Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сумма Теологии. Том VIII

видом суеверия.

Ответ на возражение 1. Предсказание есть своего рода любопытство с точки зрения цели того виденья, каковое суть предвидение будущего. Но со стороны модуса деятельности оно является видом суеверия.

Ответ на возражение 2. Этот вид предсказания относится к поклонению демонам, поскольку человек вступает в тайное или явное соглашение с демонами.

Ответ на возражение 3. Новый Закон освобождает человеческий ум от заботы о преходящем, и потому в Новом Законе нет никаких установлений, которые были бы связаны с предвидением тех будущих событий, которые связаны с преходящим. С другой стороны, в Старом Законе, который содержит земные обетования, наличествуют религиозные советы относительно будущего. Поэтому читаем в Писании: «И когда скажут вам: «Обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: «Не должен ли народ обращаться к своему Богу, ведающему о мертвых и живых?»»569 (Ис. 8:19).

Впрочем, и в Новом Завете встречаются те, которые, обладая пророческим духом, немало предвозвестили нам о событиях, которые произойдут в будущем.

Раздел 3. ДОЛЖНО ЛИ РАЗЛИЧАТЬ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ПРЕДСКАЗАНИЯ?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не должно различать несколько видов предсказания. Ведь там, где форма греха одна и та же, не может быть нескольких видов греха. Но во всех предсказаниях форма греха одинакова, поскольку они состоят во вступлении в соглашение с демонами ради познания будущего. Следовательно, нескольких видов предсказания не существует.

Возражение 2. Далее, как уже было сказано (II-I, 1, 3; II-I, 18, 6), человеческий акт получает свой вид от цели. Но все предсказания определены к одной цели, а именно предвозвещению будущего. Следовательно, все предсказания принадлежат к одному и тому же виду.

Возражение 3. Далее, знаки не изменяют вида греха; действительно, унижение посредством слова, письма или жеста принадлежит к одному и тому же виду греха. Но предсказания, похоже, отличаются только со стороны различия тех знаков, прибегая к которым пытаются обрести предвидение будущего. Следовательно, нескольких видов предсказания не существует.

Этому противоречит следующее: Исидор в своем перечислении приводит различные виды предсказания570.

Отвечаю: как уже было сказано (2), все предсказатели стремятся к тому чтобы предвидеть будущие события посредством некоторого совета и помощи со стороны демона, либо призывая его на помощь явно, либо тайно побуждаемые им к предвозвещению чего-то в будущем, что неизвестно людям, но известно ему так, как это было разъяснено нами выше (I, 57, 3). В том случае, когда демонов призывают явно, они, как правило, предвозвещают будущее по-разному. Иногда, предвозвещая будущее, они посредством обманчивого явления как бы предстают человеческому взору и слуху, и этот вид называется «престидижитацией», поскольку человеку как бы застилают глаза (praestringuntur). Иногда они используют сны, которые называются «вещими снами», иногда – призраки или нашептывания умерших, и этот вид называется «некромантией», поскольку, как пишет Исидор, «по-гречески «nekron» означает мертвый, a «manteia» – предсказание. После того как произнесены магические заклинания и все окроплено кровью, умерший как бы возвращается к жизни, начинает предсказывать и отвечать на вопросы». Иногда они предвозвещают будущее через живых людей, как это бывает в случае одержимых, и этот вид предсказания называется «пифическим», о котором Исидор говорит, что «пифии получили свое имя от пифии Аполлона, которая, говорят, была первой предсказательницей». Иногда они предвозвещают будущее посредством фигур или знаков, которые проступают в неодушевленных тварях. Если эти знаки обнаруживаются в каком-то земном теле, например в дереве, грубом или отесанном камне, то это называется «геомантией», если в воде – «гидромантией», если в воздухе – «аэромантией», если в огне – «пиромантией», если во внутренностях принесенного в жертву на демонском алтаре животного – «гаруспией».

Предсказание, которое производится без явного обращения к демонам, бывает двояким. Первое – это когда ради получения знания о будущем используют наблюдения за расположениями некоторых вещей. Если кто-либо желает предвидеть будущее, наблюдая за положениями и движениями звезд, то его называют «астрологом» (а ещё – «генетиком», поскольку он также учитывает даты рождения людей). Если он наблюдает за движениями и криками птиц или каких-либо иных животных, или чиханием людей, или внезапными движениями членов, то его называют «авгуром», каковое имя произошло от щебета птиц (avium garritu), или «асписом» (прорицателем), каковое имя произошло от наблюдения за птицами (avium inspectione) (в первом случае речь идет о том, кто в основном прислушивается к птицам, а во втором – о том, кто приглядывается). Если же главным объектом наблюдения являются непреднамеренно произнесенные слова, которые обыгрываются так и этак ради приложения их к чему-то в будущем, которое желают предвидеть, то это называют «предзнаменованием». Как замечает Валерий Максим, «наблюдение за предзнаменованиями отчасти совпадаете религией, примешиваясь к ней, поскольку эти предзнаменования, говорят, связаны не со случайными движениями, а с божественным Провидением. Так, когда римляне выбирали позицию, не зная, какую предпочесть, центурион, бывало, вдруг восклицал: «Знаменосец, установить знамя, мы остановимся здесь!» Заслышав эти слова, они воспринимали их как предзнаменование и дальше уже не шли». Если же наблюдения связаны с видимыми расположениями фигур в тех или иных телах, то тогда налицо другой вид предсказания. Так, предсказание, которое основано на изучении линий на руке, называется «хиромантией», то есть предсказанием по руке (поскольку рука по-гречески называется «cheir»), в то время как предсказание, которое основано на изучении знаков на лопатках животного, называется «спатуламантией».

К этому второму виду предсказания, которое производится без явного обращения к демонам, примыкает и то, которое практикует наблюдение за некоторыми вещами, всерьез делаемыми людьми ради постижения тайн, а именно бросание жребия, рассмотрение форм, которые принимает вылитый в воду расплавленный свинец, выбор наугад того или иного листка бумаги, чистого или с текстом, предложение на выбор нескольких разных по длине палочек, когда считается важным, кто и какую, длинную или короткую, вытянет. А ещё бросают кости и ведут счет, раскрывают наугад книгу и запоминают, на чем остановился взгляд, и все это вместе называется «гаданием».

Отсюда понятно, что существует три вида предсказания. Первый – это когда демонов призывают явно, и его обобщенно принято называть «некромантией»; второй – это просто наблюдение за расположением или движением той или иной твари, и его называют «предзнаменованием»; третий – это делание чего-либо ради постижения тайн, и он называется «гаданием». И каждый из них содержит в себе множество разных предсказаний, о чем уже было сказано.

Ответ на возражение 1. Все вышеперечисленное подпадает под один и тот же родовой, но не видовой признак греха, поскольку явное призвание демонов гораздо хуже, чем делание того, что только допускает вмешательство демонов.

Ответ на возражение 2. Конечной целью, которая сообщает предсказанию его общую форму, является познание будущего или тайн. Но различные виды различаются со стороны присущих им объектов или материй, поскольку познание тайн ищут посредством различных вещей.

Ответ на возражение 3. Те вещи, которые наблюдают предсказатели, рассматриваются ими не как знаки, выражающие то, что им уже известно, как это имеет место при унижении, а как начала знания. Но очевидно, что различие начал привносит различие в виды, как это имеет место в доказательных науках.

Раздел 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДСКАЗАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПРИЗВАНИЕМ ДЕМОНОВ, НЕЗАКОННЫМ?

С четвёртым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предсказание, связанное с призванием демонов, не является незаконным. Ведь Христос не делал ничего незаконного, согласно сказанному в Писании: «Он не сделал никакого греха» (1 Петр. 2:22). Но Господь спросил демона: «Как тебе имя?», и тот ответил: ««Легион» имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9). Следовательно, похоже, что спрашивать демонов о тайнах законно.

Возражение 2. Далее, души святых не станут потворствовать спрашивающим незаконно. Но Самуил явился Саулу, когда последний попросил об этом женщину волшебницу, желая узнать о ходе грядущей войны (1 Цар. 28). Следовательно, предсказание, которое связано с обращением к демонам, не является незаконным.

Возражение 3. Далее, узнавать правду, когда она нужна, у тех, кому она известна, представляется законным. Но иногда нужно знать то, что от нас сокрыто и может быть познано через посредство демонов, например, когда речь идет о разоблачении вора. Следовательно, предсказание, связанное с обращением к демонам, не является незаконным.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, …вызывающий духов» (Вт. 18:10, 11).

Отвечаю: любое предсказание, связанное с призванием демонов, незаконно, и так это по двум причинам. Первая связана с началом предсказания, каковое суть преднамеренный сговор с демоном, что со всей очевидностью следует из самого факта его призыва. Это совершенно незаконно, и потому о таких людях в Писании сказано: «Вы говорите: «Мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор»» (Ис. 28:15). Особенно же тяжким это преступление является в тех случаях, когда призванному демону предлагается жертва или оказывается почитание. Вторая причина связана со следствием. В самом деле, демон, который стремится погубить человека, подчас сообщает ему правду затем, чтобы приучить его верить ему и исподволь подвести к тому, что причинит ущерб спасению человечества. Поэтому Афанасий, комментируя слова из евангелия от Луки: «Иисус запретил ему, сказав: «Замолчи и выйди из него!»» (Лк. 4:35), говорит: «Хотя демон и признавал истину, Христос положил конец его речи, чтобы не дать тому вместе с истиной сеять и свое зло, а ещё – чтобы научить нас не придавать значения подобным вещам, даже если они по большей части и являются истинными. Да и как это может не быть злом, если мы, имея божественное Священное Писание, обращаемся за знаниями к демонам».

Ответ на возражение 1. Как говорит Беда, комментируя слова из евангелия от Луки (Лк. 8:30), «Господь спросил не потому, что не знал, а для того, чтобы та болезнь, от которой страдал больной, сделалась очевидной, вследствие чего власть Исцелителя воссияла для всех наиболее благодатно». Но одно дело спрашивать демона, прибывшего к нам по собственному почину (а ради блага других это бывает даже законным, особенно если понуждать демона сообщать истину именем Господа), и совсем другое – призывать демона, чтобы получить от него знание скрытых от нас вещей.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «нет ничего нелепого в вере в то, что дух праведника явился к покаранному царю с божественным осуждением не под влиянием волшебного искусства или силы, а вследствие некоторого таинственного дозволения, о котором не знали ни ведьма, ни Саул. А ещё можно предположить, что покой Самуилова духа вообще потревожен не был, но был представлен некий призрак или ложный образ, результат дьявольских козней, который в Священном Писании выведен под именем Самуила постольку, поскольку образы вещей принято называть именами самих вещей».

Ответ на возражение

Скачать:TXTPDF

Сумма Теологии. Том VIII Аквинский читать, Сумма Теологии. Том VIII Аквинский читать бесплатно, Сумма Теологии. Том VIII Аквинский читать онлайн