Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том IV

гнев не препятствует пользованию разумом. В самом деле, то, что предполагает акт разума, похоже, не препятствует пользованию разумом. Но, как сказано в седьмой книге «Этики», «гнев прислушивается к голосу разума»862. Следовательно, гнев не препятствует разуму

Возражение 2. Далее, чем больше чинится препятствий разуму, тем меньше человек демонстрирует свои замыслы. Но Философ говорит, что «помыслы разгневанного не скрыты, а открыты»863. Следовательно, похоже на то, что гнев, в отличие от вожделения, которое, как сказано в том же месте, склонно скрывать свои помыслы, не препятствует пользованию разумом.

Возражение 3. Далее, суждение разума наиболее очевидно при сопоставлении им противоположностей, поскольку противоположности более всего различимы, когда находятся рядом. Но это также увеличивает и гнев, поскольку по словам Философа, «люди особенно склонны гневаться тогда, когда речь идет об умалении их чести, например, доблестные люди, когда их позорят»864, и так далее. Таким образом, одна и та же причина и усиливает гнев, и облегчает суждение разума. Следовательно, гнев не препятствует суждению разума.

Этому противоречит сказанное Григорием о том, что гнев, «в возбуждении тревожа ум, лишает его света разумения»865.

Отвечаю: хотя ум, или разум, не использует телесный орган для осуществления собственного акта, тем не менее, коль скоро для этого акта требуются некоторые чувственные силы, деятельность которых нарушается вследствие встревоженности тела, то из этого с необходимостью следует, что любое телесное волнение может препятствовать суждению разума, что очевидно в случае опьянения или сна. Но уже было показано (2), что гнев вызывает телесное волнение – прежде всего, в области сердца, – последствия чего проявляются и во внешних членах. Следовательно, из всех страстей гнев наиболее явственно препятствует суждению разума, согласно сказанному в Писании: «Встревожено гневом око мое»866 (Пс. 30:10).

Ответ на возражение 1. Начало гнева находится в разуме, а именно в том, что касается движения желания, которое является формальным элементом гнева. Но страсть гнева препятствует совершенному суждению разума, как если бы она прислушивалась, но не слишком, из-за изменения, вызванного мгновенным повышением температуры, каковое изменение является материальным элементом гнева. И в этом отношении гнев препятствует суждению разума.

Ответ на возражение 2. О разгневанном говорят как об открытом не потому, что ему открыто, что надлежит делать, а потому, что он не скрывает свои замыслы и действует открыто. Это отчасти происходит потому, что гнев чинит препятствия разуму, вследствие чего тот не различает, что лучше скрывать, а что исполнять открыто и не придумывать способы сокрытия, а отчасти из-за расширения сердца, усиливающего великодушие, которое является следствием гнева, а о великодушном Философ сказал, что «ненависть его и дружба необходимо должны быть явными… И говорит, и действует он явно»867. О вожделении же, с другой стороны, говорят как о низком и скрытном потому, что во многих случаях то, чего жаждет вожделение, имеет оттенок постыдного и сладострастного, и человеку хочется, чтобы оно не было замечено другими. Но когда речь идет о том, что имеет оттенок мужественности и превосходства, например, отмщении, человек старается быть открытым.

Ответ на возражение 3. Как уже было замечено, движение гнева зарождается в разуме, в связи с чем сопоставление противоположностей облегчает суждение разума по той же причине, по какой оно увеличивает гнев. В самом деле, когда обладающий почетом или богатством человек их теряет, потеря кажется большей, чем она есть, из-за контраста, а еще потому что она явилась неожиданностью. Следовательно, она причиняет и большую печаль, как и большое благо вызывает тем больший восторг, чем более неожиданно его обретение. И чем больше возрастает предшествующая гневу печаль, тем больше возрастает и сам гнев.

Раздел 4. Обусловливает ли гнев прежде всего молчаливость?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что гнев не обусловливает молчаливость. В самом деле, молчаливость противоположна речи. Но возрастание гнева способствует речи, что очевидно на примере трех степеней гнева, установленных нашим Господом, когда Он говорит: «Всякий, гневающийся на брата» и, далее, «кто же скажет брату своему «рака»» и, наконец, «а кто скажет «безумный»» (Мф. 5:22). Следовательно, гнев не обусловливает молчаливость.

Возражение 2. Далее, человек иногда вспыхивает и произносит неподобающие речи из-за того, что не следует распоряжениям разума, в связи с чем Писание говорит: «Что город разрушенный без стен – то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25:28). Но, как уже было сказано (3), гнев в первую очередь препятствует суждению разума. Следовательно, в первую очередь из-за гнева вспыхивают и произносят неподобающие речи. Следовательно, он не обусловливает молчаливость.

Возражение 3. Далее, в Писании сказано: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Но гнев, как уже было сказано (2), в первую очередь обусловливает волнение в сердце. Поэтому он в первую очередь способствует речи. Следовательно, он не обусловливает молчаливость.

Этому противоречит сказанное Григорием о том, что «внутри гнев пылает особенно люто, когда не изливается вовне через рот»868.

Отвечаю: как уже было сказано (3; 46, 4), гнев последует акту разума и препятствует разуму, и в обоих отношениях он может обусловливать молчаливость. Он может обусловливать молчаливость со стороны разума в том случае, когда разум еще настолько контролирует ситуацию, что хотя и не может обуздать желание отомстить, тем не менее может удерживать язык от необузданных речей. Поэтому Григорий говорит, что «порою растревоженный ум, как бы вынося суждение относительно гнева, приказывает молчать»869. Он может обусловливать молчаливость со стороны препятствования разуму, поскольку, как было показано выше (2), волнение гнева передается внешним членам, и в первую очередь тем, которые наиболее явственно выражают волнения сердца, вроде глаз, лица и языка; по этой причине, как уже было сказано (2), «язык заплетается, лицо горит, глаза становятся свирепыми». Следовательно, гнев может причинять такое волнение, что язык лишается дара речи, результатом чего является молчаливость.

Ответ на возражение 1. В некоторых случаях гнев препятствует разуму удерживать язык, но иногда он идет еще дальше, парализуя язык и другие внешние члены.

Сказанного достаточно для ответа на возражение 2.

Ответ на возражение 3. Волнение сердца может порой приводить к такому его расширению, что столь необычное движение сердца начинает препятствовать движениям внешних членов. Из этого следует молчаливость и неподвижность внешних членов, а иногда даже смерть. Если же волнение не так велико, то от этого избытка растревоженного сердца уста продолжают говорить.

Комментарии

1

В настоящем случае речь идет о принятии решения как о процессе, неразрывно связанном с размышлением, обсуждением, совещанием, советом и т. п., в связи с чем в приводимых ниже цитатах можно встретить все указанные термины.

2

De Fide Orth. II.

3

Ethic. I, 1.

4

Phys. II, 9.

5

De Anima III, 9.

6

Phys. II, 5.

7

De Мог. Eccl. et Manien. II, 13.

8

Prolog. Super Luc.

9

De Div. Nom. IV, 1.

10

Metaph. II, 2.

11

Phys. VIII, 5.

12

Poster. I, 3.

13

De Civ. Dei XIX, 1.

14

Ibid.

15

Metaph. I, 2.

16

De Civ. Dei XIX, 1.

17

De Trln. XIII, 3.

18

De Div. Nom. IV, 4.

19

De Doctr. Christ. I, 5, 22.

20

DeTrin. XIII, 3,4.

21

Qq. LXXXIII, 5.

22

Phys. II, 2.

23

DeConsol. Ill, 2.

24

Ethic. V, 8.

25

De Consol. II, 5.

26

Polit. I, 3.

27

Ibid.

28

Ethic. I, 10.

29

Ethic. IV, 8.

30

Ibid.

31

Ethic. I, 3.

32

Ibid.

33

De Div. Nom. IV, 1.

34

DeConsol. II, 7.

35

DeConsol. Ill, 6.

36

Здесь Фома достаточно вольно, – что, в общем, для него не характерно, – соединяет два евангельских текста, а именноМк. 8:38иЛк. 12:8.

37

В синодальном переводе: «…начальника в народе твоем не поноси».

38

De Consol. ill, 5.

39

Metaph. V, 12.

40

Ethic. I, 5.

41

De Div. Nom. V, 3.

42

Ethic. X, 2.

43

De Causis.

44

De Consol. Ill, 7.

45

Ethic. VII, 14.

46

De Doctr. Christ. I, 22.

47

De Div. Norn. VII, 3.

48

Phys. VIII, 2.

49

De Civ. Dei XIX, 26.

50

De Consol II, 10.

51

De Doctr. Christ. I, 5. 22

52

De Doctr. Christ. I, 3

53

De Consol III 10

54

Ibid.

55

Ethic. I, 13.

56

De Anima II, 3. Точнее, Аристотель назвал «второй энтелехией» «деятельность созерцания»

57

De Coelo II, 3.

58

Ethic. I, 7.

59

Metaph. IX, 8.

60

Ethic. I, 11.

61

De Anima III, 7.

62

De Consol. Ill, 2.

63

Ethic. I. 5.

64

Ер. adDioscor

65

De Civ. Dei XIX. 10. 11. Ср.: «…концом наших благ мы можем назвать мир, как называли этим концом жизнь вечную»·.

66

De Trin. Xlll, 5, 6.

67

Confess. X, 23.

68

DeTrln. X, 1.

69

De Trin. I, 8.

70

Ethic. IX, 8; X, 7.

71

Ethic. X, 8.

72

Ethic. I, 13.

73

Metaph. I, 1.

74

Metaph. I, 1; Poster. II, 19.

75

Horn. 26 in Ev.

76

De Coel. Hier. IV, 2.

77

Metaph. II, 1.

78

Myst. Theolog. I, 3.

79

De Anima III, 6.

80

Metaph. I, 2.

81

De Trin. I, 8.

82

Ethic. I. 5.

83

Ibid.

84

Ethic. VII, 14.

85

Ethic. VI, 5.

86

Confess. X, 23.

87

Ethic. X, 4.

88

Ibid.

89

Ethic. X, 5.

90

Ethic. X, 4.

91

De Verbis Domini, Serm. 73.

92

В синодальном переводе: «Так бегите, чтобы получить!».

93

Retract. I.

94

Ethic. VII, 14.

95

Gen. ad Lit. XII, 35.

96

Ibid.

97

Ethic. I, 13.

98

De Civ Dei XXII, 26.

99

Gen. ad Ut. XII, 35.

100

Ер. ad Dioscor.

101

De Consol. Ill, 10.

102

DeLib.Arb.il, 19.

103

Ethic. I, 13.

104

Ethic. X, 8.

105

Horn. 11 in Ev.

106

De Serm. Dom. in Monte I, 5.

107

Возможно, ошибочная ссылка. Приведенная цитата взята из 6-го письма Сенеки к Лу-цилию.

108

Ethic. IX, 9.

109

Gen. ad Lit. VIII, 25.

110

De Div. Nom. IV, VI, VII.

111

De Anima III, 7.

112

Ethic. I, 10.

113

Horn. 19 in Ev

114

Ethic. I, 5.

115

Tract, in Joan. LXVII.

116

Enarr. inPs. 134.

117

Confess. V, 4.

118

Ethic. I, 11.

119

Peri Archon II, 3.

120

Ethic. VI, 2.

121

Ethic. VII, 14.

122

DeCausis

123

Ethic. Ill, 5.

124

DeCoeloll, 12.

125

Metaph. XII, 10.

126

DeCoeloll, 12.

127

Ethic. I, 10.

128

De Anima III, 10.

129

De Trin. XIII, 4.

130

De Trin. XIII, 5.

131

De Trin. XIII, 3.

132

Nemesius, De Nat. Horn.

133

De Fide Orth. II.

134

Ethic. Ill, 1.

135

De Anima III, 10.

136

Phys. VIII, 2.

137

De Fide Orth. II.

138

De Anima III, 9.

139

De Fide Orth. II.

140

Ibid.

141

Ethic. Ill, 4.

142

De Fide Orth. II.

143

Nemesius, De Nat. Horn.

144

De Anima III, 10.

145

De Fide Orth. IV.

146

De Civ Dei V, 10.

147

De Fide Orth. II.

148

Ethic. Ill, 1.

149

De Fide Orth. II.

150

Phys.VIII, 4.

151

Nemesius. De Nat. Horn.

152

Ethic. Ill, 1.

153

Ibid.

154

Nemesius, De Nat. Horn.

155

Ibid.

156

Ethic. VI, 5.

157

De Fide Orth. II.

158

De Vera Relig. XIV.

159

De Fide Orth. II.

160

Ethic. Ill, 1.

161

Ethic. Ill, 2.

162

De Invent. Rhetor.

163

Ethic. Ill, 1.

164

Peri Herrn. I.

165

Metaph. X, 4.

166

Metaph. VI, 2.

167

De Fide Orth. II.

168

Nemesius, De Nat. Horn.

169

Ethic. I, 4.

170

Ethic. Ill, 2.

171

De Invent. Rhetor.

172

«Кто, что, где, при чьем содействии, почему, как, когда».

173

Ср.: «…самым главным считается условие и цель… поступка».

174

Nemesius, De Nat. Horn.

175

Metaph. IX, 2.

176

De Anima III, 9.

177

De Div. Nom. IV, 32, 34.

178

Ethic. I, 1.

179

Phys. Il, 3.

180

Ethic. V, 1.

181

Ethic. Ill, 4.

182

Ethic. VI, 2.

183

Ethic. I, 4.

184

Topic. III.

185

De Anima III, 3.

186

De Anima III, 10.

187

Phys. Il, 2.

188

De Anima III, 9.

189

Gen. ad Lit. XII, 16.

190

Phys. VIII, 5.

191

Ethic. Ill, 7.

192

Polit. I, 2.

193

Phys. Ill, 1.

194

Ethic. Ill, 1.

195

Phys. VIII, 9.

196

De Trin. Ill, 4.

197

DeFideOrth.il.

198

De Anima III, 9.

199

De Anima III, 3.

200

Odyssey XVIII, 135.

201

Gen. ad Lit. Il, 17.

202

De Coel. Hier. IV.

203

Retract. I, 9.

204

Phys. VIII, 4.

205

Phys. Il, 1.

206

De Duab. Nat.

207

Metaph. V, 4.

208

Phys. Il, 1.

209

Phys. Ill, 1.

210

Согласно перипатетикам, естественным местом огня является высшее небо, или Эмпирей.

211

De Anima III, 10.

212

Metaph. IX, 2.

213

De Anima III, 9.

214

Ethic. Ill, 7.

215

De Anima III, 11.

216

Contra Faust. XXVI, 3.

217

De Div. Nom. IV, 34.

218

DeDoctr. Christ. I, 4.

219

De Doctr. Christ. I, 22.

220

Qq. LXXXIII, 30.

221

«Четвертым возражением» в настоящем случае является «противоречие» возражениям.

222

В синодальном переводе:

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том IV Аквинский читать, Сумма теологии. Том IV Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том IV Аквинский читать онлайн