Скачать:TXTPDF
Сумма теологии. Том X

Отцу.

Отвечаю: тот, кто обладает природой, обладает также и тем, что свойственно этой природе. Но человеческой природе от самого ее начала свойственно быть подчиненной Богу причем трояко. Первая подчиненность связана со степенью совершенства, поскольку божественная Природа, как явствует из сказанного Дионисием, является самою сущностью совершенства288, в то время как сотворенная природа только причастна божественному совершенству, являясь субъектом, так сказать, осияния лучами этого совершенства. Во-вторых, человеческая природа подчинена Богу по причине силы Божией, поскольку человеческая природа, равно как и всякая тварь, подчинена действию божественного определения. В-третьих, человеческая природа особым образом подчинена Богу через посредство присущего ей акта, поскольку повинуется Его предписаниям по своей собственной воле. И это тройственное подчинение было преподано нам Христом. Первое когда Он сказал: «Что ты называешь Меня “благим”? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Иероним, комментируя эти слова, замечает, что «тот, кто назвал Его благим учителем, но при этом не сознавал, что Он Бог и Сын Божий, понял, что никакой человек, даже святой, по сравнению с Богом не благ». Кроме того, этим Он дал нам понять что Сам Он в Своей человеческой природе не достигал высот божественной благости. В самом деле, как пишет Августин, «в тех вещах, чье величие не в телесном, быть большим означает быть лучшим»289. В связи с этим об Отце сказано, что Он больше Христа в Его человеческой природе. Второе подчинение усваивается Христу постольку, поскольку считается, что все, что происходило с Христом, происходило по божественному определению. Поэтому Дионисий говорит, что Христос «с покорностью подчиняет Себя распоряжениям Бога Отца»290. Это подчинение является подчинением служения, посредством которого «работает Тебе всякое создание Твое» (Иудифь. 16, 14), будучи подчинено распоряжениям Бога, согласно сказанному в Писании о том, что «тварь служит Тебе, Творцу» (Прем. 16:24). В указанном смысле о Сыне Божием говорится как о принявшем «образ раба» (Филип. 2:7). Третье подчинение Он усваивает Себе, когда говорит: «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29). И это подчинение Отцу есть повиновение до смерти, в связи с чем читаем, что Он был «послушным» Отцу «даже до смерти» (Филип. 2:8).

Ответ на возражение 1. Подобно тому, как мы должны полагать Христа тварью не просто, но – только в Его человеческой природе, независимо оттого, сделана ли эта оговорка или нет, о чем уже было сказано (16, 8), точно так же мы должны полагать, что Христос подчинен Отцу не просто, но – только в Своей человеческой природе, даже если эта оговорка не добавлена, хотя, конечно, лучше ее добавлять, чтобы не впасть в заблуждение Ария, утверждавшего, что Сын меньше Отца.

Ответ на возражение 2. Отношение рабства и господства основано на действии и претерпевании, поскольку рабу свойственно приводиться в движение волей своего господина. Но действие усваивается как действователю не природе, а личности, поскольку, согласно Философу, «всякое действие относится к «подлежащему” и единичному»291. Природе же действие усваивается как тому, посредством чего действует личность, или ипостась. Поэтому хотя о природе и можно опосредованно сказать, что она управляет или служит, тем не менее в собственном смысле слова следует говорить, что управляет или служит некоторая ипостась, или личность, в той или этой вот природе. Таким образом, ничто не препятствует тому, чтобы Христос в человеческой природе был подчинен Отцу или служил Ему.

Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «Христос предаст царство Богу и Отцу тогда, когда приведет верующих, которыми ныне Он правит, к созерцанию»292, а именно к созерцанию сущности, общей Отцу и Сыну, и тогда Он станет полностью покорен Отцу не только в Себе, но также и в Своих членах посредством их полной причастности Божеству. Тогда же и все вещи будут полностью покорны Ему по причине окончательного исполнения относительно них Его воли, хотя и ныне все вещи покорны Ему в отношении Его власти, согласно сказанному в Писании: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18).

Раздел 2. Подчинен ли Христос самому себе?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не подчинен Самому Себе. Так, Кирилл в синодальном письме к Эфесскому собору пишет: «Христос не является ни рабом, ни господином Самого Себя. Думать или говорить подобное есть глупость или, скорее, нечестие». Почти слово в слово вторит ему Дамаскин: «Христос, будучи единым, не может быть одновременно рабом и господином Самого Себя»293. Но о Христе говорят как о рабе Отца постольку, поскольку Он подчинен Ему. Следовательно, Христос не подчинен Самому Себе.

Возражение 2. Далее, раб соотносится с господином. Но ничто не может соотноситься с собой, в связи с чем Иларий говорит, что ничто не является подобным или равным себе294. Поэтому о Христе нельзя говорить как о рабе Себя и, следовательно, как о подчиненном Самому Себе.

Возражение 3. Далее, по словам Афанасия, «как разумная душа и плоть вместе есть один человек, точно так же Бог и человек вместе есть один Христос». Но о человеке не говорят ни как о подчиненном себе, ни как о рабе себя, ни как о большем себя постольку, поскольку его тело подчинено его душе. Следовательно, и о Христе нельзя говорить как о подчиненном Самому Себе постольку, поскольку Его Человечество подчинено Его Божеству.

Этому противоречит следующее: Августин говорит: «Истина показывает», а именно через посредство того, что Отец больше Христа в человеческой природе, «что Сын меньше Самого Себя»295.

Далее, он доказывает, что образ раба был принят Сыном Божиим так, что не утратился образ Божий296. Но по причине образа Божия, который является общим Отцу и Сыну, Отец больше Сына в человеческой природе. Следовательно, Сын больше Самого Себя в человеческой природе.

Далее, Христос в Своей человеческой природе является рабом Бога Отца, согласно сказанному в Писании: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Но раб Отца является рабом и Сына, в противном бы случае не все из того, что принадлежит Отцу, принадлежало бы и Сыну. Следовательно, Христос является рабом Себя и подчинен Сдмому Себе.

Отвечаю: как уже было сказано (1), бытие господином или рабом усваивается личности, или ипостаси, согласно ее природе. Поэтому когда говорят, что Христос есть господин или раб Самого Себя, или что Слово Божие есть Господь Человека Христа, то это можно понимать двояко. Во-первых, так, что это сказано по причине другой ипостаси, или личности, как если бы была господская личность Слова Божия и рабская личность человека, и таковой была ересь Нестория. Поэтому, отлучая Нестория, Эфесский собор постановил: «Кто называет Слово, сущее от Бога Отца, Богом или Господом Христом, но не исповедует, что Он один и тот же вместе есть Бог и человек, поелику Слово стало плотью, по Писаниям, да будет анафема». Именно такое понимание и отрицают Кирилл и Дамаскин, и точно так же в указанном смысле надлежит отрицать, что Христос меньше Себя или подчинен Самому Себе. Во-вторых, это можно понимать как сказанное по причине различия природ в одной личности, или ипостаси. И в этом смысле мы можем говорить, что в одной из них, которая обща Ему и Отцу, Он правит и господствует вместе с Отцом, а в другой природе, которая обща Ему и нам, Он есть подчиненный и раб, и именно это имеет в виду Августин, когда говорит, что «Сын меньше Самого Себя».

Однако нам не следует забывать, что имя «Христос», равно как и имя «Сын», является именем Лица, и потому все вещи, которые принадлежат Христу по причине Его Лица, Которое вечно, и в первую очередь – те отношения, которые представляются в наибольшей степени свойственными Лицу, или ипостаси, сказываются о Нем сущностно и абсолютно. А все то, что принадлежит Ему в Его человеческой природе, усваивается Ему с оговоркой. Так, мы должны усваивать Христу то, что Он есть наибольший, Господь и Правитель, просто, тогда как то, что Он подчинен, раб или меньший, мы должны усваивать Ему с оговоркой: «В Его человеческой природе».

Ответ на возражение 1. Кирилл и Дамаскин отрицают господство Христа потому, что оно подразумевает множественность «подлежащих», которая необходима для того, чтобы один мог быть господином другого.

Ответ на возражение 2. Если говорить просто, то необходимо, чтобы господин отличался от раба, однако в настоящем случае некоторое понятие господства и рабства может быть сохранено постольку, поскольку один и тот же является господином и рабом Себя в разных отношениях.

Ответ на возражение 3. В связи с наличием в человеке различных частей, одни из которых являются высшими, а другие – низшими, Философ говорит, что может существовать правосудность между человеком и им самим, а именно постольку, поскольку раздражительные и вожделеющие способности подчинены разуму297. Следовательно, в указанном смысле, то есть с точки зрения различных частей, о человеке можно говорить как о подчиненном себе и рабе себя.

Что же касается остальных аргументов, то ответ на них очевиден из сказанного, поскольку Августин утверждает, что Сын меньше Себя и что Он подчинен Себе в Своей человеческой природе, а не по причине различия «подлежащих».

Вопрос 21. О молитве Христа

Теперь мы должны рассмотреть молитву Христа, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) насколько подобающим является то, что Христос должен молиться: 2) свойственно ли это Ему со стороны Его чувственности; 3) приличествует ли Ему молиться ради Себя или же только ради других; 4) каждая ли Его молитва была услышана.

Раздел 1. Подобает ли Христу молиться?

С первым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не подобает молиться. Ведь сказал же Дамаскин, что «молитва есть прошение у Бога того, что прилично»298. Но поскольку Христос может все, то прошение Им чего-либо у кого бы то ни было не представляется приличным. Следовательно, похоже на то, что Христу не подобает молиться.

Возражение 2. Далее, нам не следует молитвенно просить о том, что, как нам достоверно известно, должно произойти; так, мы не молимся о том, чтобы завтра взошло солнце. И точно также не приличествует молитвенно просить о том, что, как мы знаем, произойти не должно. Но Христос знал обо всем, что произойдет или не произойдет. Следовательно, Его молитвенная просьба о чем бы то ни было представляется неподобающей.

Возражение 3. Далее, Дамаскин говорит, что «молитва есть восхождение ума к Богу»299. Но ум Христа не нуждается в восхождении к Богу, поскольку Его ум был всегда соединен с Богом, причем не только по ипостаси, но также и посредством наслаждения блаженством. Следовательно, Христу

Скачать:TXTPDF

Сумма теологии. Том X Аквинский читать, Сумма теологии. Том X Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том X Аквинский читать онлайн