Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том X

и до Своей смерти Христос был сопричастником. Но сопричастники не заслуживают награды, поскольку горняя любовь сопричастника является наградой блаженства, от которого зависит его наслаждение. Поэтому она не представляется тем, что может являться началом заслуги (ведь заслуга и награда – это разные вещи). Следовательно, Христос до Своих страстей не заслуживал награды, как не заслуживает Он ее и теперь.

Возражение 2. Далее, никто не заслуживает награды за то, что ему присуще. Но коль скоро Христос по природе есть Сын Божий, Ему присуще вечное наследование, которое другие люди заслуживают своими делами. Следовательно, Христос, Который от начала был Словом Божиим, не мог заслужить что-либо для Себя.

Возражение 3. Далее, всякий, кто обладает началом, не может в строгом смысле слова заслужить то, что вытекает из этого начала. Но Христос обладает славой души, которая, по словам Августина, в естественном порядке должна перетекать в славу тела, хотя по произволению Божию в Христе слава души не перетекала в тело. Следовательно, Христос не заслужил славы тела.

Возражение 4. Кроме того, свидетельством превосходства Христа является благо, но не Самого Христа, а тех, кто Его познал. Поэтому им в качестве награды обещана любовь Христова и то, что Он явится им, согласно сказанному в Писании: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам!» (Ин. 14:21). Следовательно, Христос не заслужил свидетельства Своего величия.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Быв послушным даже до смерти… посему и Бог превознес Его» (Филип. 2:8, 9). Таким образом, Своим послушанием Он заслужил Свое превозношение и, следовательно, Он заслужил нечто и для Себя.

Отвечаю: обладать чем-то благим через посредство самого себя гораздо лучше, чем обладать им через посредство другого, поскольку, как сказано в восьмой книге «Физики», «то, что является причиной само по себе, всегда превосходней того, что является причиной через посредство другого»282. Затем, о ком-либо говорят как об имеющем через посредство самого себя в тех случаях, когда он в той или иной мере является причиной. Но каким бы благом мы не владели, первой его причиной и источником является Бог, и в этом смысле никакая тварь не обладает каким бы тот ни было благом через посредство самой себя, согласно сказанному в Писании: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор. 4:7). Однако вторичным образом каждый может являться причиной своего обладания чем-либо добрым постольку, поскольку он содействует в этом Богу, и в этом смысле тот, кто обладает чем-либо благодаря своей заслуге, обладает этим через посредство самого себя. Отсюда понятно, что лучше обладать вещью заслуженно, чем незаслуженно.

Далее, коль скоро Христу должно усваивать всяческое совершенство и величие, из этого следует, что Он должен заслуженно обладать всем тем, чем заслуженно обладают и другие, если только природа этого не является такой, что его отсутствие умалило бы достоинство и совершенство Христа больше, чем получение Им его согласно заслуге. Поэтому Он не заслуживал ни благодати, ни знания, ни блаженства Своей души, ни Божества, в противном бы случае, коль скоро заслуга связана с тем, чем еще не владеют, Христу было бы необходимо какое-то время обходиться без них, что умалило бы достоинство Христа больше, чем могла бы увеличить его заслуга. Но слава тела и тому подобное есть нечто меньшее, чем достоинство заслуги, которая связана с добродетелью любви. Следовательно, нам надлежит говорить, что Христос заслужил славу Своего тела и все то, что относится к Его внешнему превосходству, например Вознесение, почитание и прочее. Из сказанного очевидно, что Он мог заслужить нечто и для Себя.

Ответ на возражение 1. Наслаждение, являющееся актом горней любви, принадлежит славе души, которую Христос не заслуживал. Поэтому если Он заслужил что-либо посредством любви, то это вовсе не означает, что заслуга и награда есть то же самое. И при этом Он заслуживал посредством любви не как любви сопричастника, а как любви странника, поскольку, как было показано выше (15, 10), Он был одновременно странником и сопричастником. А коль скоро Он уже не является странником, то Он не находится и в состоянии заслуживающего.

Ответ на возражение 2. Поскольку по природе Христос есть Бог и Сын Божий, божественная слава и господство над всем приличествует Ему как первому и наивысшему Господину. Однако слава приличествует Ему и как блаженному человеку, так что ею Он обладает отчасти без какой бы то ни было заслуги, а отчасти заслуженно, о чем уже было сказано.

Ответ на возражение 3. По божественному произволению слава перетекает из души в тело так, чтобы это соответствовало человеческой заслуге. Ведь коль скоро человек обретает заслугу посредством акта души, который исполняется в теле, то и наградой его является слава души, которая перетекает в тело. Поэтому заслуга касается не только славы души, но и славы тела, согласно сказанному в Писании: «Он… оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас»283 (Рим. 8:11). И таким вот образом она могла быть заслуженной Христом.

Ответ на возражение 4. Свидетельством превосходства Христа является Его благо как существующее в знании других, хотя с точки зрения того бытия, которым другие обладают в самих себе, оно в первую очередь принадлежит благу познавших Его. Однако и оно относится к Христу постольку, поскольку они суть Его члены.

Раздел 4. Мог ли Христос заслужить что-либо для других?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не мог заслужить что– либо для других. Ведь сказано же в Писании: «Душа согрешающая – да умрет!» (Иез. 18:4). Поэтому точно так же душа заслуживающая должна быть вознаграждена. Следовательно, Христос не мог заслужить что-либо для других.

Возражение 2. Далее, все мы, согласно евангелисту, приняли от полноты благодати Христа (Ин. 1:16). Но одни, принявшие от благодати Христа, не могут заслужить что-либо для других. Ведь сказано же в Писании, что если бы «Ной, Даниил и Иов жили в городе том… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души»284 (Иез. 14:20). Следовательно, Христос не мог заслужить что-либо для нас.

Возражение 3. Далее, «воздаяние», которое мы заслуживаем, «вменяется не по милости, но по правде»285 (Рим. 4:4). Таким образом, если бы Христос заслуживал наше спасение, из этого бы следовало, что коль скоро спасение не по милости, а по правде, и при этом заслуга Христа простирается на всех, то Он поступил бы не по правде в отношении тех, которых Он не спасет.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). Таким образом, преступление Адама повлекло осуждение других. Следовательно, тем более заслуга Христа простирается на других.

Отвечаю: как уже было сказано (8, 5), благодать наличествовала в Христе не только как в индивиде, но и как в Главе всей Церкви, с Которой мы соединены как с головой члены, вместе образуя одну мистическую личность. Таким образом, заслуга Христа простирается на других постольку, поскольку они суть Его члены, подобно тому, как и в человеке действие головы простирается на все его члены, поскольку она сознает не только ради себя, но ради всех членов.

Ответ на возражение 1. Грех индивида вредит только ему самому, в то время как грех Адама, который был установлен Богом в качестве начала целой природы, передается другим посредством плотского воспроизведения. И точно так же заслуга Христа, Который был установлен Богом в качестве Главы всех людей со стороны благодати, простирается на всех Его членов.

Ответ на возражение 2. Другие принимают от Христа не всю полноту благодати, а только некоторую частную благодать, и потому они не могут заслужить что-либо для других так, как это может Христос.

Ответ на возражение 3. Как грех Адама простирается на других только посредством плотского порождения, точно так же и заслуга Христа простирается на других только посредством духовного возрождения, которое происходит при крещении, посредством которого мы облекаемся в Христа, согласно сказанному в Писании: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27), а попускается нам облечься в Христа исключительно по благодати. Поэтому спасение человека происходит по благодати.

Вопрос 20. О подчинении Христа Отцу

Далее нам предстоит рассмотреть то, что принадлежит Христу В отношении Его Отца. Кое-что из этого сказывается о Нем по причине Его отношения к Отцу, например, что Он был подчинен Ему, что Он молился Ему и что Он служил Ему как священник. А кое-что сказывается или может сказываться о Нем по причине отношения к Нему Отца, например, что Отец усыновил Его и что Он Его предопределил.

Таким образом, мы должны исследовать: во-первых, подчинение Христа Отцу; во-вторых, Его молитву; в-третьих, Его священничество; в-четвертых, усыновление, а именно приличествует ли оно Ему; в-пятых, Его предопределение.

Под первым заглавием будет рассмотрено два пункта: 1) подчинен ли Христос Отцу; 2) подчинен ли Он Самому Себе.

Раздел 1. Можно ли говорить, что Христос подчинен Отцу?

С первым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что нельзя говорить, что Христос был подчинен Отцу. В самом деле, все, подчиненное Отцу, сотворено, тогда как в Троице нет ни зависимости, ни подчиненности. Но ранее (16, 8) мы уже показали, что мы не можем просто говорить о Христе как о твари. Следовательно, мы не можем просто говорить, что Христос подчинен Богу Отцу.

Возражение 2. Далее, о вещи говорят как о подчиненной Богу тогда, когда она служит Его господству. Но мы не можем приписывать служение человеческой природе Христа; так, Дамаскин говорит: «Надобно также знать, что мы не можем называть ее», то есть человеческую природу Христа, «рабской, ибо понятия «рабство” и “господство», равно как и понятия «отцовство» и «сыновство”, характеризуют не естество, но отношение»286. Следовательно, Христос в Своей человеческой природе не подчинен Богу Отцу.

Возражение 3. Далее, в Писании сказано: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). И еще сказано: «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр. 2:8). Следовательно, Он еще не подчинен Отцу, Покорившему все Ему

Этому противоречит сказанное Самим Господом: «Отец Мой – более Меня» (Ин. 14:28); и Августин говорит: «Не зря в Писании сказано и об одном, и о другом: о Сыне, равном Отцу, и об Отце, большем Сына. Ибо, несомненно, одно мыслится в связи с образом Божиим, другое – в связи с образом раба»287. Но меньшее подчиняется большему. Следовательно, в образе раба Христос подчинен

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том X Аквинский читать, Сумма теологии. Том X Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том X Аквинский читать онлайн