суеверие не является противоположным религии пороком.
Возражение 3. Далее, суеверие, похоже, означает избыток. Но религия не допускает никакой избыточности, поскольку, как уже было сказано (81, 5), посредством религии невозможно воздать Богу столько, сколько мы Ему должны. Следовательно, суеверие не является противоположным религии пороком.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Настрой себя на служение одному только Богу, и скотское суеверие падет». Но служение одному только Богу принадлежит религии. Следовательно, суеверие противоположно религии.
Отвечаю: как уже было сказано (81, 5), религия является нравственной добродетелью. Затем, нами было показано выше (II-I, 64, 1), что всякая нравственная добродетель блюдет середину. Поэтому порок, который противоположен нравственной добродетели, может быть двояким: один – со стороны избытка, второй – со стороны недостатка. Однако среднее добродетели может быть превышено не только в отношении обстоятельства, называемого «сколько», но и в отношении других обстоятельств. Так, у некоторых добродетелей, например величавости и великолепия, порок может превышать среднее добродетели не только в том смысле, что склоняет к чему-то большему, чем сама добродетель, но, возможно, и в том, что, как показывает Философ538, склоняет к чему-то меньшему, и при этом все равно выходит за пределы среднего добродетели постольку, поскольку из-за него что-то делается или не тому, кому должно, или не тогда, когда должно, или что-либо подобное с точки зрения других обстоятельств.
Таким образом, суеверие является пороком, который противоположен религии со стороны избытка, но не потому, что оно предлагает большее, чем истинная религия, божественное поклонение, а потому, что оно предлагает божественное поклонение или тому, кому не должно, или так, как не должно.
Ответ на возражение 1. Подобно тому, как мы метафорически говорим о хорошем чего-либо дурного, например, о хорошем воре, точно так же подчас мы переносным образом используем названия добродетелей в дурном смысле. Так, под догадливостью иногда подразумевают хитрость, согласно сказанному в Писании: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8). И именно так суеверие описано как религия.
Ответ на возражение 2. Этимология слова отличается от его значения. Ведь этимология зависит от того, от чего оно произошло ради обозначения, тогда как само значение зависит от вещи, к которой это слово применяется ради её обозначения, а это далеко не одно и то же. Так, слово «камень» (lapis) происходит от того факта, что он повреждает ногу (loedit pedem), но оно означает не то, что повреждает ногу, в противном бы случае и железо, коль скоро и оно повреждает ногу, было бы камнем. И точно так же «суеверие» вовсе не означает то, от чего это слово происходит.
Ответ на возражение 3. Религия не допускает избыточности со стороны абсолютного количества, но она допускает избыточность со стороны относительного количества, поскольку, так сказать, при божественном поклонении можно сделать что-либо из того, чего делать не должно.
Раздел 2. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ СУЕВЕРИЯ?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что нескольких видов суеверия не существует. Так, согласно Философу, «если у одной противоположности несколько видов, то столько же их и у другой»539. Но религия, которой противоположно суеверие, не содержит в себе нескольких видов и все её акты относятся к одному и тому же виду. Следовательно, не содержит в себе нескольких видов и суеверие.
Возражение 2. Далее, противоположности относятся к одной и той же вещи. Но религия, которой противоположно суеверие, относится к тем вещам, посредством которых мы направляемся к Богу, о чем уже было сказано (81, 1). Следовательно, противоположное религии суеверие не разделяется на виды тем, что предсказываются человеческие события или соблюдаются некоторые человеческие действия.
Возражение 3. Далее, глосса на слова Писания: «Это имеет только вид мудрости в суеверии» (Кол. 2:23) разъясняет: «То есть в лицемерной религии». Следовательно, лицемерие является видом суеверия.
Этому противоречит следующее: Августин приводит несколько видов суеверия540.
Отвечаю: как было разъяснено выше (1), противные религии грехи состоят в отклонении от среднего добродетели в отношении некоторых обстоятельств. В самом деле, нами уже было сказано (II-I, 72, 9) о том, что не всякое разнообразие испорченных обстоятельств порождает различные виды греха, но – только то, которое связано с различными объектами, определенными к различным целям, поскольку, как мы не раз говорили (II-I, 1, 3; 18, 2), виды моральных актов устанавливаются сообразно их целям.
Таким образом, виды суеверия различаются, во-первых, со стороны модуса и, во-вторых, со стороны объекта. Действительно, божественное поклонение можно воздавать или тому, кому должно, а именно истинному Богу, но делать это с «ненадлежащим модусом», и это – первый вид суеверия, или тому, кому не должно, а именно какой-либо твари, и это – второй вид суеверия, который в свою очередь делится на несколько подвидов по количеству различных целей божественных поклонений. Итак, целью божественных поклонений является, во-первых, воздание почестей Богу, и в этом отношении первым подвидом является «идолопоклонство», которое незаконно воздает божественные почести твари. Второй целью религии является та, что человек может научиться у Бога, Которому он поклоняется, и с нею связано суеверное «предсказание», которое обращается за познаниями к демонам, сговариваясь с ними тайно или явно. Третьей целью божественных поклонений является некоторое определение человеческих действий в соответствии с предписаниями объекта этого поклонения, Бога, и с нею связаны некоторые суеверные «соблюдения».
Августин имеет в виду эти три, когда говорит, что «все, что изобретено человеком для сотворения и поклонения идолам, суеверно», и это сказано о первом подвиде. Далее он продолжает: «Таков же и всякий договор или обращение к демонам за советом, а также общение с ними посредством символов», и эти слова относятся ко второму подвиду. А несколько ниже он добавляет: «К этому же относятся и все амулеты и им подобное», и это сказано о третьем подвиде.
Ответ на возражение 1. Как говорит Дионисий, «добро происходит от единой всеобщей причины, зло же – от многих частичных оскудений»541. Поэтому, как уже было сказано (10, 5), одной добродетели может противостоять несколько пороков. Сказанное же Философом относится к тем противоположностям, которые разнообразны по одной и той же причине.
Ответ на возражение 2. Предсказания и соблюдения некоторых ритуалов являются суеверием постольку, поскольку они связаны с некоторыми действиями демонов, которые обусловливаются наличием с ними сговора.
Ответ на возражение 3. Под лицемерной религией, как разъясняет эта же глосса, понимается «религия с точки зрения человеческих обрядов». Поэтому лицемерная религия есть не что иное, как поклонение Богу с ненадлежащим модусом, как, например, если бы человек во времена благодати пожелал поклоняться Богу по обряду Старого Закона. И именно о понимаемой в этом смысле религии буквально и говорит глосса.
Вопрос 93. О СУЕВЕРИИ, СОСТОЯЩЕМ В НЕНАДЛЕЖАЩЕМ ПОКЛОНЕНИИ ИСТИННОМУ БОГУ
Теперь нам надлежит рассмотреть виды суеверия. Мы исследуем, во-первых, то суеверие, которое состоит в ненадлежащем поклонении истинному Богу; во-вторых, суеверие идолопоклонства; в-третьих, предсказательное суеверие; в-четвёртых, суеверие соблюдений.
Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) может ли быть что-либо пагубное в поклонении истинному Богу; 2) может ли там быть что-либо лишнее.
Раздел 1. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ЧТО-ЛИБО ПАГУБНОЕ В ПОКЛОНЕНИИ ИСТИННОМУ БОГУ?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что в поклонении истинному Богу не может быть ничего пагубного. Ведь сказано же в Писании: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:32). Но тот, кто поклоняется Богу, призывает Его имя. Таким образом, любое поклонение Богу содействует спасению и, следовательно, не может быть пагубным.
Возражение 2. Далее, праведники во все времена поклонялись одному и тому же Богу. Но до предоставления Закона праведники поклонялись Богу так, как считали нужным, не совершая при этом смертного греха. Так, Иаков принял самостоятельное решение и принес обет совершать особое поклонение, о чем читаем в книге «Бытие» (Быт. 28). Следовательно, и ныне никакое поклонение Богу не может быть пагубным.
Возражение 3. Далее, Церковь не допускает ничего пагубного. Но Церковь допускает различные обряды божественных поклонений, в связи с чем Григорий, отвечая епископу Англии Августину, жаловавшемуся на то, что в тамошних церквях нет единого обычая служить обедню, пишет: «Со всем тщанием разберись и выбери тот, который, по-твоему, будет наиболее угоден Богу, причем независимо от того, идет ли речь о территории Рима, или о галльской земле, или в какой-то иной части Церкви». Следовательно, никакой способ поклонения Бога не пагубен.
Этому противоречит следующее: Августин в письме к Иерониму говорит, что «после того, как была проповедана истина Евангелия, законные соблюдения стали смертоносными» (и то же самое говорит глосса на слова из «Послания к галатам» (fan. 2, 14)), хотя все эти соблюдения относились к поклонению Богу. Следовательно, и в божественном поклонении может быть нечто смертоносное.
Отвечаю: как говорит Августин, «наиболее пагубной ложью является та, которая связана с касающимися христианской религии вопросами». Затем, если кто-либо внешне обозначает то, что противно истине, то это называется ложью. Но вещь может быть обозначена не только словом, но и делом, и именно в обозначении делом, как было показано выше (81. 7), и состоит внешнее поклонение религии. Следовательно, если при внешнем поклонении обозначается что-нибудь ложное, то такое поклонение пагубно.
Так вот, это может случаться двояко. Во-первых, со стороны обозначаемой вещи, когда поклонение обозначает что-либо ей несоответствующее. Так, например во времена Нового Закона, когда тайны Христовы уже исполнились, пагубно прибегать к обрядам Старого Закона, посредством которых тайны Христовы предвозвещались как то, что должно исполниться в будущем (ведь это суть то же и такая же пагуба, как и утверждение о том, что Христу ещё предстоит претерпеть). Во-вторых, ложь во внешнем поклонении может иметь место со стороны того, кто поклоняется, особенно если речь идет об общем богослужении, которое проводится служителями, олицетворяющими всю Церковь. Ведь подобно тому, как будет виновен в неправде тот, кто станет от имени другого человека предлагать что-либо из того, что ему самому не принадлежит, точно так же будет виновен в неправде и тот, кто от имени Церкви воздает поклонение Богу так, что это противоречит церковным или божественным установлениям или сложившейся духовной традиции. Поэтому Амвросий комментируя слова послания (1 Кор. 11:27) говорит: «Недостойно причащаться таинствам Христовым иначе, чем так, как это установил Сам Христос». По этой же причине глосса на слова послания (Кол. 2:23) говорит, что суеверие – это когда «под видом религии используются человеческие соблюдения».
Ответ на возражение 1. Коль скоро Бог есть Истина, призывающий Бога должен поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4:23). Поэтому те поклонения, в которые вкралась ложь, несовместимы с благочестивым призывом Бога.
Ответ на возражение 2. До наступления времени Закона праведников при выборе ими способа поклонения Богу наставляла