гнев не препятствует пользованию разумом. В самом деле, то, что предполагает акт разума, похоже, не препятствует пользованию разумом. Но, как сказано в седьмой книге «Этики», «гнев прислушивается к голосу разума»862. Следовательно, гнев не препятствует разуму
Возражение 2. Далее, чем больше чинится препятствий разуму, тем меньше человек демонстрирует свои замыслы. Но Философ говорит, что «помыслы разгневанного не скрыты, а открыты»863. Следовательно, похоже на то, что гнев, в отличие от вожделения, которое, как сказано в том же месте, склонно скрывать свои помыслы, не препятствует пользованию разумом.
Возражение 3. Далее, суждение разума наиболее очевидно при сопоставлении им противоположностей, поскольку противоположности более всего различимы, когда находятся рядом. Но это также увеличивает и гнев, поскольку по словам Философа, «люди особенно склонны гневаться тогда, когда речь идет об умалении их чести, например, доблестные люди, когда их позорят»864, и так далее. Таким образом, одна и та же причина и усиливает гнев, и облегчает суждение разума. Следовательно, гнев не препятствует суждению разума.
Этому противоречит сказанное Григорием о том, что гнев, «в возбуждении тревожа ум, лишает его света разумения»865.
Отвечаю: хотя ум, или разум, не использует телесный орган для осуществления собственного акта, тем не менее, коль скоро для этого акта требуются некоторые чувственные силы, деятельность которых нарушается вследствие встревоженности тела, то из этого с необходимостью следует, что любое телесное волнение может препятствовать суждению разума, что очевидно в случае опьянения или сна. Но уже было показано (2), что гнев вызывает телесное волнение – прежде всего, в области сердца, – последствия чего проявляются и во внешних членах. Следовательно, из всех страстей гнев наиболее явственно препятствует суждению разума, согласно сказанному в Писании: «Встревожено гневом око мое»866 (Пс. 30:10).
Ответ на возражение 1. Начало гнева находится в разуме, а именно в том, что касается движения желания, которое является формальным элементом гнева. Но страсть гнева препятствует совершенному суждению разума, как если бы она прислушивалась, но не слишком, из-за изменения, вызванного мгновенным повышением температуры, каковое изменение является материальным элементом гнева. И в этом отношении гнев препятствует суждению разума.
Ответ на возражение 2. О разгневанном говорят как об открытом не потому, что ему открыто, что надлежит делать, а потому, что он не скрывает свои замыслы и действует открыто. Это отчасти происходит потому, что гнев чинит препятствия разуму, вследствие чего тот не различает, что лучше скрывать, а что исполнять открыто и не придумывать способы сокрытия, а отчасти из-за расширения сердца, усиливающего великодушие, которое является следствием гнева, а о великодушном Философ сказал, что «ненависть его и дружба необходимо должны быть явными… И говорит, и действует он явно»867. О вожделении же, с другой стороны, говорят как о низком и скрытном потому, что во многих случаях то, чего жаждет вожделение, имеет оттенок постыдного и сладострастного, и человеку хочется, чтобы оно не было замечено другими. Но когда речь идет о том, что имеет оттенок мужественности и превосходства, например, отмщении, человек старается быть открытым.
Ответ на возражение 3. Как уже было замечено, движение гнева зарождается в разуме, в связи с чем сопоставление противоположностей облегчает суждение разума по той же причине, по какой оно увеличивает гнев. В самом деле, когда обладающий почетом или богатством человек их теряет, потеря кажется большей, чем она есть, из-за контраста, а еще потому что она явилась неожиданностью. Следовательно, она причиняет и большую печаль, как и большое благо вызывает тем больший восторг, чем более неожиданно его обретение. И чем больше возрастает предшествующая гневу печаль, тем больше возрастает и сам гнев.
Раздел 4. Обусловливает ли гнев прежде всего молчаливость?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что гнев не обусловливает молчаливость. В самом деле, молчаливость противоположна речи. Но возрастание гнева способствует речи, что очевидно на примере трех степеней гнева, установленных нашим Господом, когда Он говорит: «Всякий, гневающийся на брата» и, далее, «кто же скажет брату своему «рака»» и, наконец, «а кто скажет «безумный»» (Мф. 5:22). Следовательно, гнев не обусловливает молчаливость.
Возражение 2. Далее, человек иногда вспыхивает и произносит неподобающие речи из-за того, что не следует распоряжениям разума, в связи с чем Писание говорит: «Что город разрушенный без стен – то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25:28). Но, как уже было сказано (3), гнев в первую очередь препятствует суждению разума. Следовательно, в первую очередь из-за гнева вспыхивают и произносят неподобающие речи. Следовательно, он не обусловливает молчаливость.
Возражение 3. Далее, в Писании сказано: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Но гнев, как уже было сказано (2), в первую очередь обусловливает волнение в сердце. Поэтому он в первую очередь способствует речи. Следовательно, он не обусловливает молчаливость.
Этому противоречит сказанное Григорием о том, что «внутри гнев пылает особенно люто, когда не изливается вовне через рот»868.
Отвечаю: как уже было сказано (3; 46, 4), гнев последует акту разума и препятствует разуму, и в обоих отношениях он может обусловливать молчаливость. Он может обусловливать молчаливость со стороны разума в том случае, когда разум еще настолько контролирует ситуацию, что хотя и не может обуздать желание отомстить, тем не менее может удерживать язык от необузданных речей. Поэтому Григорий говорит, что «порою растревоженный ум, как бы вынося суждение относительно гнева, приказывает молчать»869. Он может обусловливать молчаливость со стороны препятствования разуму, поскольку, как было показано выше (2), волнение гнева передается внешним членам, и в первую очередь тем, которые наиболее явственно выражают волнения сердца, вроде глаз, лица и языка; по этой причине, как уже было сказано (2), «язык заплетается, лицо горит, глаза становятся свирепыми». Следовательно, гнев может причинять такое волнение, что язык лишается дара речи, результатом чего является молчаливость.
Ответ на возражение 1. В некоторых случаях гнев препятствует разуму удерживать язык, но иногда он идет еще дальше, парализуя язык и другие внешние члены.
Сказанного достаточно для ответа на возражение 2.
Ответ на возражение 3. Волнение сердца может порой приводить к такому его расширению, что столь необычное движение сердца начинает препятствовать движениям внешних членов. Из этого следует молчаливость и неподвижность внешних членов, а иногда даже смерть. Если же волнение не так велико, то от этого избытка растревоженного сердца уста продолжают говорить.
Комментарии
1
В настоящем случае речь идет о принятии решения как о процессе, неразрывно связанном с размышлением, обсуждением, совещанием, советом и т. п., в связи с чем в приводимых ниже цитатах можно встретить все указанные термины.
2
De Fide Orth. II.
3
Ethic. I, 1.
4
Phys. II, 9.
5
De Anima III, 9.
6
Phys. II, 5.
7
De Мог. Eccl. et Manien. II, 13.
8
Prolog. Super Luc.
9
De Div. Nom. IV, 1.
10
Metaph. II, 2.
11
Phys. VIII, 5.
12
Poster. I, 3.
13
De Civ. Dei XIX, 1.
14
Ibid.
15
Metaph. I, 2.
16
De Civ. Dei XIX, 1.
17
De Trln. XIII, 3.
18
De Div. Nom. IV, 4.
19
De Doctr. Christ. I, 5, 22.
20
DeTrin. XIII, 3,4.
21
Qq. LXXXIII, 5.
22
Phys. II, 2.
23
DeConsol. Ill, 2.
24
Ethic. V, 8.
25
De Consol. II, 5.
26
Polit. I, 3.
27
Ibid.
28
Ethic. I, 10.
29
Ethic. IV, 8.
30
Ibid.
31
Ethic. I, 3.
32
Ibid.
33
De Div. Nom. IV, 1.
34
DeConsol. II, 7.
35
DeConsol. Ill, 6.
36
Здесь Фома достаточно вольно, – что, в общем, для него не характерно, – соединяет два евангельских текста, а именноМк. 8:38иЛк. 12:8.
37
В синодальном переводе: «…начальника в народе твоем не поноси».
38
De Consol. ill, 5.
39
Metaph. V, 12.
40
Ethic. I, 5.
41
De Div. Nom. V, 3.
42
Ethic. X, 2.
43
De Causis.
44
De Consol. Ill, 7.
45
Ethic. VII, 14.
46
De Doctr. Christ. I, 22.
47
De Div. Norn. VII, 3.
48
Phys. VIII, 2.
49
De Civ. Dei XIX, 26.
50
De Consol II, 10.
51
De Doctr. Christ. I, 5. 22
52
De Doctr. Christ. I, 3
53
De Consol III 10
54
Ibid.
55
Ethic. I, 13.
56
De Anima II, 3. Точнее, Аристотель назвал «второй энтелехией» «деятельность созерцания»
57
De Coelo II, 3.
58
Ethic. I, 7.
59
Metaph. IX, 8.
60
Ethic. I, 11.
61
De Anima III, 7.
62
De Consol. Ill, 2.
63
Ethic. I. 5.
64
Ер. adDioscor
65
De Civ. Dei XIX. 10. 11. Ср.: «…концом наших благ мы можем назвать мир, как называли этим концом жизнь вечную»·.
66
De Trin. Xlll, 5, 6.
67
Confess. X, 23.
68
DeTrln. X, 1.
69
De Trin. I, 8.
70
Ethic. IX, 8; X, 7.
71
Ethic. X, 8.
72
Ethic. I, 13.
73
Metaph. I, 1.
74
Metaph. I, 1; Poster. II, 19.
75
Horn. 26 in Ev.
76
De Coel. Hier. IV, 2.
77
Metaph. II, 1.
78
Myst. Theolog. I, 3.
79
De Anima III, 6.
80
Metaph. I, 2.
81
De Trin. I, 8.
82
Ethic. I. 5.
83
Ibid.
84
Ethic. VII, 14.
85
Ethic. VI, 5.
86
Confess. X, 23.
87
Ethic. X, 4.
88
Ibid.
89
Ethic. X, 5.
90
Ethic. X, 4.
91
De Verbis Domini, Serm. 73.
92
В синодальном переводе: «Так бегите, чтобы получить!».
93
Retract. I.
94
Ethic. VII, 14.
95
Gen. ad Lit. XII, 35.
96
Ibid.
97
Ethic. I, 13.
98
De Civ Dei XXII, 26.
99
Gen. ad Ut. XII, 35.
100
Ер. ad Dioscor.
101
De Consol. Ill, 10.
102
DeLib.Arb.il, 19.
103
Ethic. I, 13.
104
Ethic. X, 8.
105
Horn. 11 in Ev.
106
De Serm. Dom. in Monte I, 5.
107
Возможно, ошибочная ссылка. Приведенная цитата взята из 6-го письма Сенеки к Лу-цилию.
108
Ethic. IX, 9.
109
Gen. ad Lit. VIII, 25.
110
De Div. Nom. IV, VI, VII.
111
De Anima III, 7.
112
Ethic. I, 10.
113
Horn. 19 in Ev
114
Ethic. I, 5.
115
Tract, in Joan. LXVII.
116
Enarr. inPs. 134.
117
Confess. V, 4.
118
Ethic. I, 11.
119
Peri Archon II, 3.
120
Ethic. VI, 2.
121
Ethic. VII, 14.
122
DeCausis
123
Ethic. Ill, 5.
124
DeCoeloll, 12.
125
Metaph. XII, 10.
126
DeCoeloll, 12.
127
Ethic. I, 10.
128
De Anima III, 10.
129
De Trin. XIII, 4.
130
De Trin. XIII, 5.
131
De Trin. XIII, 3.
132
Nemesius, De Nat. Horn.
133
De Fide Orth. II.
134
Ethic. Ill, 1.
135
De Anima III, 10.
136
Phys. VIII, 2.
137
De Fide Orth. II.
138
De Anima III, 9.
139
De Fide Orth. II.
140
Ibid.
141
Ethic. Ill, 4.
142
De Fide Orth. II.
143
Nemesius, De Nat. Horn.
144
De Anima III, 10.
145
De Fide Orth. IV.
146
De Civ Dei V, 10.
147
De Fide Orth. II.
148
Ethic. Ill, 1.
149
De Fide Orth. II.
150
Phys.VIII, 4.
151
Nemesius. De Nat. Horn.
152
Ethic. Ill, 1.
153
Ibid.
154
Nemesius, De Nat. Horn.
155
Ibid.
156
Ethic. VI, 5.
157
De Fide Orth. II.
158
De Vera Relig. XIV.
159
De Fide Orth. II.
160
Ethic. Ill, 1.
161
Ethic. Ill, 2.
162
De Invent. Rhetor.
163
Ethic. Ill, 1.
164
Peri Herrn. I.
165
Metaph. X, 4.
166
Metaph. VI, 2.
167
De Fide Orth. II.
168
Nemesius, De Nat. Horn.
169
Ethic. I, 4.
170
Ethic. Ill, 2.
171
De Invent. Rhetor.
172
«Кто, что, где, при чьем содействии, почему, как, когда».
173
Ср.: «…самым главным считается условие и цель… поступка».
174
Nemesius, De Nat. Horn.
175
Metaph. IX, 2.
176
De Anima III, 9.
177
De Div. Nom. IV, 32, 34.
178
Ethic. I, 1.
179
Phys. Il, 3.
180
Ethic. V, 1.
181
Ethic. Ill, 4.
182
Ethic. VI, 2.
183
Ethic. I, 4.
184
Topic. III.
185
De Anima III, 3.
186
De Anima III, 10.
187
Phys. Il, 2.
188
De Anima III, 9.
189
Gen. ad Lit. XII, 16.
190
Phys. VIII, 5.
191
Ethic. Ill, 7.
192
Polit. I, 2.
193
Phys. Ill, 1.
194
Ethic. Ill, 1.
195
Phys. VIII, 9.
196
De Trin. Ill, 4.
197
DeFideOrth.il.
198
De Anima III, 9.
199
De Anima III, 3.
200
Odyssey XVIII, 135.
201
Gen. ad Lit. Il, 17.
202
De Coel. Hier. IV.
203
Retract. I, 9.
204
Phys. VIII, 4.
205
Phys. Il, 1.
206
De Duab. Nat.
207
Metaph. V, 4.
208
Phys. Il, 1.
209
Phys. Ill, 1.
210
Согласно перипатетикам, естественным местом огня является высшее небо, или Эмпирей.
211
De Anima III, 10.
212
Metaph. IX, 2.
213
De Anima III, 9.
214
Ethic. Ill, 7.
215
De Anima III, 11.
216
Contra Faust. XXVI, 3.
217
De Div. Nom. IV, 34.
218
DeDoctr. Christ. I, 4.
219
De Doctr. Christ. I, 22.
220
Qq. LXXXIII, 30.
221
«Четвертым возражением» в настоящем случае является «противоречие» возражениям.
222
В синодальном переводе: