XII, 8.
113
Metaph. Ill, 3.
114
DeCoel.Hier.X.2.
115
DeFideOrth.il.
116
Ср.: «Боги богов! Я – ваш демиург и отец вещей, а возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля. Разумеется, все то, что составлено из частей, может быть разрушено, однако пожелать разрушить прекрасно сложенное и совершенное было бы злым делом. А потому, хотя вы, однажды возникнув, уже не будете совершенно бессмертны и неразрушимы, все же вам не придется претерпеть разрушение и получить в удел смерть, ибо мой приговор будет для вас еще более мощной и неодолимой связью, нежели те, что соединили при возникновении каждого из вас».
117
Moral. XVI.
118
DeDiv. Nom. IV, 1.
119
Contra Maxim. III.
120
PeriArchonl.6.
121
Horn. VI, super Cant.
122
Gen. ad Lit. Ill, 10.
123
Horn. 10 in .
124
DeDiv. Nom. IV, 1.
125
De Civ. Dei VII, 6. Ср.: «…Варрон говорит, что, по его мнению, бог есть душа мира… и что сам этот мир есть бог».
126
De Civ. Dei XVI, 29.
127
De Anima II.
128
DeSomn.etVig.l.
129
DeCoel. Hier. XV. Ср.: «…зрительные способности выражают чистейшую устремленность ввысь, к божественным светам, и еще – нежное, мягкое, беспрепятственное, быстрое, чистое и бесстрастно открытое приятие божественных озарений…»
130
De Civ. Dei XVI, 29.
131
De Civ. Dei XV, 23.
132
DeTrin. III.
133
De Hebdom.
134
Phys. IV, 5.
135
Phys. IV, 4.
136
Phys. IV, 5. Ср.: «…одно из них подобно материи, другое – форме, а именно: вода – материя воздуха, а воздух как бы ее действительность, так как вода есть воздух в возможности, а воздух – вода в возможности, но только иным образом».
137
Доминиканский требник, вечернее богослужение.
138
DeTrin.VI.
139
DeFideOrth.ll.
140
Ibid.
141
Phys. IV
142
DeTrin. VI.
143
Phys. VI, 10.
144
Phys. Ill, 1
145
Phys. IV, 11.
146
Phys.V,3.
147
Phys. IV 11.
148
Phys. VI, 1.
149
Phys. IV, 11.
150
De Anima III, 7. Комментатор – Аверроэс.
151
Metaph. XII. 7.
152
De Anima II, 4.
153
DeTrin.X.
154
DeAnimall,4.
155
DeDiv. Nom. IV
156
Metaph. IX, 1.
157
DeDiv. Nom. V, 4.
158
De Trin. 2. Ср.: «Форма, существующая вне материи, не может ни быть подлежащим, ни быть присущей материи, ибо в противном случае она была бы не форма, а образ».
159
Confess. XII, 7.
160
De Coel. Hier. XI, 2.
161
De Anima III, 5. Ср.: «Так как повсюду в природе имеется, с одной стороны, то, что есть материя для каждого рода (и в возможности оно содержит все существующее), с другой же – причина и действующее начало для созидания всего… то необходимо, чтобы и душе были присущи эти различия».
162
Ibid. Ср.: «…существует, с одной стороны, такой ум, который становится всем, с другой – такой ум, все производящий, как некое свойство, подобное свету».
163
De Anima III, 5–7
164
DeCiv DeiVIII,6.
165
DeSummoBono.
166
Metaph. 1,1.
167
DeDiv. Norn. IV, 23.
168
Horn. 29 in Ev.
169
Metaph. XII.
170
DeTrin.X.
171
DeDiv. Nom. VII, 3.
172
Metaph. XII, 9; De Anima III, 4.
173
DeDiv. Nom. VII, 2.
174
Gen. ad Lit. II, 8.
175
Ibid.
176
De Coel. Hier. XII, 2.
177
De Coel. Hier. VI, 1. Крайне неточная по смыслу цитата (о чем ниже говорит и Фома). Ср.: «Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их божественное Совершенноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние».
178
Gen. ad Lit. II, 8.
179
De Anima III, 4.
180
Gen. ad Lit. Il, 8.
181
DeDiv. Nom. I, 5.
182
T. e. сущность Бога.
183
DeDiv. Nom. VII, 2.
184
Ссылка на рассуждения Августина, предложенные в Gen. ad Lit. XII.
185
DeDiv. Nom. I.
186
De Coel. Hier. IV, 2.
187
De Anima 111,3.
188
Poster. I.
189
В каноническом переводе: «Не все ли они суть служебные духи?»
190
В каноническом переводе: «Не говори пред ангелом Божиим: это – ошибка!».
191
DeAnimal,5.
192
De Causis, 7. Ср.: «Ум есть неразделимая субстанция… Ум не расположен во времени; напротив – он расположен в вечности».
193
Gen. ad Lit. VIII, 20.
194
Moral. XVIII
195
De Divin. Daemon.
196
Retract. Il, 30.
197
Ethic. Ill, 15. У Аристотеля здесь речь идет о распущенности, которую он называет в большой степени «произвольной», т. е. слабо связанной с причиной.
198
Gen. ad Lit. V, 19.
199
В каноническом переводе: «…великая благочестия тайна – Бог., показал Себя ангелам».
200
DeCoel.Hier. IV, 4.
201
DeCoel. Hier. VII, 3.
202
В каноническом переводе: «…кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем…».
203
Hom.XVlinEzech.
204
Phys. 111,1.
205
DeDiv. Nom. IV, 8.
206
В каноническом переводе: «…во что желают проникнуть ангелы».
207
De Causis 8.
208
Gen. ad Lit. Il, 8.
209
De Anima III, 4.
210
Ethic. I, 9.
211
Topic. II, 3.
212
Gen. ad Lit. IV, 32.
213
DeTrin.XV, 16.
214
De Sum. Bono I, 10.
215
Poster. Il, 19.
216
De Div. Nom. VII, 2. Ср.: «От Нее (т. е. Премудрости) уразумеваемые и уразумевающие силы ангельских умов получают простые и блаженные разумения. Не в частностях, или от частностей, или от чувств, или из слов выводя, собирают они божественное знание, и ничем, что имеет с этим общее, не пользуются, но чистые от всего материального и множественного, они умственно, нематериально, единовидно уразумевают умопостигаемое в божественном-».
217
Ibid.
218
DeDiv. Nom. IV, 22.
219
De Div. Nom. IV, 23.
220
Ibid.
221
De Anima III, 10.
222
Qq. LXXXIII, 32.
223
De Anima III, 6. Ср.: «…ум, направленный на существо предмета как суть его бытия, истинен всегда; ум же, касающийся чего-то другого, – не всегда».
224
Metaph. IX, 10.
225
De Anima III. 8. 23Gen. ad Lit. Il, 8.
226
Gen. ad Lit. Il, 8.
227
Gen. ad Lit. IV, 22, 31.
228
Gen. ad Lit. IV, 23.
229
T. е. двумя «утрами» – предшествующим и последующим.
230
Gen. ad Lit. IV, 23.
231
Ibid.
232
Gen. ad Lit. IV, 24.
233
De Anima III, 10.
234
Ibid.
235
Ibid.
236
De Irin. X, 11, 12.
237
Ethic. Ill, 3.
238
De Div. Nom. IV, 23.
239
De Civ. Dei IX, 5.
240
De Div. Nom. IV, 11.
241
De Irin. X.
242
De Div. Nom. IV, 11.
243
De Div. Nom. IV, 13.
244
Ethic. IX, 8.
245
T. е. ненависть, которую питают демоны по отношению к благим ангелам.
246
De Civ. Dei XII, 9.
247
De Civ. Dei XIV, 28.
248
Metaph. VIII, 6.
249
De Civ. Dei XI.
250
DeTrin.XIII.
251
Gen. ad Lit. VIII, 20, 21.
252
In Ep. ad Tit. I, 2.
253
DeFideOrth.il.
254
Gen. ad Lit. Ill, 10.
255
Gen. ad Lit. I, 15.
256
Gen. ad Lit. IV, 34; V, 5.
257
Ethic. X, 7,8.
258
Gen. ad Lit. V, 4, 23; VIII, 3.
259
Gen. ad Lit. II, 8.
260
De Civ. Dei XII, 9.
261
Gen. ad Lit. VIII, 3.
262
Gen. ad Lit. I, 15
263
Ethic. I, 10.
264
Sent. Il, D. 3.
265
Ethic. I, 9.
266
Metaph. IV, 2. Ср.: «…наука исследует противолежащее одно другому…».
267
Gen. ad Lit. XI, 7.
268
De Doctr. Christ. I.
269
Metaph. IX, 1.
270
De Civ. Dei XIV, 3.
271
Moral. XXXI.
272
De Civ. Dei XIV 3.
273
DeQu.Vet.Test.CXIH.
274
De Casu Diaboli.
275
De Civ. Dei X, 11.
276
De Div. Nom. IV 23.
277
De Div. Nom. IV, 25.
278
Gen. ad Lit. 1,15.
279
Gen. ad Lit. Il, 8.
280
De Civ. Dei XI, 13.
281
De Civ. Dei XI, 15.
282
De Civ. Dei XI, 19.
283
De Civ. Dei XI, 15.
284
Horn. I in Ezech.
285
De Civ. Dei XI, 15.
286
Phys.VI, 1.
287
Gen. ad Lit. IV 24.
288
DeCoel.Hier.VII, 1.
289
Horn. 34 in Ev.
290
DeFideOrth.il.
291
De Civ. Dei VII, 6,7;X, 9, 10,11. Интересен комментарий Августина: «…Порфирий в своем письме к египтянину Анебону… говорит, что они (т. е. демоны) по неразумию вбирают в себя влажные испарения и потому живут не в эфире, а в воздухе под луною и на самой луне… Все это об этом роде лживых и злых духов, которые входят в душу человека извне и потешаются над усыпленными и бодрствующими человеческими чувствами, Порфирий высказывает не как положительные свои убеждения, а как остроумные предположения или вещи сомнительные, утверждая, что якобы так думают другие. Такому философу трудно и постигнуть, и с уверенностью опровергнуть всю эту чертовщину, которую любая старушка-христианка узнает сразу и презирает с полной свободой».
292
DeTrin. Ill, 4, 5.
293
DeFideOrth.il.
294
Ibid.
295
Boethius, De Hebdom.
296
Ethic. II, 6. Ср.: «…совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как образно выражались пифагорейцы, принадлежит беспредельному, а благо – определенному), между тем поступать правильно можно только од-ним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, трудно попасть в цель)». И далее Аристотель цитирует неизвестного поэта: «Лучшие люди просты, но многосложен порок».
297
Gen. ad Lit. IV 22.
298
Gen. ad Lit. V 19.
299
De Civ. Dei XI, 33.
300
В каноническом переводе: «Что общего у света со тьмою?»
301
De Div. Nom. IV, 23. Дионисий говорит гораздо определенней: не о «некоторых», а об «ангельских» дарах.
302
De Civ Dei IX, 21.
303
Ibid.
304
Moral. IV.
305
De Div. Nom. IV, 23.
306
PeriArchonl,6.
307
DeFideOrth.il.
308
DeGen.ContraManich.il, 17.
309
De Civ. Dei XIX, 13.
310
Gen. ad Lit. Ill, 10. Августин дает следующее физическое толкование: «Воздух заполняет все пространство от светозарного неба до жидкой воды и сухой земли. Между тем, влажные испарения проникают не все это пространство, а доходят лишь до тех пределов, откуда воздух начинает называться землею… Верхний же слой воздуха, тихий и безветренный, соединяется с небом… Если до своего грехопадения падшие ангелы находились со своим князем, тогда архангелом, а теперь – дьяволом, в этой области… то нет ничего удивительного в том, что после своего падения они были низринуты в ту туманную среду, где воздух насыщен испарениями, которые… производят своими движениями ветры, молнии и громы, сгущаясь, создают облака, сгущаясь еще больше – дождь, сгущаясь и замерзая – снег и град и т. д.».
311
Peri Archon И, 9.
312
Metaph. I, 2.
313
DeTrin. Ill, 4.
314
De Gener. et Corrupt. II.
315
DeTrin. 2.
316
DeTrin. Ill, 8.
317
Metaph. VII, 10, 11.
318
DeTrin. Ill, 4, 5.
319
Gen. ad Lit. 1,4.
320
Confess. XII, 12.
321
Gen. ad Lit. I, 15.
322
Horn. II in Hexaem.; In Hexaem. I; Horn. II in Gen.
323
Timaeus, 52a.
324
De Civ. Dei VIII, 11.
325
Perplex. II.
326
Confess. XII, 12.
327
Metaph. V, 28.
328
De Gener. et Corrupt. I.
329
Timaeus, 41 b. См. вопрос 50, примечание 25.
330
DeCoelol,2.
331
De Substantia Orbis II.
332
DeCoelol,3.
333
Metaph. X, 10.
334
DeTrin. Ill, 4.
335
DeTrin. IV, 20.
336
Horn. II in Hexaem.
337
Gen. ad Lit. I, 1, 15.
338
De Civ. Dei X, 9, 27.
339
DeCoelol,3.
340
De Coel. Hier. XIII, 3,4.
341
Horn. II inHexaem.
342
Ibid.
343
Confess. XII, 12.
344
Gen. ad Lit. I.
345
Gen. ad Lit. IV, 28.
346
De Div. Nom. IV, 5, 6.
347
De Fide II.
348
De Lib. Arb. Ill, 5.
349
Topic. V 6. De Div. Nom. Il, 4.
350
De Div. Nom. Il, 4.
351
DeFideOrth.l.
352
De Civ Dei XI, 9,33. Ср.: «Ибо когда Бог сказал: «Да будет свет. И стал свет», то если под этим светом справедливо разумеется творение ангелов, они, несомненно, сотворены участниками вечного Света, Который есть сама неизменяемая Премудрость Божия, сотворившая все и называемая нами единородным Сыном Божиим; так что, просвещенные Светом, Которым сотворены, они сделались светом и названы днем по причастию неизменяемому Свету и Дню, Который есть Слово Божие, Коим и сами они сотворены. Ибо Тот «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9), просвещает и всякого чистого ангела, так что последний есть свет не сам в себе, а в Боге. Но если ангел отвращается от Него, то делается нечистым, каковы все, называющиеся нечистыми духами, которые уже не свет в Господе, но, как лишенные причастия вечному Свету, сами в себе тьма».
353
De Div. Nom. IV, 4.
354
Horn. Hin Hexaem.
355
Gen. ad Lit. I, 16.
356
Confess. XII; Gen. ad Lit. I, 15.
357
Gen. ad Lit. I, 18.
358
DeCoelol.
359
De Div. Nom. IV, 4.
360
Gen. ad Lit. IV, 22, 24.
361
Horn. Ill in Hexaem.
362
Gen. ad Lit. II, 4.
363
Horn. Ill in Gen.
364
Gen. ad Lit. I, 9.
365
DeFideOrth.il.
366
Gen. ad Lit. II, 5.
367
Horn. I in Gen.
368
Horn. Ill in Hexaem.
369
«Ничего подобного» в смысле «особого происхождения». Что же до остального, то об этом писал еще апостол Павел, а именно: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания