чего каждый из демонов желает, чего страшится, каким именем призывается, каким принуждается, прежде чем сами они этому научили; именно отсюда и возникли магические искусства и мастера в них»560, и то же самое, похоже, можно сказать об идолопоклонстве. Следовательно, у идолопоклонства нет никакой причины со стороны человека.
Этому противоречит сказанное в Писании о том, что идолы «вошли в мир по человеческому тщеславию» (Прем. 14:14).
Отвечаю: у идолопоклонства есть две причины. Одна является установочной, и её надлежит усматривать со стороны человека, причем трояко. Во-первых, со стороны его неупорядоченных расположений, как когда он в силу чрезмерной любви или уважения воздает другим людям божественные почести. Об этой причине Писание говорит так: «Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как «бога»» (Прем. 14:15). А далее в той же главе сказано, что «это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, ли тиранству, несообщимое имя», то есть имя Божие, «прилагали к камням и деревьям» (Прем. 14:21). Во-вторых, со стороны того, что человек, как указывает Философ, получает естественное удовольствие от подражания561. Поэтому когда необразованный человек видел перед собою искусно созданный мастером человеческий образ, он начинал воздавать ему божественные поклонения, о чем в Писании сказано, что когда «какой-либо древодел, вырубив годное дерево,… и с опытностью знатока обделал его, уподобил его образу человека… молясь же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях» (Прем. 13:II-I7). В-третьих, со стороны его неведенья об истинном Боге, поскольку, не познав Его божественного величия, человек начал поклоняться тем или иным тварям, находя в них красоту или силу, о чем в Писании сказано, что люди, «взирая на дела, не познали Виновника, и почитали за «богов», правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила» (Прем. 13:1, 2).
Другая причина идолопоклонства может быть названа завершающей, и её надлежит усматривать со стороны демонов, которые предложили людям для поклонения самих себя, предсказывая им через идолов и делая то, что людям казалось чудесным. Поэтому в Писании сказано, что «все «боги» язычников – бесы»562 (Пс. 95:5).
Ответ на возражение 1. Установочную причину идолопоклонства со стороны человека, как было показано выше, надлежит связывать либо с изъяном его природы, либо с неведеньем его ума, либо с неупорядоченностью его расположений, и все это относится к вине. Что же касается того, что идолопоклонство «есть начало, и причина, и конец всякого зла», то так это потому, что нет такого греха, который не могло бы породить идолопоклонство, либо явно побуждая к нему или обусловливая его, либо предоставляя для него удобный случай, либо как начало его, либо как конец, а именно постольку, поскольку некоторые грехи непосредственно использовались для служения идолам, например убийство, калечение и т. п. Впрочем, некоторые грехи могут предшествовать идолопоклонству и располагать к нему человека.
Ответ на возражение 2. В первом веке идолопоклонства не было потому, что было ещё свежо воспоминание о сотворении мира, и человек сохранял в своем уме знание единого Бога. В шестом же веке идолопоклонство было объявлено вне закона в соответствии с учением и властью победившего дьявола Христа.
Ответ на возражение 3. В этом аргументе речь идет о завершающей причине идолопоклонства.
Вопрос 95. О СУЕВЕРИИ, СВЯЗАННОМ С ПРЕДСКАЗАНИЯМИ
Теперь нам надлежит исследовать суеверие, связанное с предсказаниями, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) является ли предсказание грехом; 2) является ли оно видом суеверия; 3) о видах предсказания; 4) о предсказании демонов; 5) о предсказании по звездам; 6) о предсказании по сновидениям; 7) о предсказании, связанном с предзнаменованиями и подобными наблюдениями; 8) о предсказании по жребию.
Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДСКАЗАНИЕ ГРЕХОМ?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предсказание не является грехом. Ведь слово «предсказание» (divinatio) происходит от слова «божественный» (divus), а то, что является божественным, скорее относится к святости, чем к греху. Следовательно, похоже, что предсказание не является грехом.
Возражение 2. Далее, Августин говорит: «Кто посмеет утверждать, что ученость – это зло?»; и еще: «Я никоим образом не соглашусь с тем, что познание может быть злом»563. Но некоторые искусства, как говорит Философ, гадательны, а само предсказание, по-видимому, связано с некоторым познанием истины. Следовательно, похоже на то, что предсказание не является грехом.
Возражение 3. Далее, естественной склонности к злу не существует, поскольку природа может склонять только к подобному себе. Но люди по природе стремятся предвидеть будущее, а этим-то и занимается предсказание. Следовательно, предсказание не является грехом.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, …вызывающий духов» (Вт. 18:10, 11); и в «Декреталиях» сказано: «Ищущие предсказаний подлежат пятилетней епитимий согласно установленной степени епитимий».
Отвечаю: предсказание означает предвозвещение будущего. Но будущее можно предвидеть двояко: во-первых, в его причинах; во-вторых, само по себе. Затем, причины будущего трояки: так, некоторые производят свои следствия необходимо и всегда, и такого рода будущие следствия можно с несомненностью предвидеть и предвозвещать на основании исследования их причин, как это делают астрологи, предвозвещая грядущее затмение. Другие причины производят свои следствия не необходимо и не всегда, но в большинстве случаев, хотя иногда этого и не происходит. На основании такого рода причин можно предвидеть их будущие следствия, но не с несомненностью, а с большой долей вероятности, как это делают астрологи, которые, рассматривая звезды, могут предвидеть и предвозвещать дожди и засуху, или врачи, когда речь идет о выздоровлении и смерти. А есть такие причины, которые сами по себе нейтральны. Эти причины обнаруживаются в первую очередь в способностях, сообразующихся с разумом, которые, как говорит Философ, «суть начала для противоположных действий»564. Возникающие из них следствия, равно как и те, которые возникают из естественных причин, но нечасто и от случая к случаю, нельзя предвидеть на основании рассмотрения их причин, поскольку эти причины не имеют никакой определенной склонности производить эти следствия. Поэтому человек такие следствия сами по себе предвидеть не может, а может видеть их только тогда, когда они сами по себе уже налицо, как когда он видит, что Сократ идет или бежит. Видение таких вещей самих по себе прежде, чем они налицо, приличествует только Богу, Который один в Своей вечности видит будущее так, как если бы оно было настоящим, о чем уже было сказано нами в первой части (14, 13; 57, 3; 86, 4). Об этом Писание говорит так: «Скажите, что произойдет в будущем, – и мы будем знать, что вы «боги»» (Ис. 41:23). Поэтому если кто-либо полагает, что может предвидеть или предвозвещать подобные будущие вещи каким-либо образом без помощи божественного откровения, то он явным образом приписывает себе то, что принадлежит одному только Богу. На этом основании они осмеливаются называть себя предсказателями (divines), о чем Исидор говорит так: «Они называют себя «divines», как будто бы они исполнены Богом. Так они притворяются, что полны божественности, и их предсказание людям будущего – плутовство и ложь»565.
Таким образом, если человек предвозвещает то, что происходит необходимо или в большинстве случаев, то это не называется предсказанием, поскольку оно может быть предвидено человеческим разумом. Не называется предсказанием и то, что кто-либо узнает о будущей случайности благодаря божественному откровению – поскольку в таком случае сам он не является предсказателем, то есть не обусловливает что-либо божественное, а, пожалуй, получает некое предсказание. Предсказателем же человек называется только тогда, когда он ненадлежащим образом усваивает себе предвозвещение будущих событий, и это очевидным образом является грехом. Следовательно, предсказание является грехом всегда, по каковой причине Иероним, комментируя слова из книги пророка Михея (Мих. 3), говорит, что «предсказание должно всегда понимать в дурном смысле».
Ответ на возражение 1. Предсказание получило свое имя не от надлежаще упорядоченной причастности чему-то божественному, а от ненадлежащего усвоения себе этого, о чем уже было сказано.
Ответ на возражение 2. Существуют такие искусства, с помощью которых можно предвидеть нечто в будущем в тех случаях, когда речь идет о происходящем необходимо или достаточно часто, но это не называется предсказанием. Знания же о каких-либо других будущих событиях, как говорит Августин, возникают не из истинных искусств или наук, а из суетных измышлений и дьявольских козней.
Ответ на возражение 3. Человек по природе склонен познавать будущее при помощи человеческих средств, а не при помощи ненадлежащих предсказательных средств.
Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДСКАЗАНИЕ ВИДОМ СУЕВЕРИЯ?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предсказание не является видом суеверия. Ведь одно и тоже не может быть видом различных родов. Но предсказание, по логике Августина, является, пожалуй, видом любопытства566. Следовательно, оно, похоже, не является видом суеверия.
Возражение 2. Далее, как религия – это должное поклонение, точно так же суеверие – это недолжное поклонение. Но предсказание, похоже, не является частью недолжного поклонения. Следовательно, оно не является частью суеверия.
Возражение 3. Далее, суеверие противоположно религии. Но в истинной религии нет ничего, что было бы противоположно предсказанию. Следовательно, предсказание не является видом суеверия.
Этому противоречит сказанное Оригеном в его книге «О началах» о том, что «есть такая управляющая предвиденьем деятельность демонов, которая представляется в виде некоторых искусств, таких как бросание жребия, наблюдение за предзнаменованиями и тенями и проч., которыми занимаются те, кто дал поработить себя демонам. Я нисколько не сомневаюсь, что все это делается по наущению демонов». Но, как говорит Августин, «все, что следует из общения людей с демонами, суеверно»567. Следовательно, предсказание является видом суеверия.
Отвечаю: как уже было сказано (1), суеверие означает ненадлежащее божественное поклонение. Затем, нечто может относиться к поклонению Богу двояко: во-первых, как то, что предлагается Богу, а именно жертва, приношение и тому подобное; во-вторых, как то божественное, которое принимается, как было сказано нами выше (89, 4), когда мы вели речь о клятве. Поэтому суеверием является не только идолопоклонство и предложение жертвы демонам, но также и обращение к ним за помощью ради какого-либо исполнения или познания. Но все предсказания являются следствиями демонской деятельности – то ли потому, что ради получения знаний о будущем демоны призываются явно, то ли потому, что демоны побуждают людей самих заниматься тщетными поисками знаний о будущем, дабы уловить их умы в ловушку суетного тщеславия. Об этом виде тщеславия в Писании сказано: «Блажен, кто не обращается к суетным и к уклоняющимся ко лжи»568 (Пс. 39). Но поиски знаний о будущем там, где их обрести невозможно, тщетны. Отсюда понятно, что предсказание является