того, из чего она состоит… Но вещь, не составленная из того и этого, вещь, которая есть только «вот это», поистине есть то, что она есть… И она не может быть подлежащим: ведь она – чистая форма, а формы не могут быть подлежащими. Можно, правда, возразить, что иные формы служат подлежащим акциденций, как например, «человечность», однако она принимает акциденции не сама по себе, но постольку, поскольку под нею лежит материя… Форма же, существующая вне материи, не может ни быть подлежащим, ни быть присущей материи…».
71
De Anima II, 2,3.
72
DeCoeloll, 12.
73
De Anima II, 4.
74
De Anima II, 3.
75
Gen. ad Lit. XII, 7, 24.
76
DeSomn. et Vigil. I.
77
Ibid.
78
Phys.VII, 1,2.
79
De Animal, 4.
80
Metaph.VII,4.
81
De Animal, 4.
82
De Memor. et Remin. 1.
83
Gen. ad Lit. XII, 32. В указанной главе Августин, отрицая телесность мест, куда переходит душа после смерти, несколько опрометчиво предлагает своего рода компромисс между сторонниками и противниками «потусторонней телесности» и допускает (но не более) существование «подобия тел» после смерти.
84
DeEccl. Dogm.XIX.
85
DeTrin.X, 11 ; XIV, 7.
86
Retrac. Il, 24.
87
De Anima II, 2.
88
De Anima III, 10.
89
De Anima II, 3.
90
De Anima II, 4.
91
De Anima II, 3.
92
De Anima II, 4.
93
De Anima II, 4; III, 9. 8.De Div. Nom. VII, 3. 9.DeAnimall,4.
94
De Div. Nom. VII,
95
DeAnimall,4.
96
DeAnimall,6.
97
De Anima III, 1.
98
Phys.VII, 7.
99
Phys.VII.2.
100
De Anima II, 11.
101
De Anima II, 9.
102
De Memor. et Remin. 1.
103
Poster. 1,8.
104
Gen. ad Lit. XII, 6, 7, 24.
105
Синдересис – неологизм, возникший в результате описки в слове «совесть», допущенной при переписывании комментария Иеронима к книге пророка Иезекииля. По поводу токования этого очень популярного в схоластике термина велись постоянные споры. Однако в любом случае речь шла об особой форме совести, некоторым образом естественной, или врожденной, богодухновенным образом отвращающей человека от зла. Согласно Фоме, синдересис, в отличие от совести, которая является актом, а потому может и быть, и не быть, является природным навыком и началом совести
106
DeTrin. IX, 2.
107
De Anima II, 3.
108
DeTrin. X, 11.
109
Horn. 29 in .
110
De Anima II, 3.
111
De Animal, 4.
112
De Anima III, 9.
113
De Anima III, 5.
114
Gen. ad Lit. XII, 16; De Anima III, 5. 11. De Anima III, 4.
115
De Anima III, 4
116
Ibid.
117
Ethic. I, 13
118
De Anima III, 4.
119
De Anima III, 5.
120
Ibid.
121
Ibid.
122
Ibid.
123
Ibid.
124
Ibid.
125
Ibid.
126
Ibid.
127
DeTrin. XII, 2, 3,8.
128
DeTrin. X, 11.
129
De Anima III, 4.
130
Ibid.
131
DeTrin. X, 11.
132
DeTrin. XIV.
133
DeConsol.lV.6.
134
Gen. ad Lit. Ill, 20.
135
De Div. Nom. VII, 2.
136
DeTrin.XII.4,7.
137
Ethic. VI, 2.
138
DeTrin. XII, 7.
139
DeFideOrth.il.
140
DeTrin. XII, 4.
141
DeConsol.V,4.
142
De Anima II, 4.
143
De Fide Orth. II.
144
De Anima III, 6.
145
Буквально: иум по навыку» (от habitus, т. е. навыка).
146
Metaph. 1,2.
147
De Anima II, 3.
148
De Anima III, 10.
149
Ibid.
150
DeTrin. XII, 12, 13.
151
De Lib. Arb. II, 10.
152
DeTrin. XII, 2.
153
Metaph. VIII, 2.
154
Ethic.VI.6.
155
Gen. ad Lit. XII, 7, 24.
156
В каноническом переводе: «Сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других».
157
Ethic. 1,1.
158
De Anima II, 3.
159
DeFideOrth.il.
160
De Div. Nom. V, 4.
161
De Anima III, 9, 11.
162
De Anima III, 10; Metaph. XII, 7.
163
DeTrin. XII, 12.
164
Ibid.
165
De Anima II, 11.
166
В данном случае чувственное пожелание берется в более узком значении похоти. В столь же узком смысле трактуется и любовь.
167
Nemesius, De Nat. Horn.
168
DeFideOrth.il.
169
DeTrin. XII, 12, 13.
170
De Fide Orth. II.
171
De Anima III, 11.
172
Polit. I, 2.
173
De Civ. Dei V, 10.
174
Metaph.lX.2.
175
De Anima III, 9.
176
De Trin. XIII, 4.
177
De Civ. DeiV, 10.. Ср.: «…если необходимостью по отношению к нам нужно называть то, что не находится в нашей власти и вопреки нашему желанию делает то, что может, какова, например, необходимость смерти, то очевидно, что наша воля, хорошо или дурно определяющая нашу жизнь, под такой необходимостью не находится».
178
De Div. Nom. IV, 32.
179
Gen. ad Lit. IX, 14.
180
Retract. 1,9.
181
Gen. ad Lit. XII, 16.
182
De Anima III, 5.
183
DeFideOrth.il.
184
В каноническом переводе: «Почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки».
185
Nemesius, De Nat. Horn.
186
DeFideOrth.il.
187
De Anima III, 9.
188
В каноническом переводе: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося».
189
Metaph. I, 2. Ср.: «…так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука», – а именно философия, – «единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».
190
Ethic. Ill, 7.
191
De Gratia et ub. Arb. 1,2.
192
Ethic. Il, 4.
193
DeFideOrth.il.
194
Ethic. Ill, 5.
195
Ethic. VI, 2.
196
Ethic. Ill, 5.
197
Ibid.
198
De Fide Orth. III.
199
Ethic. Ill, 4.
200
De Fide Orth. III
201
Soliloq. Il, 4.
202
Gen. ad Lit. XII, 24.
203
Metaph. IV, 5.
204
De Civ. Dei XXII, 29.
205
DeTrin.X, 5.
206
De Anima III, 8.
207
DeCoel.Hier.XI,2.
208
DeTrin.lX,3.
209
Metaph. IX, 9.
210
De Animal, 5.
211
De Anima II, 12.
212
Horn. 29 in .
213
DeCausis 10. Ср.: «Всякий ум полон форм; но одни из умов содержат более всеобщие формы, другие содержат формы менее всеобщие. Ибо формы, которые в умах вторичных и более низшей всеобщности существуют как частное, в первых умах существуют как общее; а формы, что в умах первичных есть как общее, в умах вторичных даны как частное. И в умах первых есть большая сила, поскольку они обладают более значимым единством, нежели умы вторичные и низшие; а в умах вторичных и низших содержится сила слабее, поскольку они обладают меньшим единством и большей множественностью. Ибо умов, близких к чистому истинному единому, немного, и обладают они большей силой, а умов, отдаленных от чистого истинного единого, больше, и они наделены более слабой силой. И потому… формы, которые появляются из первых умов, появляются в последовательности вполне единенной, а формы, которые выделяются из первых умов в умы вторичные, обладают более слабой последовательностью и более сильным разделением. Вот поэтому вторичные умы обращают свой взор на всеобщую форму, которая пребывает во всеобщих умах, разделяют и различают ее, так как не могут воспринимать эти формы соответственно их истине и определенности, но только лишь тем способом, каким они могут воспринять их, а именно через разделение и различение».
214
De Anima III, 4.
215
Ibid.
216
Horn. 29 in .
217
De Div. Nom. VII, 2.
218
Myst. Theolog. 1,3.
219
Qq. LXXXIII, 46.
220
Confess. XII, 25.
221
DeDoctr.Christ.il, 11.
222
De Div. Nom. XI, 6.
223
DeTrin.IV, 16.
224
Qq.LXXXIII.46.
225
Qq. LXXXIII, 9.
226
Gen. ad Lit. XII, 16.
227
Metaph.1,1.
228
DeSomn.etVigil.
229
De Anima III, 3.
230
Gen. ad Lit. XII, 24.
231
De Gener. et Corrupt. 1,8.
232
De Anima III, 3.
233
De Anima III, 7
234
De Div Nom. I.
235
Gen. ad Lit. XII, 12.
236
DeCoelolll,7.
237
De Anima III, 7.
238
De Anima III, 5.
239
De Anima III, 7.
240
De Anima III, 4.
241
Metaph.VII, 10.
242
Peri Herrn. I.
243
Metaph. IX, 8.
244
De Anima III. 8.
245
Categ. XII.
246
Phys. I, 1.
247
Ibid.
248
Ibid.
249
Ibid.
250
De Anima I, 1.
251
De Gener. Animal II, 3. .
252
Metaph.VII, 13.
253
De Anima III, 2.
254
Topic. Il, 10.
255
Gen. ad Lit. VIII. 20. 22.
256
Peri Herrn. I.
257
Metaph. VI, 4.
258
Qq. LXXXIII, 32.
259
De Anima III, 10.
260
Metaph.VII, 10.
261
De Anima III, 6.
262
Qq. LXXXIII, 32.
263
De Anima II, 9.
264
Phys. 1,1.
265
Topic. VI, 4.
266
Metaph.X.6.
267
De Anima III, 4.
268
Metaph.X, 1.
269
Phys. I, 1. Ср.: «Мы тогда уверены, что знаем ту или иную вещь, когда уясняем ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов».
270
Phys. I, 5.
271
De Anima III, 7.
272
Ethic. VII, 5.
273
De Anima III, 11.
274
Phys. I, 4.
275
Phys. Ill, 6.
276
Ibid.
277
Ethic. II, 1.
278
Ethic. VI, 6.
279
Phys. IV, 12.
280
Gen. ad Lit. XII, 13. Справедливости ради, следует сказать, что Августин начинает свои рассуждения словами: «Иные полагают..», и далее говорит, что ни одно из приведенных им предположений «не должно утверждаться категорично, а потому и – дерзко».
281
DeSomn.etVigil.
282
Ibid.
283
DeTrin. IX, 3.
284
De Anima III, 4.
285
Ibid.
286
Metaph.lX,9.
287
DeTrin. IX, 6.
288
DeTrin.X, 9.
289
De Anima IN.
290
DeTrin. XIII. 1.
291
De Anima II, 4.
292
De Anima III, 2.
293
DeTrin.X, 11.
294
Metaph.lX,8.
295
De Anima II, 4.
296
Confess. X, 14, 15.
297
DeTrin.X, 11.
298
De Anima III, 9.
299
DeTrin.lX, 3.
300
De Anima III, 4.
301
Metaph. II.
302
Comment. De Anima III.
303
Ethic. I, 10.
304
Ethic. X, 7.
305
Ibid.
306
De Anima III, 5.
307
DeCoel.Hier. I.3.
308
DeFideOrth.il.
309
DeDiv. Norn. I, 1.
310
Comment. De Anima III.
311
Ибн-Бадж, арабский философ, ум. в 1183 г.
312
DeCoel.Hier. II.
313
DeCoelol,3.
314
De Vera Relig. XXXI
315
DeTrin.XII.4,7.
316
De Anima I, 4.
317
De Anima 1,1.
318
DeTrin. IX, 3.
319
DeCausis8.
320
DeSummoBonol.
321
Gen. ad Lit. Il, 8.
322
Praedic.VI.4,5.
323
Epis. adPaulinum LIN.
324
De Anima III, 4.
325
Ethic. Il, 1.
326
DeLong.etBrev.Vitaell.
327
DeAnimal.4.
328
Ethic. Il, 1.
329
Ethic. Il, 1; V, 10.
330
De Cura pro Mort. XIII.
331
De Divin. Daemon. III.
332
Moral. XII.
333
De Cura pro Mort. XIII.
334
Название, часто используемое католиками для обозначения «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова».
335
De Orig. Animae III, 15.
336
De Anima I, 2.
337
De Civ. Dei IV, 31.
338
Metaph.VII, 1.
339
DeDiv. Norn. IV, 4.
340
DeEccl.Hier.V
341
PeriArchonl,7,8.
342
Gen. ad Lit. VII, 24.
343
DeDiv. Nom. V,4,7.
344
DeTrin. Ill, 4.
345
Gen. ad Lit. VII, 24.
346
DeTrin. Ill, 19.
347
Phys. II, 2.
348
Phys. II, 7.
349
Gen. ad Lit. VI, 12.
350
De Civ. Dei XIII, 24.
351
Gen. ad Lit. IV, 34. Некоторая неясность, связанная со словами: «Душа человека, которая, как он думал, была создана вместе с ангелами (а Августин утверждал, что вся духовная тварь обозначена в Писании словом «свет», т. е. ангелы были созданы в первый день Творения, вернее, они и были этим днем), не была сотворена прежде шестого дня», – есть следствие того, что, согласно Августину, Творение происходило не во времени («все разом»), и потому понятия «прежде» и «после» некорректны, точнее, их можно использовать, но только в смысле логической, а не временной последовательности.
352
Gen. ad Lit. XII, 16.
353
De Gener. Animal IV, 2. .
354
Ethic. VIII, 12.
355
Gen. ad Lit. X, 26.
356
Phys. IV 9.
357
Tract. XXIV in Joan.
358
DeTrin. Ill, 4.
359
Gen. ad Lit. IX, 15.
360
Ibid.
361
Gen. ad Lit. IX, 18.
362
De Synod.
363
Qq. LXXXIII, 74.
364
В данном случае приведен синодальный перевод. В оригинале текст звучит более многозначно и может быть переведен: «Какое подобие сделаете Ему?»
365
De Div. Nom. Il, 8.
366
De Div. Nom. IV, 4.
367
De Consol. Ill, 9. Ср.: «И Сам несешь в разумности своей неповторимой / / Прекрасный мир, лепя его, Ваятель и Художник, / / По образу сознанья Своего».
368
Gen. ad Lit. VI, 12.
369
Qq. LXXXIII.51.
370
Ibid.
371
Horn. 34 in .
372
В синодальном переводе сказано, что муж «есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа».
373
В синодальном переводе: «Подлинно, человек ходит, подобно призраку».
374
Gen. ad Lit. Ill, 22.
375
Fulgentius De Fide ad Petrum I.
376
15.DeTrin.V
377
16.DeFideOrth. II.
378
DeHomin.OpificioXVI.
379
DeTrin.VI,2.
380
DeTrin.IV.
381
DeTrin.XV,6.
382
De Trin. XII, 5. 6.
383
Gen. ad Lit. XII, 7, 24.
384
De Trin. XII, 5.
385
В указанном месте «Послания к Колоссянам» говорится: «…облекшись в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его (где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем –Христос)». Приведенный Фомой отрывок скомпилирован им из этого фрагмента и фрагмента «Послания к апатам»: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись; нетуже иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы –одно во Христе, Иисусе» (Гал. . :27, 28).
386
Qq. LXXXIII.51.
387
De Trin. XI, 2.
388
De Civ. Dei XI, 26.
389
De Trin. IX, 4.
390
De Trin. X, 11.
391
Петр Ломбардский. 1 Sent. D, 3.
392
31.De Trin. XI, 2
393
De Trin. XIV, 7.
394
De Trin. IX, 4.
395
De Trin. X, 3,4.
396
De Trin. XIV, 7.
397
De Trin. XIV, 6.
398
DeTrin.XIV.4.
399
DeTrin. XII, 4.
400
DeTrin. XIV, 12.
401
DeTrin. XIV 6.
402
Ibid.
403
Qq. LXXXIII, 74.
404
2 Sent. D, 16.
405
Ibid.
406
Ibid.
407
Qq. LXXXIII, 51.
408
Metaph.V 15.
409
Qq. LXXXIII, 51.
410
De Quant. Animae II.
411
DeFideOrth.il.
412
DeFideOrth.il.
413
De Civ. Dei XIV, 10.
414
Ibid.
415
4 Sent. D, 1.
416
DeTrin. XV, 9.
417
В синодальном переводе: «Недуховное прежде, а душевное, потом –духовное».
418
Gen. ad Lit. XI, 33.
419
Gen. ad Lit. XI, 18.
420
Dialog. IV
421
DeCausis13.
422
DeDiv. Nom. IV, 9.
423
Metaph.l, 1.
424
De Anima III, 4.
425
2Sent.D,21.
426
Gen. ad Lit. XII, 2.
427
De Lib. Arb. Ml, 18.
428
De Civ. Dei XIV, 10
429
Ethic. VI, 2.
430
Gen. ad Lit. XI,