эта причина является действенной. Но если они обусловлены действиями демонов, с которыми вступили в сговор или явно, призвав их для этой цели, или неявно, пытаясь предсказывать вне поля действенности причины, то тогда речь идет о незаконном и суеверном предсказании.
Сказанного достаточно для ответа на все возражения.
Раздел 7. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДСКАЗАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯМИ, ГАДАНИЯМИ И ДРУГИМИ ПОДОБНОГО РОДА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ВНЕШНИМИ ВЕЩАМИ, НЕЗАКОННЫМ?
С седьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предсказание, связанное с предзнаменованиями, гаданиями и другими подобного рода наблюдениями за внешними вещами, не является незаконным. Ведь если бы оно было незаконным, святые никогда бы не прибегали к нему. Но мы читаем о том, что Иосиф занимался гаданиями, поскольку его слуга говорит: «Для чего украли у меня серебряную чашу? Не та ли это, из которой пьет господин мой (и он гадает на ней)» (Быт. 44:4, 5); и сам он далее говорит братьям: «Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?» (Быт. 44:15). Следовательно, в использовании этого вида предсказания нет ничего незаконного.
Возражение 2. Далее, птицы по природе знают некоторые вещи о будущих временах, согласно сказанному в Писании: «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь» (Иер. 8:7). Но естественное знание безошибочно и исходит от Бога. Следовательно, в использовании знания птиц для предвидения будущего, то есть в предсказании по предзнаменованиям, нет ничего незаконного.
Возражение 3. Далее, одним из святых назван Гедеон (Евр. 11:32). Но Гедеон обращал внимание на предзнаменования, когда выслушивал описание и толкование сна (Суд. 7:15), и точно так же поступал слуга Авраама Елиезер (Быт. 24). Следовательно, похоже, что этот вид предсказания не является незаконным.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Не должен находиться у тебя… гадатель» (Вт. 18:10).
Отвечаю: движения или крики птиц и любые другие расположения, наблюдаемые в подобных вещах, никак не могут являться причинами будущих событий, и потому будущее не может быть предузнано в них как в своих причинах. Из этого следует, что если благодаря ним и может быть познано что-либо в будущем, то только потому, что или их причины одновременно являются причинами будущих событий, или они ими обозначаются. Затем, причиной действий лишенных разума животных является некий инстинкт, посредством которого они склоняются к естественным движениям, поскольку сами они не являются хозяевами собственных действий. Этот инстинкт может проистекать из двоякой причины. Во-первых, он может обусловливаться телесной причиной. В самом деле, коль скоро лишенные разума животные наделены только чувственной душой, любая способность которой является актом телесного органа, их душа зависит от расположения окружающих тел, и в первую очередь – тел небесных. Следовательно, некоторые из их действий могут являться предзнаменованиями будущего в той мере, в какой они сообразованы с расположениями небесных тел и окружающего воздуха, с которыми связаны некоторые будущие события. Однако здесь нам надлежит принимать во внимание две вещи. Во-первых, ту, что такие наблюдения можно использовать для предвидения только тех будущих вещей, которые также можно предвидеть на основании движений небесных тел, о чем уже было сказано (5). Во-вторых, ту, что их нельзя прилагать к тем вещам, которые никак не связаны с этими животными (ведь обретенное ими через посредство небесных тел естественное знание, или инстинкт, например, относительно связанных с дождями, ветрами и т. п. изменений, относится к тому, что необходимо для их жизни).
Во-вторых, этот инстинкт может быть обусловлен духовной причиной, а именно: либо Богом, как это имело место в случае нисшедшего на Христа голубя, ворона, который кормил Илию, и кита, который проглотил и исторг Иону, либо демонами, которые используют этих лишенных разума животных для того, чтобы прельстить наши умы суетными представлениями. Все вышесказанное справедливо в отношении всех такого рода вещей, за исключением предвещаний, поскольку человеческие слова, которые считаются предзнаменованиями, не подчинены расположению звезд, но иногда их упорядочивает божественное Провидение, а иногда – демонские козни.
Поэтому нам надлежит говорить, что любое такого рода предсказание, если оно выходит за рамки порядка природы или божественного Провидения, суеверно и незаконно.
Ответ на возражение 1. По мнению Августина, слова Иосифа о том, что он является непревзойденным гадателем, сказаны им в шутку, а не всерьез, поскольку таковой была о нем молва, и в том же смысле говорил и его слуга.
Ответ на возражение 2. Приведенные слова сказаны о том знании, которым обладают птицы в отношении связанных с ними вещей, и если кто-либо хочет познать эти вещи, то он вправе наблюдать за их криками и движениями. Так, например, частое карканье ворон свидетельствует о том, что скоро пойдет дождь.
Ответ на возражение 3. Гедеон, выслушивая подробное описание и толкование сна, видел в нем предзнаменование, определенное для его наставления божественным Провидением. И точно так же Елиезер вслушивался в слова девицы, перед тем помолившись Богу.
Раздел 8. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕЗАКОННЫМ ПРЕДСКАЗАНИЕ ПО ЖРЕБИЮ?
С восьмым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предсказание по жребию не является незаконным. Так, Августин, комментируя слова Писания: «В Твоей руке – жребий мой»581 (Пс. 30:16), говорит: «Нет ничего предосудительного в бросании жребия, поскольку в тех случаях, когда человек пребывает в сомнении, это является средством выяснения божественной воли».
Возражение 2. Далее в тех соблюдениях, в которых, согласно Священному Писанию, принимали участие святые, похоже, нет ничего незаконного. Но как в Ветхом, так и в Новом Завете встречаются святые, которые принимали участие в бросании жребия. Так, нам рассказывают, что Иисус Навин по распоряжению Господа провозгласил жребий похитившего заклятое Ахана (Нав. 7). И Саул, бросив жребий, определил, что мед ел его сын Ионафан (1 Цар. 14:42); и Иона, когда он плыл от лица Господа, был разоблачен жребием и брошен в море (Иона 1, 7); и Захария был выбран по жребию для каждения (Лк. 1:9); и апостолы по жребию выбрали Матфия на апостольство (Деян. 1:26). Следовательно, похоже на то, что предсказание по жребию не является незаконным.
Возражение 3. Далее, кулачные поединки, то есть бои один на один, а также испытания огнем и водой, которые называются «народными» испытаниями, похоже, являются своего рода гаданиями, поскольку с их помощью пытаются установить неизвестную истину. Тем не менее, дело представляется так, что все это является законным, поскольку Давид принял участие в поединке с филистимлянином (1 Цар. 17). Следовательно, похоже на то, что предсказание по жребию не является незаконным.
Этому противоречит сказанное в «Декреталиях»: «Сим устанавливается, что бросание жребия, к которому вы прибегаете всякий раз, когда замышляете какое-то начинание, и которое было осуждено вашими отцами, является не чем иным, как предсказанием и колдовством. По этой причине все это осуждается и впредь не должно использоваться христианами под страхом анафемы».
Отвечаю: как уже было сказано (3), гадание в строгом смысле слова есть совершение некоторых действий для того, чтобы, наблюдая за их результатом, можно было обрести некоторое знание о неизвестном. Если, бросая жребий, кто-либо стремится узнать, какое ему причитается имущество, награда, звание, наказание или какое-то действие, то это называется «долевым гаданием»; если он хочет узнать, что должно быть исполнено, то это называется «совещательным гаданием»; если он хочет узнать, что должно произойти, то это называется «предсказательным гаданием». Затем, действия человека, которые необходимы для гадания, равно как и их следствия, не являются субъектами расположения звезд. Поэтому если кто-либо, занимаясь гаданием, полагает, что следствия необходимых для гадания человеческих действий зависят от расположения звезд, то такое его мнение суетно и ложно и, следовательно, сопряжено с вмешательством демонов, и потому предсказание этого вида суеверно и незаконно.
Впрочем, помимо указанной причины следствия гадательных действий могут быть также усвоены случаю или какой-то определяющей духовной причине. Если мы усваиваем их случаю, и это имеет место в «долевом гадании», то здесь вряд ли можно говорить о каком-либо пороке помимо суетности, как это бывает в случае тех людей, которые никак не могут договориться друг с другом о справедливом дележе, и потому тянут жребий, предоставляя случаю решать, какая часть достанется каждому из них.
Если, с другой стороны, принятие решения по жребию связано с духовной причиной, то её подчас должно усваивать демонам. Так, мы читаем в Писании, что «царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья – трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень» (Иез. 21:21). Гадание этого вида является незаконным и запрещено канонами.
Однако в некоторых случаях решение предоставляется Богу, согласно сказанному в Писании: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Прит. 16:33). Гадание этого вида, как говорит Августин, само по себе не является дурным.
Впрочем, и оно может быть греховным по одной из четырех причин. Во-первых, если кто-либо прибегает к жребию без особой на то нужды, поскольку это, похоже, означает искушать Бога. Поэтому Амвросий, комментируя слова из евангелия от Луки (Лк. 1:9), говорит: «Тот, кто избран по жребию, не зависит от людской молвы». Во-вторых, если в случае нужды к жребию прибегают без должной почтительности. Поэтому Беда, комментируя «Деяния святых апостолов», говорит: «Если кто-либо, имея нужду, думает, что он по примеру апостолов может испрашивать Бога посредством бросания жребия, то пусть не забывает о том, что сами апостолы не дозволяли себе этого иначе, как только созвавши собрание братьев и излив свои чувства в молитве Богу». В-третьих, если божественные откровения неправильно прилагаются к земным делам. Поэтому Августин говорит, что «гадание по страницам Евангелия, хотя оно, конечно, лучше, чем обращение за советами к демонам, тем не менее, не может быть мною одобрено, поскольку не должно прилагать божественные откровения к мирским делам и суетным вещам нынешней жизни». В-четвёртых, если кто-либо решает тянуть жребий во время церковных выборов, которые должны происходить по вдохновению Святого Духа. Поэтому Беда говорит: «До Пятидесятницы избрание Матфия было определено по жребию», поскольку тогда вся полнота Святого Духа ещё не излилась на Церковь, «тогда как те же дьяконы были определены не по жребию, но избраны учениками». Действительно, эти (то есть духовные) почести отличаются от земных, которые связаны с распоряжением земными вещами; в последнем случае при выборе людей, равно как и при распределении земного имущества, нередко прибегают к жребию.
Если же имеет место неотложная потребность и соблюдена должная почтительность, то в обращении к божественному решению посредством бросания жребия нет ничего незаконного. Поэтому Августин говорит: «Если во времена гонений служители Божий не могут прийти к согласию о том, кому из них надлежит остаться на своем месте, а кому – бежать