Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том II

XII, 8.

113

Metaph. Ill, 3.

114

DeCoel.Hier.X.2.

115

DeFideOrth.il.

116

Ср.: «Боги богов! Я – ваш демиург и отец вещей, а возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля. Разумеется, все то, что составлено из частей, может быть разрушено, однако пожелать разрушить прекрасно сложенное и совершенное было бы злым делом. А потому, хотя вы, однажды возникнув, уже не будете совершенно бессмертны и неразрушимы, все же вам не придется претерпеть разрушение и получить в удел смерть, ибо мой приговор будет для вас еще более мощной и неодолимой связью, нежели те, что соединили при возникновении каждого из вас».

117

Moral. XVI.

118

DeDiv. Nom. IV, 1.

119

Contra Maxim. III.

120

PeriArchonl.6.

121

Horn. VI, super Cant.

122

Gen. ad Lit. Ill, 10.

123

Horn. 10 in .

124

DeDiv. Nom. IV, 1.

125

De Civ. Dei VII, 6. Ср.: «…Варрон говорит, что, по его мнению, бог есть душа мира… и что сам этот мир есть бог».

126

De Civ. Dei XVI, 29.

127

De Anima II.

128

DeSomn.etVig.l.

129

DeCoel. Hier. XV. Ср.: «…зрительные способности выражают чистейшую устремленность ввысь, к божественным светам, и еще – нежное, мягкое, беспрепятственное, быстрое, чистое и бесстрастно открытое приятие божественных озарений…»

130

De Civ. Dei XVI, 29.

131

De Civ. Dei XV, 23.

132

DeTrin. III.

133

De Hebdom.

134

Phys. IV, 5.

135

Phys. IV, 4.

136

Phys. IV, 5. Ср.: «…одно из них подобно материи, другое – форме, а именно: водаматерия воздуха, а воздух как бы ее действительность, так как вода есть воздух в возможности, а воздухвода в возможности, но только иным образом».

137

Доминиканский требник, вечернее богослужение.

138

DeTrin.VI.

139

DeFideOrth.ll.

140

Ibid.

141

Phys. IV

142

DeTrin. VI.

143

Phys. VI, 10.

144

Phys. Ill, 1

145

Phys. IV, 11.

146

Phys.V,3.

147

Phys. IV 11.

148

Phys. VI, 1.

149

Phys. IV, 11.

150

De Anima III, 7. КомментаторАверроэс.

151

Metaph. XII. 7.

152

De Anima II, 4.

153

DeTrin.X.

154

DeAnimall,4.

155

DeDiv. Nom. IV

156

Metaph. IX, 1.

157

DeDiv. Nom. V, 4.

158

De Trin. 2. Ср.: «Форма, существующая вне материи, не может ни быть подлежащим, ни быть присущей материи, ибо в противном случае она была бы не форма, а образ».

159

Confess. XII, 7.

160

De Coel. Hier. XI, 2.

161

De Anima III, 5. Ср.: «Так как повсюду в природе имеется, с одной стороны, то, что есть материя для каждого рода (и в возможности оно содержит все существующее), с другой же – причина и действующее начало для созидания всего… то необходимо, чтобы и душе были присущи эти различия».

162

Ibid. Ср.: «…существует, с одной стороны, такой ум, который становится всем, с другойтакой ум, все производящий, как некое свойство, подобное свету».

163

De Anima III, 5–7

164

DeCiv DeiVIII,6.

165

DeSummoBono.

166

Metaph. 1,1.

167

DeDiv. Norn. IV, 23.

168

Horn. 29 in Ev.

169

Metaph. XII.

170

DeTrin.X.

171

DeDiv. Nom. VII, 3.

172

Metaph. XII, 9; De Anima III, 4.

173

DeDiv. Nom. VII, 2.

174

Gen. ad Lit. II, 8.

175

Ibid.

176

De Coel. Hier. XII, 2.

177

De Coel. Hier. VI, 1. Крайне неточная по смыслу цитата (о чем ниже говорит и Фома). Ср.: «Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их божественное Совершенноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние».

178

Gen. ad Lit. II, 8.

179

De Anima III, 4.

180

Gen. ad Lit. Il, 8.

181

DeDiv. Nom. I, 5.

182

T. e. сущность Бога.

183

DeDiv. Nom. VII, 2.

184

Ссылка на рассуждения Августина, предложенные в Gen. ad Lit. XII.

185

DeDiv. Nom. I.

186

De Coel. Hier. IV, 2.

187

De Anima 111,3.

188

Poster. I.

189

В каноническом переводе: «Не все ли они суть служебные духи

190

В каноническом переводе: «Не говори пред ангелом Божиим: это – ошибка!».

191

DeAnimal,5.

192

De Causis, 7. Ср.: «Ум есть неразделимая субстанция… Ум не расположен во времени; напротив – он расположен в вечности».

193

Gen. ad Lit. VIII, 20.

194

Moral. XVIII

195

De Divin. Daemon.

196

Retract. Il, 30.

197

Ethic. Ill, 15. У Аристотеля здесь речь идет о распущенности, которую он называет в большой степени «произвольной», т. е. слабо связанной с причиной.

198

Gen. ad Lit. V, 19.

199

В каноническом переводе: «…великая благочестия тайна – Бог., показал Себя ангелам».

200

DeCoel.Hier. IV, 4.

201

DeCoel. Hier. VII, 3.

202

В каноническом переводе: «…кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем…».

203

Hom.XVlinEzech.

204

Phys. 111,1.

205

DeDiv. Nom. IV, 8.

206

В каноническом переводе: «…во что желают проникнуть ангелы».

207

De Causis 8.

208

Gen. ad Lit. Il, 8.

209

De Anima III, 4.

210

Ethic. I, 9.

211

Topic. II, 3.

212

Gen. ad Lit. IV, 32.

213

DeTrin.XV, 16.

214

De Sum. Bono I, 10.

215

Poster. Il, 19.

216

De Div. Nom. VII, 2. Ср.: «От Нее (т. е. Премудрости) уразумеваемые и уразумевающие силы ангельских умов получают простые и блаженные разумения. Не в частностях, или от частностей, или от чувств, или из слов выводя, собирают они божественное знание, и ничем, что имеет с этим общее, не пользуются, но чистые от всего материального и множественного, они умственно, нематериально, единовидно уразумевают умопостигаемое в божественном-».

217

Ibid.

218

DeDiv. Nom. IV, 22.

219

De Div. Nom. IV, 23.

220

Ibid.

221

De Anima III, 10.

222

Qq. LXXXIII, 32.

223

De Anima III, 6. Ср.: «…ум, направленный на существо предмета как суть его бытия, истинен всегда; ум же, касающийся чего-то другого, – не всегда».

224

Metaph. IX, 10.

225

De Anima III. 8. 23Gen. ad Lit. Il, 8.

226

Gen. ad Lit. Il, 8.

227

Gen. ad Lit. IV, 22, 31.

228

Gen. ad Lit. IV, 23.

229

T. е. двумя «утрами» – предшествующим и последующим.

230

Gen. ad Lit. IV, 23.

231

Ibid.

232

Gen. ad Lit. IV, 24.

233

De Anima III, 10.

234

Ibid.

235

Ibid.

236

De Irin. X, 11, 12.

237

Ethic. Ill, 3.

238

De Div. Nom. IV, 23.

239

De Civ. Dei IX, 5.

240

De Div. Nom. IV, 11.

241

De Irin. X.

242

De Div. Nom. IV, 11.

243

De Div. Nom. IV, 13.

244

Ethic. IX, 8.

245

T. е. ненависть, которую питают демоны по отношению к благим ангелам.

246

De Civ. Dei XII, 9.

247

De Civ. Dei XIV, 28.

248

Metaph. VIII, 6.

249

De Civ. Dei XI.

250

DeTrin.XIII.

251

Gen. ad Lit. VIII, 20, 21.

252

In Ep. ad Tit. I, 2.

253

DeFideOrth.il.

254

Gen. ad Lit. Ill, 10.

255

Gen. ad Lit. I, 15.

256

Gen. ad Lit. IV, 34; V, 5.

257

Ethic. X, 7,8.

258

Gen. ad Lit. V, 4, 23; VIII, 3.

259

Gen. ad Lit. II, 8.

260

De Civ. Dei XII, 9.

261

Gen. ad Lit. VIII, 3.

262

Gen. ad Lit. I, 15

263

Ethic. I, 10.

264

Sent. Il, D. 3.

265

Ethic. I, 9.

266

Metaph. IV, 2. Ср.: «…наука исследует противолежащее одно другому…».

267

Gen. ad Lit. XI, 7.

268

De Doctr. Christ. I.

269

Metaph. IX, 1.

270

De Civ. Dei XIV, 3.

271

Moral. XXXI.

272

De Civ. Dei XIV 3.

273

DeQu.Vet.Test.CXIH.

274

De Casu Diaboli.

275

De Civ. Dei X, 11.

276

De Div. Nom. IV 23.

277

De Div. Nom. IV, 25.

278

Gen. ad Lit. 1,15.

279

Gen. ad Lit. Il, 8.

280

De Civ. Dei XI, 13.

281

De Civ. Dei XI, 15.

282

De Civ. Dei XI, 19.

283

De Civ. Dei XI, 15.

284

Horn. I in Ezech.

285

De Civ. Dei XI, 15.

286

Phys.VI, 1.

287

Gen. ad Lit. IV 24.

288

DeCoel.Hier.VII, 1.

289

Horn. 34 in Ev.

290

DeFideOrth.il.

291

De Civ. Dei VII, 6,7;X, 9, 10,11. Интересен комментарий Августина: «…Порфирий в своем письме к египтянину Анебону… говорит, что они (т. е. демоны) по неразумию вбирают в себя влажные испарения и потому живут не в эфире, а в воздухе под луною и на самой луне… Все это об этом роде лживых и злых духов, которые входят в душу человека извне и потешаются над усыпленными и бодрствующими человеческими чувствами, Порфирий высказывает не как положительные свои убеждения, а как остроумные предположения или вещи сомнительные, утверждая, что якобы так думают другие. Такому философу трудно и постигнуть, и с уверенностью опровергнуть всю эту чертовщину, которую любая старушка-христианка узнает сразу и презирает с полной свободой».

292

DeTrin. Ill, 4, 5.

293

DeFideOrth.il.

294

Ibid.

295

Boethius, De Hebdom.

296

Ethic. II, 6. Ср.: «…совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как образно выражались пифагорейцы, принадлежит беспредельному, а благо – определенному), между тем поступать правильно можно только од-ним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, трудно попасть в цель)». И далее Аристотель цитирует неизвестного поэта: «Лучшие люди просты, но многосложен порок».

297

Gen. ad Lit. IV 22.

298

Gen. ad Lit. V 19.

299

De Civ. Dei XI, 33.

300

В каноническом переводе: «Что общего у света со тьмою?»

301

De Div. Nom. IV, 23. Дионисий говорит гораздо определенней: не о «некоторых», а об «ангельских» дарах.

302

De Civ Dei IX, 21.

303

Ibid.

304

Moral. IV.

305

De Div. Nom. IV, 23.

306

PeriArchonl,6.

307

DeFideOrth.il.

308

DeGen.ContraManich.il, 17.

309

De Civ. Dei XIX, 13.

310

Gen. ad Lit. Ill, 10. Августин дает следующее физическое толкование: «Воздух заполняет все пространство от светозарного неба до жидкой воды и сухой земли. Между тем, влажные испарения проникают не все это пространство, а доходят лишь до тех пределов, откуда воздух начинает называться землею… Верхний же слой воздуха, тихий и безветренный, соединяется с небом… Если до своего грехопадения падшие ангелы находились со своим князем, тогда архангелом, а теперь – дьяволом, в этой области… то нет ничего удивительного в том, что после своего падения они были низринуты в ту туманную среду, где воздух насыщен испарениями, которые… производят своими движениями ветры, молнии и громы, сгущаясь, создают облака, сгущаясь еще больше – дождь, сгущаясь и замерзая – снег и град и т. д.».

311

Peri Archon И, 9.

312

Metaph. I, 2.

313

DeTrin. Ill, 4.

314

De Gener. et Corrupt. II.

315

DeTrin. 2.

316

DeTrin. Ill, 8.

317

Metaph. VII, 10, 11.

318

DeTrin. Ill, 4, 5.

319

Gen. ad Lit. 1,4.

320

Confess. XII, 12.

321

Gen. ad Lit. I, 15.

322

Horn. II in Hexaem.; In Hexaem. I; Horn. II in Gen.

323

Timaeus, 52a.

324

De Civ. Dei VIII, 11.

325

Perplex. II.

326

Confess. XII, 12.

327

Metaph. V, 28.

328

De Gener. et Corrupt. I.

329

Timaeus, 41 b. См. вопрос 50, примечание 25.

330

DeCoelol,2.

331

De Substantia Orbis II.

332

DeCoelol,3.

333

Metaph. X, 10.

334

DeTrin. Ill, 4.

335

DeTrin. IV, 20.

336

Horn. II in Hexaem.

337

Gen. ad Lit. I, 1, 15.

338

De Civ. Dei X, 9, 27.

339

DeCoelol,3.

340

De Coel. Hier. XIII, 3,4.

341

Horn. II inHexaem.

342

Ibid.

343

Confess. XII, 12.

344

Gen. ad Lit. I.

345

Gen. ad Lit. IV, 28.

346

De Div. Nom. IV, 5, 6.

347

De Fide II.

348

De Lib. Arb. Ill, 5.

349

Topic. V 6. De Div. Nom. Il, 4.

350

De Div. Nom. Il, 4.

351

DeFideOrth.l.

352

De Civ Dei XI, 9,33. Ср.: «Ибо когда Бог сказал: «Да будет свет. И стал свет», то если под этим светом справедливо разумеется творение ангелов, они, несомненно, сотворены участниками вечного Света, Который есть сама неизменяемая Премудрость Божия, сотворившая все и называемая нами единородным Сыном Божиим; так что, просвещенные Светом, Которым сотворены, они сделались светом и названы днем по причастию неизменяемому Свету и Дню, Который есть Слово Божие, Коим и сами они сотворены. Ибо Тот «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9), просвещает и всякого чистого ангела, так что последний есть свет не сам в себе, а в Боге. Но если ангел отвращается от Него, то делается нечистым, каковы все, называющиеся нечистыми духами, которые уже не свет в Господе, но, как лишенные причастия вечному Свету, сами в себе тьма».

353

De Div. Nom. IV, 4.

354

Horn. Hin Hexaem.

355

Gen. ad Lit. I, 16.

356

Confess. XII; Gen. ad Lit. I, 15.

357

Gen. ad Lit. I, 18.

358

DeCoelol.

359

De Div. Nom. IV, 4.

360

Gen. ad Lit. IV, 22, 24.

361

Horn. Ill in Hexaem.

362

Gen. ad Lit. II, 4.

363

Horn. Ill in Gen.

364

Gen. ad Lit. I, 9.

365

DeFideOrth.il.

366

Gen. ad Lit. II, 5.

367

Horn. I in Gen.

368

Horn. Ill in Hexaem.

369

«Ничего подобного» в смысле «особого происхождения». Что же до остального, то об этом писал еще апостол Павел, а именно: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том II Аквинский читать, Сумма теологии. Том II Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том II Аквинский читать онлайн