Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том VII

ей, а «глупость» противоположна ей как чистое отрицание. Действительно, глупому недостает осмысленности суждения, тогда как безумный хотя и не лишен мысли, однако она у него тупа, в то время как мудрый мыслит остро и проницательно.

Ответ на возражение 1. Как говорит Исидор, «простота противостоит мудрости потому, что ей недостает вкуса к осмотрительности и осмыслению»546, так что простота, похоже, есть то же, что и безумие. И все же человек, пожалуй, считается безумным в первую очередь по причине некоторой своей несостоятельности при вынесении того суждения, которое относится к наивысшей причине, поскольку если он ошибается при вынесении суждения относительно некоторого житейского вопроса, то за это никто не называет его безумным.

Ответ на возражение 2. Подобно тому, как существует злая мудрость, называемая «мирской», поскольку наивысшую причину и конечную цель она видит в некотором мирском благе (об этом нами было говорено ранее (45, 1)), точно так же существует и противоположное этой злой мудрости доброе безумие, посредством которого человек презирает мирское, и именно об этом безумии говорит апостол.

Ответ на возражение 3. Та мудрость, которая сбивает с пути и является безумием пред Богом, как явствует из слов апостола, суть «мудрость мира сего» (1 Кор. 3:19).

Ответ на возражение 4. Быть равнодушным к оскорблениям подчас можно в силу того, что вкус к мирскому утрачен, а к небесному – нет. И тогда это качество, как говорит Григорий, принадлежит не мирской, а божественной Премудрости547. Однако подчас оно является следствием человеческой тупости ко всему, как это можно видеть в случае сумасшедших, которые не различают, что является для них оскорбительным, и это принадлежит просто безумию.

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БЕЗУМИЕ ГРЕХОМ?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что безумие не является грехом. В самом деле, грех не возникает в нас по природе. Но некоторые безумны по природе. Следовательно, безумие не является грехом.

Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «всякий грех произволен»548. Но безумие не является произвольным. Следовательно, оно не является и грехом.

Возражение 3. Далее, любой грех противостоит божественному предписанию. Но нет такого предписания, которому бы противостояло безумие. Следовательно, безумие не является грехом.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Преуспевание безумцев погубит их»549 (Прит. 1:32). Но никто бы не погиб, если бы не грех. Следовательно, безумие – это грех.

Отвечаю: безумие, как было показано выше (1), означает тупость в мысли при вынесении того суждения, которое в первую очередь относится к наивысшей причине, каковая суть конечная цель и высочайшее благо. Затем, в указанном отношении человек может обладать тупостью суждения по двум причинам. Во-первых, по причине естественного недомогания, как это имеет место в случае сумасшедших, и такое безумие не является грехом. Во-вторых, по причине погружения своего рассудка в земное, вследствие чего его рассудок становится неспособным к восприятию божественного, согласно сказанному в Писании: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14), что подобно тому, как человек, чей вкус испорчен горькими телесными жидкостями, перестает различать сладкое, и такое безумие есть грех.

Сказанного достаточно для ответа на возражение 1.

Ответ на возражение 2. Хотя никто не желает быть безумным, однако человек может желать того, вследствие чего наступает безумие, а именно того, что отвлекает его разум от духовного и погружает в земное. И то же самое имеет место в случае других грехов; так, похотливый жаждет удовольствия, без которого нет никакого греха, хотя при этом он вовсе не желает греха и был бы рад получать удовольствие безгрешно.

Ответ на возражение 3. Безумие противостоит предписаниям со стороны созерцания истины, о чем нами было говорено выше (16, 2) при рассмотрении знания и разумения.

Раздел 3. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БЕЗУМИЕ ДОЧЕРЬЮ ПОХОТИ?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что безумие не является дочерью похоти. В самом деле, Григорий приводит список дочерей похоти550, и в нем безумие не упомянуто. Следовательно, безумие не обусловливается похотью.

Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Но, согласно Григорию, «мудрость мира сего состоит в сокрытии в сердце лукавых злоумышлении»551, а это есть признак двуличности. Следовательно, безумие является дочерью не похоти, а, пожалуй, двуличности.

Возражение 3. Далее, чаще всего причиной ярости и буйства, которые приписываются безумию, является гнев. Следовательно, безумие обусловливается скорее гневом, чем похотью.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Тотчас он пошел за нею», то есть за блудницей, «…и не знает, как безумный кидается в силки»552 (Прит. 7:22, 23).

Отвечаю: как уже было сказано (2), безумие – в той мере, в какой оно является грехом – обусловливается отупением духовности разума, который утрачивает способность выносить суждение о духовном. Но человеческий разум погружается в земное в первую очередь вследствие похоти, связанной с сильнейшим из удовольствий, которое больше, чем любое другое, подчиняет себе ум. Поэтому то безумие, которое является грехом, имеет свое начало по преимуществу в похоти.

Ответ на возражение 1. То, что человек отделяет себя от Бога и от Его даров, является частью безумия. Таким образом, Григорий упоминает о двух относящихся к безумию дочерях похоти, а именно о «ненависти к Богу» и об «отчаянии в будущей жизни», разделяя безумие, так сказать, на две части.

Ответ на возражение 2. Эти слова апостола должно понимать не каузально, а сущностно, поскольку, если так можно выразиться, сама мирская мудрость есть безумие пред Богом. Таким образом, из этого вовсе не следует, что принадлежащее мирской мудрости является причиной безумия.

Ответ на возражение 3. Гнев, как было показано выше (II-I, 48, 2), вследствие своей напряженности обусловливает большие изменения в природе тела, что немало способствует возникновению того безумия, которое связано с телесными изъянами. С другой стороны, то безумие, которое связано с духовным изъяном, а именно с погружением в земное ума, имеет свое начало по преимуществу в похоти, о чем уже было сказано.

Комментарии

1

«mIserIcordIa» может означать и сострадание, и милосердие. Различие между ними заключается в том, что сострадание указывает как на акт, так и на добродетель, в то время как милосердие – только на добродетель.

2

Этот дар можно было бы назвать и даром «мышления». Но коль скоро, исследуя этот дар, Фома переходит к более тонкому различению (см. вопрос 8), особо подчеркивая, что речь идет не о дискурсивном, а о «простом» мышлении «соединенных в разуме предметов мысли» (De Anima III, 6) (Фома также указывает на то, что «intelligere», в нашем случае «разуметь», происходит от «intuslegere», что, исходя из контекста, означает «внутренне соединять), да ещё и соединенных «с согласием» (De Praedest. Sanct. II), то отсюда и далее этот дар будет называться «даром разумения».

3

De Div. Nom. VII, 4.

4

Ethic. VI, 2.

5

Hom. XXVI in Evang.

6

Ibid.

7

De Div. Nom. II, 1.

8

Poster. II, 6.

9

Tract. XXVI in Joan.

10

Rhet. IV.

11

De Consol. III, 10.

12

Hom. XVI in Ezech.

13

Metaph. IV, 4.

14

В каноническом переводе: «Я – Господь! Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им».

15

В каноническом переводе: «Полнота времени».

16

Metaph. XII.

17

Tract. XXIX in Joan.

18

Dist. XVII.

19

Ibid.

20

De Fide Orth. IV.

21

De Praedest. Sanct. II.

22

De Trin. XIV, 7.

23

De Trin. XV, 16.

24

Tract. XXIX in Joan.

25

Metaph. IX, 10.

26

В каноническом переводе: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

27

De Com et Grat. 5, 6.

28

Moral. II.

29

De Coel. Hier. IV, VII.

30

De Coel. Hier. XII.

31

De Coel. Hier. VII.

32

De Coel. Hier. IX.

33

De Corr. et Grat. 7.

34

Gen. ad Lit. V, 19.

35

Hom. XXVI in Evang.

36

Hom. XXXVI in Matt.

37

Contra Faust. XIII, 15.

38

Hom. XXVI in Evang.

39

Ethic. I, 10.

40

Phys. VIII, 4.

41

Tract. XL in Joan.

42

De Fide Orth. IV.

43

De Div. Nom. VII, 4.

44

De Praed. Sanct. V.

45

De Anima III, 9.

46

De Trin. I, 8.

47

De Anima III, 7, 10.

48

In Categ. Arist. I.

49

Ethic. II, 5.

50

Ethic. VI, 3.

51

Ethic. V, 3.

52

Phys. VII, 3.

53

De Trin. XII, 14, 15.

54

Phys. VIII, 4.

55

В каноническом переводе: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены».

56

De Trin. XIV, 1.

57

Ethic. VI, 2, 3.

58

Sacram. I.

59

Gen. ad Lit. II, 8.

60

Sacram. I.

61

Tract. XL in Joan.

62

De Praedest. Sanct. V.

63

Tract. LXXXIX in Joan.

64

De Trin. XIV, 1.

65

De Praed. Sanct. V.

66

Ethic. VI, 6.

67

De Div. Norn. IV, 2.

68

De Div. Nom. VII, 1, 2.

69

De Anima III, 9, 10.

70

De Anima III, 6.

71

Qq. LXXXIII, 15.

72

Moral. I.

73

Имеется в виду «противоречие» возражениям.

74

Moral. I.

75

Ethic. VI, 6.

76

De Trin. XII, 7.

77

Moral. II.

78

De Trin. XV, 27.

79

Moral. II.

80

Contra Julian. IV 16. De Anima III, 7.

81

De Anima III, 7.

82

В каноническом переводе: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены».

83

Moral. I.

84

Moral. II.

85

Poster. I, 2.

86

De Trin. XIV, 1.

87

Ibid.

88

Ibid.

89

Phys. II, 2.

90

De Trin. XII, 14.

91

Moral. I.

92

Ibid.

93

De Anima I, 5.

94

De Anima III, 9.

95

De Serm. Dom. in Monte.

96

De Fide Orth. II.

97

De Praedest. Sanct. V.

98

Tract. LXXXIX in Joan.

99

Moral. XXXI.

100

Enchirid. 60.

101

Ibid.

102

Tract. LXXXIX in Joan.

103

De Div. Nom. IV, 31; Ethic. II, 5.

104

В каноническом переводе: «Он говорил также и состязался с еллинистами».

105

В каноническом переводе: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ».

106

Hom. XLVI in Matt.

107

Dist. XLV.

108

Tract. XXVI in Joan.

109

В каноническом переводе: «Я не хочу смерти умирающего».

110

В каноническом переводе: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти».

111

Epis. CLXXXV.

112

Hom. XXV super Epis. ad Heb.

113

Polit. I, 2.

114

De Civ. Dei XVIII, 54.

115

В каноническом переводе: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву».

116

Ethic. V, 4.

117

В каноническом переводе: «… разногласия, соблазны, ереси».

118

Etym. VIII, 3.

119

Metaph. IV, 5.

120

Etym. VIII, 3 – 5.

121

De Civ. Dei XVIII, 51.

122

В каноническом переводе: «… надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

123

В каноническом переводе: «Начало гордости – удаление человека от Господа».

124

В каноническом переводе: «Человек лукавый…».

125

В каноническом переводе: «Лучше бы им не познать пути правды».

126

В каноническом переводе: «… злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас».

127

De Div. Nom. I.

128

Poster. I, 25.

129

Enchirid. 12.

130

Sent. II, D, 43.

131

De Verbis Domini, Serm. 71.

132

Sent. II, D, 43.

133

De Fide ad Petrum II.

134

Enchirid, 83.

135

De Verbis Domini, Serm. 71.

136

De Serm. Dom. In Monte.

137

De Bapt. Contra Donat. VI.

138

De Verbis Domini, Serm. 71.

139

De Serm. Dom. In Monte.

140

Hom. XLII in Matt.

141

В каноническом переводе – «сыны противления».

142

Metaph. V, 16.

143

Ethic. V, 10.

144

Peri Archon I, 3.

145

В каноническом переводе: «Огрубело сердце народа сего».

146

De Vera Relig. XIV.

147

Confess. X.

148

Moral. XXXI.

149

В каноническом переводе: «Да исчезнут, как распускающаяся улитка».

150

Moral. II.

151

Moral. XXXI.

152

Ibid.

153

Ibid.

154

Retract. I.

155

Moral. XXXI.

156

Ethic. X, 5.

157

Tract. LXXXIII in Joan.

158

В каноническом переводе: «Говори об них, сидя в доме твоем или идя дорогою, и ложась, и вставая».

159

Ethic. I, 13.

160

De Lib. Arb. II

161

Ibid.

162

Sent. III, D, 26.

163

164

Moral. I.

165

Ethic. II, 5.

166

Ethic. III, 5.

167

De Verbis Domini, Serm. 71.

168

Enchirid. 8.

169

Moral. I.

170

De Civ. Dei XIV, 9.

171

Sent. III, D, 26.

172

De Trin. XIV, 3, 6.

173

Gen. ad Lit. XII, 35.

174

Gen. ad Lit. XI, 17.

175

Moral. XXXIII.

176

Enchirid. 8.

177

Sent. III, D, 26.

178

Rhet. V.

179

В каноническом переводе:

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том VII Аквинский читать, Сумма теологии. Том VII Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том VII Аквинский читать онлайн