человеком является Святой Дух. Следовательно, это не присуще Христу.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Един и Посредник между Богом и человеками – Человек, Христос, Иисус» (1 Тим. 2:5).
Отвечаю: в строгом смысле слова служением посредника является воссоединение и объединение тех, между кем он посредник, – ведь то, что соединяет пределы, есть среднее. Но совершенное соединение людей с Богом свойственно Христу, через посредство Которого люди примиряются с Богом, согласно сказанному в Писании: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Следовательно, только Христос является совершенным Посредником между Богом и людьми, поскольку Он Своею смертью примирил человечество с Богом. Поэтому апостол, сказав: «Посредник между Богом и человеками – Человек, Христос, Иисус», далее прибавляет: «Предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6).
Однако ничто не препятствует тому, чтобы и других можно было называть посредниками между Богом и человеком в том или ином отношении, поскольку они споспешествуют соединению людей с Богом посредством расположения или служения.
Ответ на возражение 1. Пророки и священники Старого Закона назывались посредниками между Богом и человеком по причине расположения и служения, поскольку они предсказывали и предвозвещали истинного и совершенного Посредника между Богом и людьми. Что же касается священников Нового Закона, то они могут быть названы посредниками между Богом и людьми как служители истинного Посредника, доставляющие таинства спасения людям в Его земном наделе.
Ответ на возражение 2. Добрые ангелы, по словам Августина, не могут по справедливости быть названы посредниками между Богом и людьми. «Ибо если блаженство и бессмертие они разделяют с Богом, и ничего подобного – со смертными и злополучными людьми, то не скорее ли они отдаляются от людей и сближаются с Богом, чем остаются средними между теми и Ним?»340. Однако Дионисий говорит, что они занимают среднее место, поскольку в порядке природы они поставлены ниже Бога и выше человека. Кроме того, они исполняют функцию посредника, хотя и не по преимуществу и совершенно, а по расположению и служению, в связи с чем читаем о том, что «ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11), то есть Христу. Если же говорить о демонах, то истинным является то, что их бессмертие общо им с Богом, а их злополучие общо им с людьми. Поэтому «посредник бессмертный и злополучный является посредником для того, чтобы преградить доступ к блаженному бессмертию» и соблазнить к бессмертию злополучному, по каковой причине он назван «злым посредником, разделяющим друзей»341.
Но Христос разделял блаженство с Богом и смертность с людьми. Поэтому «Посредник смертный и блаженный для того и предложил Себя, чтобы, разделив смерть, сделать из мертвых бессмертных (что показал Он Своим воскресением) и из злополучных – блаженных (ибо блаженным не переставал быть никогда)», по каковой причине Он назван «благим Посредником, примиряющим врагов»342.
Ответ на возражение 3. Поскольку Святой Дух во всем равен Богу, то Посредником между Богом и людьми называют не Его, а одного только Христа, Который, будучи равным Отцу по Божеству, однако же меньше Отца со стороны Своей человеческой природы, о чем уже было сказано (20, 1). Поэтому глосса на слова Писания: «Посредник Христос есть»343 (Пал. 3, 20), говорит: «А не Отец и не Святой Дух». О Святом же Духе сказано, что Он «ходатайствует за нас», постольку, поскольку Он побуждает нас ходатайствовать о себе.
Раздел 2. Является ли Христос Посредником между Богом и людьми как человек?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос не является Посредником между Богом и людьми как человек. Так, Августин говорит: «Лицо Христа суть одно, иначе не было бы ни одного Христа, ни одной субстанции, и в таком случае было бы упразднено служение Посредника, Которого звали бы либо Сыном только Божиим, либо же просто сыном человека». Но Он есть Сын Божий и Человеческий не как человек, а как одновременно Бог и человек. Следовательно, мы не должны говорить, что Он является Посредником между Богом и людьми как человек.
Возражение 2. Далее, Христос как Бог разделяет Природу с Отцом и Святым Духом, и точно так же Он как человек разделяет природу с людьми. Но Он не является Посредником как Бог именно потому, что как Бог Он разделяет природу с Отцом и Святым Духом; так, глосса на слова Писания: «Посредник между Богом и человеками» (1 Тим. 2:5), говорит: «Он не Посредник как Слово, поскольку Он равен Богу и как Бог “у Бога», и как одновременно единый Бог». Следовательно, Он не является Посредником и как человек постольку, поскольку как человек разделяет природу с людьми.
Возражение 3. Далее, Христа называют Посредником потому, что Он примирил нас с Богом, и сделал Он это путем устранения отделившего нас от Бога греха. Но устранение греха принадлежит Христу не как человеку, а как Богу. Следовательно, Христос есть наш Посредник не как человек, а как Бог.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Он есть Посредник не потому, что Он – Слово, ибо бессмертное и блаженное Слово бесконечно удалено от злополучных смертных, а потому, что Он – человек»344.
Отвечаю: в посреднике можно усматривать две вещи: во– первых, то, что он находится посредине; во-вторых, то, что он соединяет других. Затем, то, что посредине, по природе должно быть удалено от каждого из пределов, а соединяет оно постольку, поскольку сообщает одному то, что принадлежит другому. Но то и другое может иметь отношение к Христу не как Богу, а только как человеку. В самом деле, как Бог Он не отличается от Отца и Святого Духа ни по природе, ни по силе господства, поскольку Отец и Святой Дух не обладают чем-либо таким, чего не было бы и у Сына. Поэтому Он не может сообщать другим то, что принадлежит Отцу или Святому Духу, как принадлежащее Им, но не Ему. Однако то и другое может иметь отношение к Нему как человеку. Ведь как человек Он отдален и от Бога со стороны природы, и от человека со стороны величия благодати и славы. Кроме того, Ему как человеку присуще соединять людей с Богом посредством сообщения людям заповедей и даров и вознесения искуплений и молитв за людей к Богу. Следовательно, Он поистине является Посредником как человек.
Ответ на возражение 1. Если упразднить в Христе божественную Природу то вместе с нею упразднится и Его исключительная полнота благодати, которая, как сказано в Писании, принадлежит Ему как единородному от Отца (Ин. 1:14). Но именно благодаря этой полноте Он поставлен над всеми людьми и более всех приближен к Богу.
Ответ на возражение 2. Христос как Бог во всем равен Отцу а в Своей человеческой природе Он превосходит всех людей. Следовательно, Он может быть Посредником как человек, но не как Бог.
Ответ на возражение 3. Хотя устранение греха подвластно Христу как Богу, однако искупление греха человечества принадлежит Ему как человеку. И именно в этом смысле Его называют Посредником между Богом и людьми.
Комментарии
1
Фома имеет в виду, можно ли называть Христа «человеком Господним» в том же смысле, в каком мы говорим о «страстях Господних» или о «молитве Господней».
2
De Fide Orth. III.
3
De Div. Nom. I, 2.
4
De Div. Nom. IV, 1.
5
De Trin. XIII, 17.
6
De Trin. XIII, 10.
7
DeCiv. Dei XI, 2.
8
De Trin. XIII, 10.
9
De Trin. XIII, 17.
10
De Vera Relig. XVI.
11
De Trin. XIII, 17.
12
De Trin. XIII, 13.
13
De Trin. XIII, 17.
14
В каноническом переводе: «…открылся Сыном Божиим по силе».
15
Gen. ad Lit. XI, 18.
16
Ethic. I, 1.
17
De Consol. Ill, 10.
18
В каноническом переводе: «Они и в старости плодовиты».
19
Retract. I.
20
Qq. LXXXIII.44.
21
Четвертый Вселенский собор созван в 451 г. при императоре Маркиане. Главным образом собор был направлен против ересей монофизитства (евтихианства) и несторианства. Боэций в своем трактате «Против Евтихия и Нестория» (также известном как трактат «О лице и двух природах») говорит об этих ересиархах так: «…Несторий, совершенно правильно усматривая в Христе двойную природу, при этом кощунственно исповедует два лица; а Евтихий, правильно веруя в одно лицо, нечестиво верит при этом, что и природа одна» (De Duab. Natur). Поэтому главным решением собора явился догмат о модусе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух природ (естеств) и ипостасном единстве Христа. Образцом послужило изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание римского епископа Льва к Флавиану.
22
De Fide Orth. III.
23
Epis. I. ad Cledon.
24
Phys. II, 1.
25
De Duab. Natur.
26
Metaph. VIII, 3.
27
Пятый Вселенский (или Второй Константинопольский) собор был созван в 553 г. при императоре Юстиниане I.
28
De Fide Orth. III.
29
Ibid.
30
De Duab. Natur. А далее Боэций разъясняет связь между «лицом» и «ипостасью», а также то, почему применительно к человеку принято говорит не «лицо», а «личность»: «Однако этим определением мы обозначили то, что греки зовут ипостась. А ведь слово «личность» (persona) произошло совсем иначе: оно произведено от тех личин, которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных друг от друга людей. Persona образовано от personare (громко звучать)».
31
De Fide Orth. III.
32
Ibid.
33
Enchirid. 35, 38.
34
De Duab. Natur.
35
De Div. Nom. I, 4.
36
DeFideOrth. III.
37
В принятом y нас переводе (как в настоящем случае, так и в цитируемых ниже анафемствованиях) речь идет не о «самобытности», или «индивидуальном бытии» («субсистенции»), а именно об «ипостаси».
38
De Duab. Natur.
39
Третий Вселенский собор созван в 431 г. при императоре Феодосии II для рассмотрения и осуждения учения архиепископа Константинопольского Нестория, отрицавшего ипостасное единство в Христе.
40
De Fide Orth. III.
41
Ibid.
42
De Fide Orth. III.
43
De Anima II, 4.
44
В каноническом переводе: «По виду став как человек».
45
De Fide Orth. III.
46
Sent. Ill, D, 6.
47
De Fide Orth. III.
48
Qq. LXXXIII, 73.
49
Poster. I.
50
De Fide Orth. III.
51
DeTrin. I, 10.
52
De Praed. Sanct. XV.
53
В каноническом переводе: «Это есть тень будущего, а тело – во Христе».
54
Moral. XIII.
55
De Praed. Sanct. XV.
56
Enchirid. 40.
57
Metaph. V, 4.
58
Речь идет об определении Ришара Сен-Викторского, а именно, что «Лицо» в Боге есть «несообщаемая экзистенция божественной природы».
59
De Fide Orth. III.
60
Enchirid. 38.
61
De Fide Orth. III.
62
De Div. Norn. II, 3.
63
De Fide Orth. III.
64
De Trin. I, 11–13.
65
De Trin. VI, 3.
66
De Fide Orth. III.
67
Ibid.
68
В каноническом переводе: «Если – дети, то – и наследники».
69
Epis, ad Volusian. CXXXVII.
70
De Fide Orth. III.
71
De Duab. Natur.
72
De Fide Orth. III.
73
Ibid.
74
Sent. Ill, D, 6.
75
De Fide Orth. III.
76
Metaph. VII, 8.
77
De Fide Orth. III.
78
DeTrin. XIII, 18.
79
Qq. LXXXIII, 13.
80
De Fide Orth. III.
81
В каноническом переводе: «Это есть тень будущего, а тело – во Христе».
82
В каноническом переводе: «Плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия».
83
Metaph. VII, 10.
84
De Coelo I, 3.
85
De Coelo I, 4.
86
De Fide Orth. III.
87
De Haeres. LXIX; LV
88
В каноническом переводе эти слова сказаны не о душе, а о жизни.
89
Qq. LXXXIII, 80.
90
Metaph. VII, 10.
91
Qq. LXXXIII, 80.
92
DeTrin. XIV, 3, 6.
93
De