Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том III

того, из чего она состоит… Но вещь, не составленная из того и этого, вещь, которая есть только «вот это», поистине есть то, что она есть… И она не может быть подлежащим: ведь она – чистая форма, а формы не могут быть подлежащими. Можно, правда, возразить, что иные формы служат подлежащим акциденций, как например, «человечность», однако она принимает акциденции не сама по себе, но постольку, поскольку под нею лежит материяФорма же, существующая вне материи, не может ни быть подлежащим, ни быть присущей материи…».

71

De Anima II, 2,3.

72

DeCoeloll, 12.

73

De Anima II, 4.

74

De Anima II, 3.

75

Gen. ad Lit. XII, 7, 24.

76

DeSomn. et Vigil. I.

77

Ibid.

78

Phys.VII, 1,2.

79

De Animal, 4.

80

Metaph.VII,4.

81

De Animal, 4.

82

De Memor. et Remin. 1.

83

Gen. ad Lit. XII, 32. В указанной главе Августин, отрицая телесность мест, куда переходит душа после смерти, несколько опрометчиво предлагает своего рода компромисс между сторонниками и противниками «потусторонней телесности» и допускает (но не более) существование «подобия тел» после смерти.

84

DeEccl. Dogm.XIX.

85

DeTrin.X, 11 ; XIV, 7.

86

Retrac. Il, 24.

87

De Anima II, 2.

88

De Anima III, 10.

89

De Anima II, 3.

90

De Anima II, 4.

91

De Anima II, 3.

92

De Anima II, 4.

93

De Anima II, 4; III, 9. 8.De Div. Nom. VII, 3. 9.DeAnimall,4.

94

De Div. Nom. VII,

95

DeAnimall,4.

96

DeAnimall,6.

97

De Anima III, 1.

98

Phys.VII, 7.

99

Phys.VII.2.

100

De Anima II, 11.

101

De Anima II, 9.

102

De Memor. et Remin. 1.

103

Poster. 1,8.

104

Gen. ad Lit. XII, 6, 7, 24.

105

Синдересис – неологизм, возникший в результате описки в слове «совесть», допущенной при переписывании комментария Иеронима к книге пророка Иезекииля. По поводу токования этого очень популярного в схоластике термина велись постоянные споры. Однако в любом случае речь шла об особой форме совести, некоторым образом естественной, или врожденной, богодухновенным образом отвращающей человека от зла. Согласно Фоме, синдересис, в отличие от совести, которая является актом, а потому может и быть, и не быть, является природным навыком и началом совести

106

DeTrin. IX, 2.

107

De Anima II, 3.

108

DeTrin. X, 11.

109

Horn. 29 in .

110

De Anima II, 3.

111

De Animal, 4.

112

De Anima III, 9.

113

De Anima III, 5.

114

Gen. ad Lit. XII, 16; De Anima III, 5. 11. De Anima III, 4.

115

De Anima III, 4

116

Ibid.

117

Ethic. I, 13

118

De Anima III, 4.

119

De Anima III, 5.

120

Ibid.

121

Ibid.

122

Ibid.

123

Ibid.

124

Ibid.

125

Ibid.

126

Ibid.

127

DeTrin. XII, 2, 3,8.

128

DeTrin. X, 11.

129

De Anima III, 4.

130

Ibid.

131

DeTrin. X, 11.

132

DeTrin. XIV.

133

DeConsol.lV.6.

134

Gen. ad Lit. Ill, 20.

135

De Div. Nom. VII, 2.

136

DeTrin.XII.4,7.

137

Ethic. VI, 2.

138

DeTrin. XII, 7.

139

DeFideOrth.il.

140

DeTrin. XII, 4.

141

DeConsol.V,4.

142

De Anima II, 4.

143

De Fide Orth. II.

144

De Anima III, 6.

145

Буквально: иум по навыку» (от habitus, т. е. навыка).

146

Metaph. 1,2.

147

De Anima II, 3.

148

De Anima III, 10.

149

Ibid.

150

DeTrin. XII, 12, 13.

151

De Lib. Arb. II, 10.

152

DeTrin. XII, 2.

153

Metaph. VIII, 2.

154

Ethic.VI.6.

155

Gen. ad Lit. XII, 7, 24.

156

В каноническом переводе: «Сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других».

157

Ethic. 1,1.

158

De Anima II, 3.

159

DeFideOrth.il.

160

De Div. Nom. V, 4.

161

De Anima III, 9, 11.

162

De Anima III, 10; Metaph. XII, 7.

163

DeTrin. XII, 12.

164

Ibid.

165

De Anima II, 11.

166

В данном случае чувственное пожелание берется в более узком значении похоти. В столь же узком смысле трактуется и любовь.

167

Nemesius, De Nat. Horn.

168

DeFideOrth.il.

169

DeTrin. XII, 12, 13.

170

De Fide Orth. II.

171

De Anima III, 11.

172

Polit. I, 2.

173

De Civ. Dei V, 10.

174

Metaph.lX.2.

175

De Anima III, 9.

176

De Trin. XIII, 4.

177

De Civ. DeiV, 10.. Ср.: «…если необходимостью по отношению к нам нужно называть то, что не находится в нашей власти и вопреки нашему желанию делает то, что может, какова, например, необходимость смерти, то очевидно, что наша воля, хорошо или дурно определяющая нашу жизнь, под такой необходимостью не находится».

178

De Div. Nom. IV, 32.

179

Gen. ad Lit. IX, 14.

180

Retract. 1,9.

181

Gen. ad Lit. XII, 16.

182

De Anima III, 5.

183

DeFideOrth.il.

184

В каноническом переводе: «Почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки».

185

Nemesius, De Nat. Horn.

186

DeFideOrth.il.

187

De Anima III, 9.

188

В каноническом переводе: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося».

189

Metaph. I, 2. Ср.: «…так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука», – а именно философия, – «единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».

190

Ethic. Ill, 7.

191

De Gratia et ub. Arb. 1,2.

192

Ethic. Il, 4.

193

DeFideOrth.il.

194

Ethic. Ill, 5.

195

Ethic. VI, 2.

196

Ethic. Ill, 5.

197

Ibid.

198

De Fide Orth. III.

199

Ethic. Ill, 4.

200

De Fide Orth. III

201

Soliloq. Il, 4.

202

Gen. ad Lit. XII, 24.

203

Metaph. IV, 5.

204

De Civ. Dei XXII, 29.

205

DeTrin.X, 5.

206

De Anima III, 8.

207

DeCoel.Hier.XI,2.

208

DeTrin.lX,3.

209

Metaph. IX, 9.

210

De Animal, 5.

211

De Anima II, 12.

212

Horn. 29 in .

213

DeCausis 10. Ср.: «Всякий ум полон форм; но одни из умов содержат более всеобщие формы, другие содержат формы менее всеобщие. Ибо формы, которые в умах вторичных и более низшей всеобщности существуют как частное, в первых умах существуют как общее; а формы, что в умах первичных есть как общее, в умах вторичных даны как частное. И в умах первых есть большая сила, поскольку они обладают более значимым единством, нежели умы вторичные и низшие; а в умах вторичных и низших содержится сила слабее, поскольку они обладают меньшим единством и большей множественностью. Ибо умов, близких к чистому истинному единому, немного, и обладают они большей силой, а умов, отдаленных от чистого истинного единого, больше, и они наделены более слабой силой. И потому… формы, которые появляются из первых умов, появляются в последовательности вполне единенной, а формы, которые выделяются из первых умов в умы вторичные, обладают более слабой последовательностью и более сильным разделением. Вот поэтому вторичные умы обращают свой взор на всеобщую форму, которая пребывает во всеобщих умах, разделяют и различают ее, так как не могут воспринимать эти формы соответственно их истине и определенности, но только лишь тем способом, каким они могут воспринять их, а именно через разделение и различение».

214

De Anima III, 4.

215

Ibid.

216

Horn. 29 in .

217

De Div. Nom. VII, 2.

218

Myst. Theolog. 1,3.

219

Qq. LXXXIII, 46.

220

Confess. XII, 25.

221

DeDoctr.Christ.il, 11.

222

De Div. Nom. XI, 6.

223

DeTrin.IV, 16.

224

Qq.LXXXIII.46.

225

Qq. LXXXIII, 9.

226

Gen. ad Lit. XII, 16.

227

Metaph.1,1.

228

DeSomn.etVigil.

229

De Anima III, 3.

230

Gen. ad Lit. XII, 24.

231

De Gener. et Corrupt. 1,8.

232

De Anima III, 3.

233

De Anima III, 7

234

De Div Nom. I.

235

Gen. ad Lit. XII, 12.

236

DeCoelolll,7.

237

De Anima III, 7.

238

De Anima III, 5.

239

De Anima III, 7.

240

De Anima III, 4.

241

Metaph.VII, 10.

242

Peri Herrn. I.

243

Metaph. IX, 8.

244

De Anima III. 8.

245

Categ. XII.

246

Phys. I, 1.

247

Ibid.

248

Ibid.

249

Ibid.

250

De Anima I, 1.

251

De Gener. Animal II, 3. .

252

Metaph.VII, 13.

253

De Anima III, 2.

254

Topic. Il, 10.

255

Gen. ad Lit. VIII. 20. 22.

256

Peri Herrn. I.

257

Metaph. VI, 4.

258

Qq. LXXXIII, 32.

259

De Anima III, 10.

260

Metaph.VII, 10.

261

De Anima III, 6.

262

Qq. LXXXIII, 32.

263

De Anima II, 9.

264

Phys. 1,1.

265

Topic. VI, 4.

266

Metaph.X.6.

267

De Anima III, 4.

268

Metaph.X, 1.

269

Phys. I, 1. Ср.: «Мы тогда уверены, что знаем ту или иную вещь, когда уясняем ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов».

270

Phys. I, 5.

271

De Anima III, 7.

272

Ethic. VII, 5.

273

De Anima III, 11.

274

Phys. I, 4.

275

Phys. Ill, 6.

276

Ibid.

277

Ethic. II, 1.

278

Ethic. VI, 6.

279

Phys. IV, 12.

280

Gen. ad Lit. XII, 13. Справедливости ради, следует сказать, что Августин начинает свои рассуждения словами: «Иные полагают..», и далее говорит, что ни одно из приведенных им предположений «не должно утверждаться категорично, а потому и – дерзко».

281

DeSomn.etVigil.

282

Ibid.

283

DeTrin. IX, 3.

284

De Anima III, 4.

285

Ibid.

286

Metaph.lX,9.

287

DeTrin. IX, 6.

288

DeTrin.X, 9.

289

De Anima IN.

290

DeTrin. XIII. 1.

291

De Anima II, 4.

292

De Anima III, 2.

293

DeTrin.X, 11.

294

Metaph.lX,8.

295

De Anima II, 4.

296

Confess. X, 14, 15.

297

DeTrin.X, 11.

298

De Anima III, 9.

299

DeTrin.lX, 3.

300

De Anima III, 4.

301

Metaph. II.

302

Comment. De Anima III.

303

Ethic. I, 10.

304

Ethic. X, 7.

305

Ibid.

306

De Anima III, 5.

307

DeCoel.Hier. I.3.

308

DeFideOrth.il.

309

DeDiv. Norn. I, 1.

310

Comment. De Anima III.

311

Ибн-Бадж, арабский философ, ум. в 1183 г.

312

DeCoel.Hier. II.

313

DeCoelol,3.

314

De Vera Relig. XXXI

315

DeTrin.XII.4,7.

316

De Anima I, 4.

317

De Anima 1,1.

318

DeTrin. IX, 3.

319

DeCausis8.

320

DeSummoBonol.

321

Gen. ad Lit. Il, 8.

322

Praedic.VI.4,5.

323

Epis. adPaulinum LIN.

324

De Anima III, 4.

325

Ethic. Il, 1.

326

DeLong.etBrev.Vitaell.

327

DeAnimal.4.

328

Ethic. Il, 1.

329

Ethic. Il, 1; V, 10.

330

De Cura pro Mort. XIII.

331

De Divin. Daemon. III.

332

Moral. XII.

333

De Cura pro Mort. XIII.

334

Название, часто используемое католиками для обозначения «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова».

335

De Orig. Animae III, 15.

336

De Anima I, 2.

337

De Civ. Dei IV, 31.

338

Metaph.VII, 1.

339

DeDiv. Norn. IV, 4.

340

DeEccl.Hier.V

341

PeriArchonl,7,8.

342

Gen. ad Lit. VII, 24.

343

DeDiv. Nom. V,4,7.

344

DeTrin. Ill, 4.

345

Gen. ad Lit. VII, 24.

346

DeTrin. Ill, 19.

347

Phys. II, 2.

348

Phys. II, 7.

349

Gen. ad Lit. VI, 12.

350

De Civ. Dei XIII, 24.

351

Gen. ad Lit. IV, 34. Некоторая неясность, связанная со словами: «Душа человека, которая, как он думал, была создана вместе с ангелами (а Августин утверждал, что вся духовная тварь обозначена в Писании словом «свет», т. е. ангелы были созданы в первый день Творения, вернее, они и были этим днем), не была сотворена прежде шестого дня», – есть следствие того, что, согласно Августину, Творение происходило не во времени («все разом»), и потому понятия «прежде» и «после» некорректны, точнее, их можно использовать, но только в смысле логической, а не временной последовательности.

352

Gen. ad Lit. XII, 16.

353

De Gener. Animal IV, 2. .

354

Ethic. VIII, 12.

355

Gen. ad Lit. X, 26.

356

Phys. IV 9.

357

Tract. XXIV in Joan.

358

DeTrin. Ill, 4.

359

Gen. ad Lit. IX, 15.

360

Ibid.

361

Gen. ad Lit. IX, 18.

362

De Synod.

363

Qq. LXXXIII, 74.

364

В данном случае приведен синодальный перевод. В оригинале текст звучит более многозначно и может быть переведен: «Какое подобие сделаете Ему?»

365

De Div. Nom. Il, 8.

366

De Div. Nom. IV, 4.

367

De Consol. Ill, 9. Ср.: «И Сам несешь в разумности своей неповторимой / / Прекрасный мир, лепя его, Ваятель и Художник, / / По образу сознанья Своего».

368

Gen. ad Lit. VI, 12.

369

Qq. LXXXIII.51.

370

Ibid.

371

Horn. 34 in .

372

В синодальном переводе сказано, что муж «есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа».

373

В синодальном переводе: «Подлинно, человек ходит, подобно призраку».

374

Gen. ad Lit. Ill, 22.

375

Fulgentius De Fide ad Petrum I.

376

15.DeTrin.V

377

16.DeFideOrth. II.

378

DeHomin.OpificioXVI.

379

DeTrin.VI,2.

380

DeTrin.IV.

381

DeTrin.XV,6.

382

De Trin. XII, 5. 6.

383

Gen. ad Lit. XII, 7, 24.

384

De Trin. XII, 5.

385

В указанном месте «Послания к Колоссянам» говорится: «…облекшись в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его (где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем –Христос)». Приведенный Фомой отрывок скомпилирован им из этого фрагмента и фрагмента «Послания к апатам»: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись; нетуже иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы –одно во Христе, Иисусе» (Гал. . :27, 28).

386

Qq. LXXXIII.51.

387

De Trin. XI, 2.

388

De Civ. Dei XI, 26.

389

De Trin. IX, 4.

390

De Trin. X, 11.

391

Петр Ломбардский. 1 Sent. D, 3.

392

31.De Trin. XI, 2

393

De Trin. XIV, 7.

394

De Trin. IX, 4.

395

De Trin. X, 3,4.

396

De Trin. XIV, 7.

397

De Trin. XIV, 6.

398

DeTrin.XIV.4.

399

DeTrin. XII, 4.

400

DeTrin. XIV, 12.

401

DeTrin. XIV 6.

402

Ibid.

403

Qq. LXXXIII, 74.

404

2 Sent. D, 16.

405

Ibid.

406

Ibid.

407

Qq. LXXXIII, 51.

408

Metaph.V 15.

409

Qq. LXXXIII, 51.

410

De Quant. Animae II.

411

DeFideOrth.il.

412

DeFideOrth.il.

413

De Civ. Dei XIV, 10.

414

Ibid.

415

4 Sent. D, 1.

416

DeTrin. XV, 9.

417

В синодальном переводе: «Недуховное прежде, а душевное, потом –духовное».

418

Gen. ad Lit. XI, 33.

419

Gen. ad Lit. XI, 18.

420

Dialog. IV

421

DeCausis13.

422

DeDiv. Nom. IV, 9.

423

Metaph.l, 1.

424

De Anima III, 4.

425

2Sent.D,21.

426

Gen. ad Lit. XII, 2.

427

De Lib. Arb. Ml, 18.

428

De Civ. Dei XIV, 10

429

Ethic. VI, 2.

430

Gen. ad Lit. XI,

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том III Аквинский читать, Сумма теологии. Том III Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том III Аквинский читать онлайн