согласно сказанному в Писании о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Следовательно, посредством молитвы, в которой Он просил для Себя, в определенном смысле Он также просил и для других. Ведь если кто-либо испрашивает у Бога благо для того, чтобы использовать его во благо другим, то он молится не только ради себе, но и ради других.
Раздел 4. Всегда ли была услышана молитва Христа?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что молитва Христа не всегда была услышана. В самом деле, в Писании сказано, что Он молил, чтобы Его миновала чаша Его страстей (Мф. 26:39), но она не миновала Его. Следовательно, похоже, что не каждая Его молитва была услышана.
Возражение 2. Далее, Он молился о том, чтобы был прощен грех тех, кто мучил Его (Лк. 23:34). Однако не всем им был прощен их грех, поскольку считается, что евреи были за это наказаны. Следовательно, похоже, что не каждая Его молитва была услышана.
Возражение 3. Далее, Господь молился о верующих в Него по слову апостолов, чтобы они были едино в Нем и с Ним (Ин. 17:20-24). Но не все могут этого достигнуть. Следовательно, не каждая Его молитва была услышана.
Возражение 4. Кроме того, в Писании сказано от имени человека Христа: «Я вопию днем – и Ты не внемлешь мне» (Пс. 21:3). Следовательно, не каждая Его молитва была услышана.
Этому противоречат следующие слова апостола: «Он… с сильным воплем и со слезами принес молитвы… и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7).
Отвечаю: как уже было сказано (1), молитва является изъявлением человеческой воли. Поэтому удовлетворением просьбы молящегося является исполнение его воли. Затем, в строгом смысле слова человеческой волей является желание разума, поскольку в абсолютном смысле нашей волей является то, что мы желаем в соответствии с суждением разума. В то же время то, что мы желаем в соответствии с движением чувственности или же посредством простой, то есть естественной воли, можно считать волей не абсолютно, а условно, то есть при условии, что она не встречает никакого препятствия со стороны обдумывающего разума. Поэтому такое желание было бы правильней называть склонностью, а не волей, поскольку оно может склонить волю только в том случае, если не встретит никакого препятствия.
Но в соответствии с желанием разума Христос не желал ничего иного помимо того, что, как Ему было ведомо, желал Бог. Поэтому любая, в том числе и человеческая воля Христа, если понимать ее в строгом смысле слова, исполнялась постольку, постольку она было сообразована с волей Божией; следовательно, исполнялась и каждая Его молитва. Впрочем, в указанном отношении, а именно при сообразовании своей воли с волей Божией, исполняются все молитвы всех людей, согласно сказанному в Писании: «Испытующий же сердца знает», и полностью одобряет, «какая мысль у Духа», то есть к чему побуждает Дух волю святых, «потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией», то есть в соответствии с божественной волей (Рим. 8:27).
Ответ на возражение 1. Эту молитву о миновании чаши святые толкуют по-разному. Так, по словам Илария, «когда Он просит, чтобы она миновала Его, Он молится не о том, чтобы избежать встречи с нею, а о том, чтобы другие могли разделить с Ним то, что может миновать от Него к ним, так что смысл сказанного таков: “Я принимаю чашу страстей для того, чтобы другие могли пить из нее с неизменной надеждой, с непоколебимостью перед муками и без страха перед смертью”».
Или же, согласно Иерониму, «Он специально говорит: “Чаша сия”, имея в виду евреев, то есть: “Они не вправе оправдываться тем, что предали Меня смерти по неведенью, поскольку у них были Закон и Пророки, которые предвозвещали обо Мне”».
Или же, согласно Дионисию Александрийскому, «когда Он говорит: “Да минует Меня чаша сия”, Он не имеет в виду: “Пусть ее вовсе не будет», поскольку если бы ее не было, она не могла бы и миновать. И коль скоро минование не означает ни нетронутости, ни неизменности, то Спаситель молит о небольшой отсрочке неизбежного испытания».
Наконец, Амвросий, Ориген и Златоуст говорят, что Он так молился «как человек», поскольку по Своей естественной воле Он не желал умирать.
Таким образом, если понимать сказанное так, как это понимает Иларий, а именно что Он молился о том, чтобы другие мученики могли быть подражателями Его страстей, или же так, что Он просил, чтобы Его не беспокоил страх перед питьем из чаши, или же чтобы смерть не удерживала Его, то Его молитва была исполнена. Но если понимать это так, что Он молился о том, чтобы не пить из чаши страстей и смерти, или же о том, чтобы не принять это питье из рук евреев, то в таком случае Его просьба не была исполнена, поскольку желанием Его разума, сформулировавшего эту просьбу, было не ее исполнение, а наше наставление, ибо таковой была Его воля, чтобы мы знали о наличии в Нем как в человеке естественной воли и движения чувственности.
Ответ на возражение 2. Господь молился не обо всех тех, кто Его мучил, и даже не обо всех тех, кто в Него уверует, но только о тех, которые были предопределены обрести через Него вечную жизнь.
Ответ на возражение 3 очевиден из сказанного.
Ответ на возражение 4. Когда Он говорит: «Я вопию днем – и Ты не внемлешь мне», нам должно понимать эти слова как сказанные о желании чувственности, которая стремилась избегнуть смерти. Но со стороны желания Его разума Он, как уже было сказано, был услышан всегда.
Вопрос 22. О священничестве Христа
Далее мы исследуем священничество Христа, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) приличествует ли Христу быть священником: 2) о приносимой этим священником жертве: 3) о следствии этого священничества: 4) относилось ли следствие Его священничества к Нему или же только к другим: 5) о вечности Его священничества: 6) можно ли называть Его «священником по чину Мельхиседека».
Раздел 1. Приличествует ли Христу быть священником?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествует быть священником. В самом деле, священник ниже ангела, в связи с чем читаем о том, что Господь показал «великого иерея, стоящего пред ангелом» (Зах. 3:1). Но Христос возвышеннее ангелов, согласно сказанному в Писании: «Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1:4). Следовательно, Христу не приличествует быть священником.
Возражение 2. Далее, вещи, о которых сказано в Ветхом Завете, являются образами Христа, согласно сказанному в Писании: «Это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:17). Но Христос не произошел от священников Старого Закона, в связи с чем апостол говорит: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (о котором Моисей ничего не сказал относительно священства)» (Евр. 7:14). Следовательно, Христу не приличествует быть священником.
Возражение 3. Далее, в Старом Законе, который является образом Христа, законодатели отличаются от священников; так, Господь говорит законодателю Моисею: «Возьми к себе Аарона, брата твоего, …чтобы он был священником Мне» (Исх. 28:1). Но Христос есть законодатель Нового Закона, согласно сказанному в Писании: «Вложу закон Мой во внутренность их» (Мер. 31,33). Следовательно, Христу не приличествует быть священником.
Этому противоречит сказанное в Писании о том, что «мы имеем первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия»307 (Евр. 4:14).
Отвечаю: главным предназначением священника является быть посредником между Богом и людьми, ибо он, так сказать, преподносит людям божественное. В самом деле, «sacerdos» (священник) означает «податель священного» (sacra dans), поскольку, согласно сказанному в Писании, «Закона ищут от уст его» (Мал. 2:7); а еще он предлагает молитвы людей Богу и приносит искупление Богу за их грехи, в связи с чем апостол говорит: «Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (Евр. 5:1). Но все это в первую очередь приличествует Христу. В самом деле, чрез Него людям сообщены всяческие дары, согласно сказанному о том, что Им, то есть Христом, «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:4). Кроме того, Он примирил человечество с Богом, согласно сказанному в Писании: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем», то есть в Христе, «обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все» (Кол. 1:19, 20). Следовательно, Христу в высочайшей степени приличествует быть священником.
Ответ на возражение 1. Иерархическое начальствование принадлежит ангелам, поскольку они, как разъясняет нам Дионисий, тоже находятся между Богом и человеком308, по каковой причине и самого священника как находящегося между Богом и человеком называют ангелом, согласно сказанному в Писании: «Он – вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Но Христос превосходил ангелов не только в Своем Божестве, но и в Своем человечестве, ибо был полон благодати и славы. Поэтому Он обладал иерархической и священнической властью в гораздо более превосходной степени, чем ангелы, по каковой причине ангелы были служителями Его священничества, согласно сказанному в Евангелии: «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11). Но в том, что касалось Его претерпеваний, Он, по словам апостола, «не много был унижен пред ангелами» (Евр. 2:9), и в этом смысле Он был подобен тем странникам, которые были определены к священничеству.
Ответ на возражение 2. Как говорит Дамаскин, «от примеров, конечно, должно ожидать некоторой схожести, но никак не тождества»309. Поэтому коль скоро священничество Старого Закона было образом священничества Христа, Он не пожелал происходить из рода образных священников, чтобы этим ясно дать нам понять, что Его священничество не такое же, как и их, но отличается от их как истина от образа.
Ответ на возражение 3. Нами уже было сказано (7, 7) о том, что в то время как другие люди обладают той или иной благодатью различно и отдельно, Христос, будучи Главою всех, обладает всеми благодатями во всей их полноте. Поэтому если другие могут быть кто – законодателем, кто – священником, кто – царем, то в Христе, источнике всяческой благодати, все это соединено вместе. В связи с этим читаем: «Господь – Судия наш, Господь – Законодатель наш, Господь – Царь наш; Он» приидет и «спасет нас» (Ис. 33:22).
Раздел 2. Был ли сам Христос одновременно священником и жертвой?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Сам Христос не был одновременно священником и жертвой. В самом деле, обязанностью священника является убиение жертвы. Но Христос не убивал Себя. Следовательно, Он не был одновременно священником и жертвой.
Возражение 2.