Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

очевидным в обоих полах. Следовательно, коль скоро мужу как представителю более возвышенного пола приличествовало принять, то избавление женского пола надлежало обозначить тем, что муж был рожден от жены»43.

Во-вторых, потому, что благодаря этому стала очевидной истинность Воплощения. Так, Амвросий говорит: «Ты обнаружишь в Христе много как естественного, так и чудесного. Естественным образом Он был сокрыт во чреве», то есть в теле жены, «но то, что дева зачала и родила, было чудесным; поэтому тебе должно верить и что Он был Богом, восстановившим нашу природу, и что Он был Человеком, родившимся таковым согласно природе». И Августин говорит: «Если бы Всемогущий Бог сотворил Человека так, что образовал его не во чреве матери, а как-то иначе, и сразу бы явил Его миру, …то разве это не усилило бы заблуждений и не сделало бы для нас невозможным поверить в то, что Он был истинным человеком? И если бы Он все соделывал чудесно, то осталось бы хоть что-нибудь, что Он соделывал бы из милосердия? Ныне же, явив нам Того, Кто является посредником между Богом и людьми, соединившим обе природы в единстве одного Человека, Он поднял обычное до высот необычного и смирил необычное обычным».

В-третьих, потому, что это рождение дополнило существующее многообразие способов рождения. В самом деле, первый человек был сделан из праха земного и без участия мужа или жены; Ева произошла от мужа, но без участия жены; все остальные люди произошли от мужа и жены. Так что остался только этот четвертый способ, посредством которого Христос был рожден женой без участия мужа, и именно он приличествовал Христу.

Ответ на возражение 1. Мужской пол возвышенней женского, и потому Он принял человеческую природу как муж. Но дабы никто не стал презирать женский пол, Ему подобало взять плоть от жены. Поэтому Августин говорит: «Не презирайте себя, мужи, ибо Сын Божий был мужем; не презирайте себя, жены, ибо Сын Божий был рожден от жены».

Ответ на возражение 2. На это возражение, выдвинутое Фаустином, дал ответ Августин. «Никоим образом, – говорит он, – наша католическая вера, согласно которой Христос, Сын Божий, был рожден девой по плоти, не допускает, что этот Сын Божий был скрыт во чреве Своей матери так, что уже не мог быть в другом месте, как если бы Он более не правил небом и землей и как если бы Он устранился от Отца. Но вы, манихеи, будучи уверены, что в мире ничего нет помимо материальных образов, просто не способны уразуметь подобное»44. В самом деле, по его словам, «человеческому чувству присуще формировать представления исключительно через посредство материальных тел, ни одно из которых не может пребывать целокупно везде, поскольку для того, чтобы быть в разных местах, ему пришлось бы раздробиться на бесчисленные части. Сколь же отлична от природы тела природа души! И сколько еще более отлична природа Бога, Творца души и тела! Он может быть целокупно везде и не содержаться ни в чем. Он может прийти, не уходя оттуда, где был, и уйти, не оставляя то, куда пришел».

Ответ на возражение 3. В зачатии человека женой нет ничего нечистого в той мере, в какой это есть дело Божие, в связи с чем читаем: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10:15). Нечистота же возникает вследствие греха, а именно постольку, поскольку плотскому зачатию сопутствует похоть. Но мы уже говорили (28, 1) о том, что в случае Христа ничего подобного не было. Однако даже если бы там и было что-то нечистое, то и оно никоим образом не могло запятнать неизменное Слово Божие. Поэтому Августин говорит: «Выслушай Бога, Творца человеков: «Что так смущает тебя в Моем Рождестве? В похоти ли Я был зачат и не Сам ли Я сотворил матерь, от которой рожден? Ведь если солнечный луч, иссушая в канаве грязь, сохраняет свою чистоту, то уж тем более сияние вечного Света, очищая все, на что светит, ничем не запятнает Себя»».

Раздел 5. Была ли плоть Христа зачата из чистейшей крови Приснодевы?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что плоть Христа не была зачата из чистейшей крови Приснодевы. Так, мы говорим в своей краткой молитве, что Бог «восхотел, дабы Слово Его приняло плоть от Девы». Но плоть отличается от крови. Следовательно, тело Христа не было принято от крови Приснодевы.

Возражение 2. Далее, подобно тому, как жена была чудесно образована из мужа, точно так же тело Христа был чудесно образовано из Святой Девы. Но о жене говорят, что она была образована не из крови мужа, а из его костей и плоти, согласно сказанному в Писании: «Вот, это – кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2:23). Следовательно, похоже, что и тело Христа должно было быть образовано не из крови Святой Девы, а из ее костей и плоти.

Возражение 3. Далее, тело Христа принадлежало к тому же виду, что и другие человеческие тела. Но другие человеческие тела образованы не из чистейшей крови, но – из семени и месячной крови. Следовательно, похоже, что и тело Христа не было зачато из чистейшей крови Приснодевы.

Этому противоречат следующие слова Дамаскина: «Сын Божий из непорочных и чистейших кровей Святой Девы образовал Себе плоть, оживленную мыслящей и разумной душой»45.

Отвечаю: как уже было сказано (4), в зачатии Христа Его рождение от жены произошло согласно законам природы, а то, что Он был рожден девой, превзошло законы природы. Затем, как доказал Философ, согласно закону природы при порождении животного женская особь предоставляет материю, а мужская – активное начало порождения. Однако зачинающая человека женщина не является девой. Следовательно, то, что активным началом порождения Христа явилась сверхъестественная сила Божия, относится к сверхъестественному модусу Его порождения, а материя, из которой было зачато Его тело, связана с естественным модусом Его порождения и подобна той материи, которой при порождении своих детей обеспечивают другие жены. Затем, этой материей, согласно Философу, является женская кровь, но не всякая ее кровь, а та, которая благодаря порождающей материнской силе достигла наиболее совершенной стадии выделения и стала способной к зачатию. И именно из этой материи и было зачато тело Христа.

Ответ на возражение 1. Поскольку Пресвятая Дева Мария обладала такой же природой, что и другие жены, из этого следует, что и ее кости и плоть были той же самой природы, что и у них. Затем, кости и плоть других жен являются актуальными частями тела, на которых зиждется его целостность; следовательно, их нельзя изъять из тела без порчи или уменьшения последнего. Но коль скоро Христос пришел для того, чтобы исцелить испорченное, Ему не приличествовало обусловливать порчу или уменьшение целостности Своей матери. Поэтому телу Христа надлежало быть образованным не из костей и плоти Приснодевы, а из ее крови, которая по словам Философа, не став еще актуальной частью, является потенцией целого. Следовательно, когда мы говорим о том, что Он принял плоть от Святой Девы, то под материей, из которой было образовано Его тело, понимаем не актуальную плоть, а кровь, которая является плотью в возможности.

Ответ на возражение 2. Как было показано в первой части (1, 92, 3), Адам, в лице которого было установлено своего рода начало человеческой природы, имел в своем теле некоторое соотношение костей и плоти, которое принадлежало ему не в качестве его личной неотъемлемой части, но – сообразно его состоянию – в качестве начала человеческой природы. Поэтому жена была образована без какого-либо ущерба для мужа. Но в теле Святой Девы не было ничего, из чего тело Христа могло быть образовано без ущерба для тела Его матери.

Ответ на возражение 3. Женское семя не способно к порождению и в семенном порядке есть нечто несовершенное, поскольку по причине недостаточности женской силы не может достигнуть семенного совершенства. Поэтому такое семя, как говорит Философ, не необходимо для зачатия, и оно не участвовало в зачатии Христа, тем более что при всем его несовершенстве в семенном порядке, его выделение, как и выделение мужского семени, сопряжено с некоторой похотью, в то время как при девственном зачатии никакой похоти не было. Поэтому Дамаскин говорит, что тело Христа не было зачато «через оплодотворение семенем»46. С другой стороны, месячная кровь, истечение которой подчинено лунному циклу, подобно другим излишкам, которые не нужны природе и потому удаляются нею, содержит в себе некоторую естественную примесь порчи. Зачатие же происходит не из такой зараженной порчей и естественным образом удаляемой месячной крови, а из некоторого выделения чистой крови, которая в процессе этого выделения становится, так сказать, самой чистой и наиболее совершенной частью крови и этим подготавливается к зачатию. Однако при зачатии других людей и она заражается похотью, поскольку плотское общение необходимо для того, чтобы эта кровь прилила в то место, где происходит зачатие. Но при зачатии Христа подобного не происходило, поскольку эта кровь была собрана в утробе Святой Девы и преобразована в Дитя под воздействием Святого Духа. Поэтому о теле Христа и сказано, что оно было образовано «из непорочных и чистейших кровей Святой Девы».

Раздел 6. Находилось ли тело Христа в Адаме и других патриархах каким-то конкретным образом?

С шестым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа находилось в Адаме и патриархах каким-то конкретным образом. Так, Августин говорит, что плоть Христа находилась в Адаме и Аврааме «по телесной субстанции»47. Но телесная субстанция есть нечто конкретное. Следовательно, плоть Христа находилась в Адаме, Аврааме и других патриархах каким-то конкретным образом.

Возражение 2. Далее, в Писании сказано, что Христос «родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3). Но семя Давида было в нем чем-то конкретным. Следовательно, Христос находился в Давиде, равно как и в других патриархах, каким-то конкретным образом.

Возражение 3. Далее, человечество родственно Христу, поскольку Он воспринял от него плоть. Но если бы эта плоть не находилась в Адаме каким-то конкретным образом, то произошедшее от Адама человечество, похоже, было бы родственным не столько Христу, сколько, пожалуй, тем другим вещам, из которых была принята материя Его плоти. Следовательно, похоже, что плоть Христа находилась в Адаме и других патриархах каким-то конкретным образом.

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что каким образом Христос находился в Адаме и Аврааме, таким же образом находились в них и все остальные люди, но не наоборот48. Но остальные люди, как было показано в первой части (I, 119, 1), находились в Адаме и Аврааме

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн