Таким образом, имеется момент, в который Сыну определено родиться, и до этого момента Сын не существует.
Этому противоречат слова Афанасия о том, что «все три Лица совечны друг другу».
Отвечаю: мы утверждаем, что Сын совечен Отцу. Чтобы доказать это, рассудим, что для вещи, которая происходит от некоего начала, наследование этому началу может пониматься двояко: со стороны действователя и со стороны действия. В первом случае это происходит различным образом в зависимости оттого, является ли действователь свободным или природным. Для свободного действователя возможен выбор времени; ибо, как свободный действователь может выбирать форму которую он придает результату своего действия, о чем было сказано выше (41, 2), также он может выбирать время, в которое он производит этот результат. Природный действователь, однако, не обладает совершенством природной силы с самого начала, но приобретает его через некоторое время; так, например, человек не способен к порождению с самого своего начала. Если же подходить со стороны действия, то возникающее благодаря некоторому началу не может существовать одновременно со своим началом, поскольку действие происходит во времени. Поэтому, если действователь, поскольку он сам существует, действует таким образом, то результат действия еще не существует в то же самое мгновение, но приходит к существованию лишь в момент окончания действия.
Далее, очевидно, что согласно сказанному выше (41, 2), Отец порождает Сына не по Своей воле, но по природе, а также то, что природа Отца обладает совершенством извечно и что действие, посредством которого Отец производит Сына, не происходит во времени, ведь тогда Сын бы рождался во времени, а такое порождение было бы материальным и сопровождалось бы движением, что невозможно. Поэтому мы должны заключить, что Сын существовал всегда, когда существовал Отец и, таким образом, Сын совечен Отцу, и точно так же Святой Дух совечен Им обоим.
Ответ на возражение 1. Как говорит Августин, никакой способ происхождения какой-либо твари не может совершенно представлять божественное порождение638. Поэтому нам следует собрать его подобие из множества этих способов, с тем чтобы недостающее в одном до некоторой степени возмещалось другим; потому-то на Эфесском Соборе и было провозглашено: «Да узришь ты благодаря Свету предвечному, что совечный Сын всегда существовал вместе с Отцом; да постигнешь ты благодаря Слову нечувственность Его рождения; да будет имя Сына знаком единства субстанции». Однако из всех указанных способов происхождение слова в уме является наиболее точным представлением божественного порождения, поскольку слово, рождаемое умом, не следует за своим источником во временном смысле, кроме как в том случае, когда ум переходит от потенциальности к акту. Но последнее не может быть сказано о Боге.
Ответ на возражение 2. Вечность исключает длительность, но не происхождение.
Ответ на возражение 3. Всякое разрушение означает изменение; поэтому все, подверженное разрушению, прекращает существование. Божественное порождение, однако, не подвержено изменениям, как было сказано выше (27, 2). Следовательно, Сын всегда рождается, а Отец всегда рождает.
Ответ на возражение 4. Во времени мы находим нечто неделимое, а именно мгновение; с другой стороны, есть то, что длится, а именно само время. В вечности же неделимое и «теперь» всегда находятся в состоянии покоя, как было сказано выше (10, 2, 1 ; 4, 2). Но порождение Сына происходит не в «теперь» времени или во времени, а в вечности. Поэтому для того, чтобы выразить присутствие и постоянство вечности, мы можем говорить, что «Он рождается всегда», как сказал Ориген639. Однако, как утверждали Григорий и Августин, лучше говорить «всегда рождается» так, что «всегда» обозначает постоянство вечности, а «рождается» – совершенство Единородного. Таким образом, Сын не является несовершенным, и не существовало «времени, когда Его не было», как говаривал Арий.
Раздел 3. Имеется ли между Божественными лицами природный порядок?
С третьим положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что между божественными Лицами нет природного порядка. Ибо все, что существует в Боге, есть сущность, Лицо или понятие. Однако порядок природы не обозначает ни сущность, ни лицо, ни понятие. Следовательно, в Боге нет природного порядка.
Возражение 2. Далее, там, где существует природный порядок, одно предшествует другому, по крайней мере, согласно природе и уму. Но среди божественных Лиц, как сказал Афанасий, нет ни предшествования, ни следования за другим. Следовательно, между божественными Лицами нет природного порядка.
Возражение 3. Далее, там, где существует природный порядок, также существует и различие. Но в божественной природе нет места различию. Следовательно, к ней неприложимо понятие порядка, и в ней не существует природный порядок.
Возражение 4. Далее, божественная природа есть божественная сущность. Но в Боге нет порядка сущности. Следовательно, также нет порядка природы.
Этому противоречит следующее: там, где множественность существует неупорядоченно, нет согласия. Но между божественными Лицами не может быть несогласия. Следовательно, в Боге существует порядок.
Отвечаю: порядок всегда подразумевает некий принцип. Следовательно, поскольку имеется множество принципов упорядочивания, а именно: по местоположению, как например точка; по отношению к действиям ума, как например начало доказательства; и так по отношению к каждой индивидуальной причине – имеется множество видов порядка. Так, принцип происхождения в Боге существует без предшествования, как мы уже установили (33,1); таким образом, и порядок по происхождению должен быть без предшествования; это и будет называться «порядок природы». И, как сказал Августин: «Не одно прежде другого, но одно от другого»640.
Ответ на возражение 1. Порядок природы обозначает понятие происхождения вообще, а не какой-то частный вид происхождения.
Ответ на возражение 2. В сотворенных вещах, даже если то, что происходит, и его начало равны по длительности, начало все же предшествует в порядке природы и ума, если оно рассматривается как начало формально. Однако, если мы рассматриваем отношения между причиной и следствием или началом и тем, что от него происходит, становится ясно, что вещи, связанные таким образом, одновременны в порядке природы и ума, поскольку одно входит в определение другого. Но в Боге отношения как таковые суть Лица, самосущие в одной природе. Поэтому ни что касается природы, ни что касается отношений одно Лицо не может предшествовать другому, а равно и в порядке природы и ума.
Ответ на возражение 3. «Порядок природы» означает не упорядочивание самой природы, но существование порядка в божественных Лицах в соответствии с природным началом.
Ответ на возражение 4. Природа в определенном смысле, но не сущность, подразумевает идею начала; поэтому более верно говорить о порядке природы, а не о порядке сущности.
Раздел 4. Является ли Сын равным Отцу по величию?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Сын не равен Отцу по величию. Ведь Он же Сам сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28); также и апостол говорит: «Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (1 Кор. 15:28).
Возражение 2. Далее, отцовство входит как часть в достоинство Отца. Но ведь отцовство не свойственно Сыну. Следовательно, Сын не обладает достоинством Отца в полной мере, и, значит, не является равным Ему по величию.
Возражение 3. Далее, там, где имеются целое и часть, множество частей всегда больше, чем только одна или меньшее число частей. Так, три человека больше, чем два или один. Однако в Боге имеется всеобщее целое и часть; ведь в отношение или в понятие входят несколько понятий. Следовательно, коль скоро Отцу свойственны три понятия, тогда как Сыну – только два, очевидно, что Сын не равен Отцу.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Он… не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2:6).
Отвечаю: Сын необходимо равен Отцу по величию. Ибо величие Бога есть не что иное, как совершенство Его природы. Так, к самой природе отцовства и сыновства принадлежит то, что Сын в силу порождения обладает совершенством природы Отца в такой же степени, как и Сам Отец. Но поскольку у людей порождение есть определенный вид превращения того, что происходит, из потенциального в актуальное, из этого следует, что человек поначалу не равен отцу, который его порождает, а достигает равенства посредством положенного ему развития, если только какой-либо недостаток порождающего начала не изменит его ход. Из вышесказанного (27, 2; 33, 2, 3) очевидно, что в Боге обнаруживается истинное отцовство и сыновство. Мы не можем сказать ни того, что порождающая сила Отца имела некий недостаток, ни того, что Сын Божий достигает совершенства в порядке наследования и претерпевая изменения. Следовательно, мы должны заключить, что Сын извечно был равен Отцу по величию. Потому-то Иларий и говорит: «Если мысленно отнять телесную слабость, боль и все человеческие несовершенства, то всякий сын по самой природе рождения будет равен отцу, ибо он подобен ему по природе»641.
Ответ на возражение 1. Эти слова следует отнести к человеческой природе Христа, вследствие которой Он меньше, чем Отец, и покорен Ему; но Своей божественной природой Он равен Отцу. Об этом сказано у Афанасия: «Равен Отцу по Своей Божественности; меньше, чем Отец, по человеческой природе»; а также у Илария: «В силу того, что Отец дает бытие Сыну, Он – выше, но не ниже Тот, Кто получает то же бытие»642; и еще: «Сын покоряется в силу врожденного благочестия», – то есть в силу признания власти Отца, тогда как «твари покоряются в силу присущей им от рождения слабости»643.
Ответ на возражение 2. Равенство измеряется величием. В Боге величие означает совершенство природы, что было рассмотрено выше, и принадлежит к сущности. Поэтому равенство и подобие в Боге связаны с сущностью; но нет и не может быть неравенства и несходства, связанного с различием отношений. Поэтому Августин говорит: «Вопрос о происхождении заключается в том, кто происходит от кого; но вопрос о равенстве заключается втом, каков он, или насколько он велик»644. Поэтому отцовство есть достоинство Отца, а также сущность Отца, ибо достоинство есть нечто абсолютное и относится к сущности. Следовательно, как отцовство Отца и сыновство Сына есть одна и та же сущность, так же отцовство Отца и сыновство Сына есть одно и то же достоинство. Таким образом, правильно говорить, что Сын обладает в полной мере достоинством, которым обладает и Отец, но это не значит, что можно рассуждать так: Отцу свойственно отцовство, следовательно, и Сыну свойственно отцовство, – ибо имеется переход от субстанции к отношению. Отец и Сын имеют ту же сущность и то же достоинство, которые свойственны Отцу как дающему и Сыну как получающему.
Ответ на возражение 3. В Боге отношение не является всеобщим целым, хотя оно и предицируется всем отношениям, ибо все отношения едины по сущности и бытию, что нельзя согласовать с идеей всеобщего, так как его части различаются в бытии. Лица также не суть всеобщий термин в Боге, как мы уже видели (30,