все дела Свои» (Сир. 1:8, 9)623. И нет никакой непоследовательности в том, что в одном и том же месте Писания говорится о Мудрости рожденной и мудрости сотворенной, ибо несотворенная Мудрость причастна мудрости сотворенной. Приведенное высказывание может быть также отнесено к сотворенной природе, в которую воплотился Сын, и тогда смысл слов «прежде века от начала Он произвел меня» таков, что было предопределено, что «Я» соединюсь с тварями. Также упоминание мудрости и как рожденной, и как сотворенной дает нам возможность понять способ божественного порождения; ведь при порождении то, что рождается, получает природу порождающего, в то время как при творении Творец не меняется, но и тварь не получает природы Творца. Таким образом, Сын называется вместе и рожденным и сотворенным с тем, чтобы из идеи творения становилась очевидной неизменность Бога Отца, а из идеи порождения – единство природы Отца и Сына. В этом смысле Ила-рий и излагает суть Писания. Остальные цитируемые места относятся не к Святому Духу, а к сотворенному, который иногда называется ветром, иногда воздухом, иногда дыханием человека, иногда душой или какой-либо еще невидимой субстанцией.

Раздел 4. Существует ли в Боге сила, связанная с понятийными актами?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге нет силы, связанной с понятийными актами. Ведь всякая сила либо активна, либо пассивна; но ни то, ни другое неприменимо в данном случае, так как в Боге нет ничего, что можно было бы назвать пассивной силой, как очевидно из объяснений, приведенных выше (25, 1); и равным образом активная сила не может принадлежать ни одному из Лиц в отношении другого, поскольку божественные Лица не являются сотворенными, как сказано выше (3). Следовательно, в Боге не существует силы, связанной с понятийными актами.

Возражение 2. Далее, объект силы есть возможное. Но о божественных Лицах нельзя говорить как о возможных, но –

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том I Аквинский читать, Сумма теологии. Том I Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том I Аквинский читать онлайн