Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том V

V-ом веке» пишет об учении Пелагия следующее: «Главный фактор спасения у Пелагия – свободная личность, спасающаяся индивидуальным усилием своей воли; принцип Августина, выдвинутый им против Пелагия, есть всесильная благодать, идеальным воплощением которой может служить лишь всесильная церковь. Казалось бы, что общего может быть между пелагианским принципом спасения по заслугам и мировыми событиями того времени? Какое может быть соотношение между пелагианским отрицанием наследственного греха и социальными вопросами той эпохи? Между тем на самом деле такое соотношение существует, и притом самое непосредственное; ибо этими двумя пелагианскими учениями кладется в основу религиозной жизни крайне индивидуалистическое начало, грозящее ниспровержением всего социального здания церкви. Этими двумя положениями отрицается единство человеческого рода как организованного целого. Ибо человечество уже не представляется органически связанным ни в едином земном родоначальнике Адаме, ни в духовном родоначальнике Христе. Отдельный индивид ничем не связан с родом человеческим. Он не связан с его прошедшим, с его историей: он свободен от грехов своих предков и не может передать своих грехов или доблестей потомству; он не связан солидарной связью со своими ближними ни в настоящем, ни в прошедшем, ни в надежде на будущее. Мы не согрешаем и не умираем в Адаме, грех Адама повредил ему одному, и каждый из нас есть индивидуальный виновник своего греха. С другой стороны, мы не спасаемся, не воскресаем во Христе даром благодати Божией, но спасаемся нашими индивидуальными заслугами: каждый из нас есть индивидуальный виновник своего спасения».

531

Ethic. III, 7.

532

Praedic. III.

533

Gen. ad Lit. X.

534

De Fide Orth. III.

535

В каноническом переводе: «Вот, я – в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».

536

De Fide Orth. II.

537

Ethic. X, 7.

538

Retract. I, 15.

539

Retract. 1,27.

540

De Concep. Virg. III.

541

А именно порождающая способность, вожделеющая часть и осязание.

542

Ethic. I, 13.

543

Metaph. I, 1.

544

De Civ. Dei XIV, 16–24.

545

Ethic. I, 3.

546

De Civ. Dei XIV, 28.

547

В каноническом переводе: «Господь низвергает престолы властителей».

548

De Anima II, 4.

549

Moral. XXXI.

550

Ethic. X, 7.

551

Moral. XXXI.

552

De Div. Nom. IV, 23.

553

Enchirid. 14.

554

Phys. I, 4.

555

De Nat. Boni. III.

556

De Nat. Boni. IV.

557

Phys. VIII, 4.

558

Metaph. X, 10.

559

De Coelo II, 6.

560

De Anima III, 9.

561

Confess. I, 12.

562

Meteor. I, 12.

563

De Div. Norn. IV, 22.

564

Ethic. X, 10.

565

Qq. LXXXIII, 82.

566

Horn. 11 in Ezech.

567

Ethic. II, 2.

568

Polit. I, 3.

569

De Civ. Dei XXI, 11.

570

Dial. IV, 44.

571

Enchirid. 93.

572

Dial. IV, 39.

573

Ethic. II, 2.

574

Retract. I.

575

De Div. Norn. VIII, 8.

576

Contra Faust. XXII, 27.

577

De Doctr. Christ. I.

578

Qq. LXXXIII, 30.

579

Tract. in Joan. XLI.

580

Ethic. II, 1, 2.

581

Tract, in Joan. XII.

582

Horn. 24 in Matt.

583

Т.е. Петр Ломбардский. 2 Sent. D, 24.

584

De Coelo I, 1.

585

Gen, ad Lit. XI, 5.

586

Gen. ad Lit. XI, 42.

587

De Civ. Dei XIV, 10.

588

De Civ. Dei XIV, 13.

589

Horn. 24 in Ev.

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том V Аквинский читать, Сумма теологии. Том V Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том V Аквинский читать онлайн