Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

зачатия мы празднуем не столько ее зачатие, сколько ее освящение.

Ответ на возражение 4. Освящение бывает двояким. Во-первых, освящением всей природы, когда вся человеческая природа освобождается от всяческой порчи греха и наказания, и это будет иметь место в воскрешении. Во-вторых, личностным освящением, которое не передается детям через плотское порождение, поскольку касается не плоти, а ума. Таким образом, несмотря на то, что родители Пресвятой Девы Марии были очищены от первородного греха, сама она несла в себе первородный грех, поскольку была зачата посредством плотского вожделения и общения мужа и жены, а «всякая порожденная вследствие чувственного общения плоть», как говорит Августин, «греховна».

Раздел 3. Была ли Пресвятая Дева Мария очищена от заразы «порчи»?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Пресвятая Дева Мария не была очищена от заразы «порчи». Ведь карой за первородный грех является не только «порча», состоящая в том, что низшие способности противятся разуму но вместе с нею и другие телесные наказания и даже смерть. Следовательно, она не была полностью избавлена от «порчи».

Возражение 2. Далее, в Писании сказано: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), а именно в слабости «порчи», по причине которой он (т. е. апостол) чувствовал «жало в плоти». Но избавление Пресвятой Девы Марии оттого, в чем совершается сила Божия, представляется делом недолжным. Следовательно, так не должно было быть, чтобы она была полностью избавлена от «порчи».

Возражение 3. Далее, Дамаскин говорит, что «Святой Дух сошел на нее», то есть на Святую Деву, «и очистил ее» прежде, чем она «приняла в себя Сына Божия»8. Но это может быть понято только как сказанное об очищении от «порчи», поскольку, по словам Августина, она не совершила никакого греха9. Следовательно, освящение во чреве не очистило ее от «порчи».

Этому противоречат следующие слова Писания: «Вся ты – прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе» (Песнь. 4, 7). Но «порча» предполагает наличие пятна, по крайней мере, в плоти. Следовательно, Пресвятая Дева Мария не имела «порчи».

Отвечаю: относительно этого существуют различные мнения. Так, одни утверждали, что тем освящением, которым Пресвятая Дева Мария была освящена во чреве, «порча» была полностью устранена. Другие говорят, что она сохранилась только в той мере, в какой она препятствует деланию добра, но при этом была полностью устранена как то, что обусловливает склонность к злу. Еще некоторые, в свою очередь, считали что она была устранена со стороны личной испорченности, которая делает нас поспешными в делании зла и медлительными в делании блага, но что она сохранилась со стороны испорченности природы, поскольку она суть причина сообщения плоду первородного греха. Наконец, есть и такие, которые говорят, что при ее первом освящении «порча» сущностно сохранилась, однако была скована, полностью же устранена она была при зачатии Сына Божия.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, должно иметь в виду, что «порча» есть не что иное, как связанное с навыком неупорядоченное вожделение чувственного желания, а актуальное вожделение суть движение греха. Затем, о чувственном вожделении говорят как о неупорядоченном в той мере, в какой оно противится разуму, что выражается в том, что оно или склоняет к злу, или удерживает от блага. Следовательно, «порче» присуще склонять к злу или удерживать от блага. Поэтому говорить о том, что в Пресвятой Деве наличествовала «порча» без того, чтобы обусловливать склонность к злу, означает сочетать два противоречащих друг другу утверждения.

Точно так же представляется противоречивым утверждение о том, что «порча» сохранилась со стороны испорченности природы, но не со стороны личной испорченности. Ведь именно похоть, как говорит Августин, сообщает плоду первородный грех. Но похоть подразумевает неупорядоченное вожделение, которое не вполне подчинено разуму, и потому если бы «порча» была полностью устранена со стороны личной испорченности, то она не могла бы сохраниться и со стороны испорченности природы.

Поэтому нам остается признать либо то, что «порча» была полностью устранена ее первым освящением, либо же то, что она была скована. Затем, полное устранение «порчи» следует понимать так, что благодаря изобилию дарованной Пресвятой Деве Марии благодати расположение способностей ее души стала таким, что низшие способности никогда не приводились в движение без предписания разума, что, как было показано выше (15, 2), имело место в Христе, Который, конечно же, не имел «порчи» греха, а еще – в Адаме до грехопадения по причине изначальной правосудности, так что в указанном отношении освятившая Приснодеву благодать обладала в ней силой изначальной правосудности. Но несмотря на то, что все это представляется достойным Богоматери, однако оно несколько умаляет достоинство Христа, без вспомоществования Которого никто не может быть избавлен от изначального осуждения. И хотя благодаря вере в Христа некоторые были по духу избавлены от этого осуждения до Его Воплощения, однако мысль о том, что кто-либо может быть избавлен от осуждения по плоти иначе, как только после Его Воплощения, не представляется надлежащей, поскольку сперва должен был явиться Избавитель. Следовательно, как до восстания в бессмертии плоти Христовой никто не мог обрести бессмертия плоти, точно так же, похоже, неправильно говорить, что до пришествия Христа в безгрешной плоти плоть Его матери или кого-либо еще могла существовать без «порчи», которую еще называют «законом плоти» или «членов» (Рим. 7:23, 25).

Таким образом, лучше всего говорить, что освящением во чреве Приснодева не была сущностно освобождена от «порчи», однако «порча», сохранившись, была скована, хотя и не в соответствии с актом ее разума, как это имеет место в святых, поскольку в начале своего существования в утробе матери она еще не могла пользоваться разумом (каковая честь принадлежит только Христу), но по причине избыточности дарованной ей при освящении благодати, а такжепритом еще более совершенно) согласно божественному Провидению, особым образом сохранявшему ее чувственную душу от любого неупорядоченного движения. Впоследствии же, при зачатии плоти Христа, в которой впервые со всей очевидностью проявилась невосприимчивость к греху осуществилось перешедшее от Дитя к Матери полное

освобождение от «порчи». Об этом прообразовательно Писание говорит так: «И вот, слава Бога Израилева шла от востока», то есть от Пресвятой Девы Марии, «и земля», то есть ее плоть, «осветилась от славы Его», то есть Христа (Иез. 43:2).

Ответ на возражение 1. Смерть и другие подобные наказания сами по себе не склоняют нас к греху Поэтому Христос принял их, но не принял «порчи». Следовательно, для того, чтобы сообразовать Пресвятую Деву Марию с ее Сыном, от «полноты» Которого она обрела благодать, «порча» была поначалу скована, а затем и полностью устранена, хотя при этом она не была освобождена от смерти и других такого рода напастей.

Ответ на возражение 2. «Немощь» плоти, которая обусловлена «порчей», присутствует в святых как случайная причина совершенной добродетели, а не как непременное условие совершенства. Поэтому Пресвятой Деве Марии достаточно усваивать совершенную добродетель и преизбыточную благодать, в то время как в усвоении ей той или иной случайной причины совершенства нет никакой необходимости.

Ответ на возражение 3. Святой Дух произвел в Святой Деве двоякое очищение. Первое было, если так можно выразиться, предваряющим зачатие Христа, и оно не столько очистило ее от пятна греха, или «порчи», сколько сообщило ее уму «единовидность и отвращение от множества вещей»10, в каковом смысле, по словам Дионисия, как об очищаемых говорят даже об ангелах, в которых нет никакого пятна11. Второе произведенное в ней Святым Духом очищение произошло посредством зачатия Христа, которое было обусловлено деятельностью Святого Духа, и именно им Он полностью очистил ее от «порчи».

Раздел 4. Оберегало ли освящение во чреве Пресвятую Деву Марию от всех актуальных грехов?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что освящение во чреве не оберегало Пресвятую Деву Марию от всех актуальных грехов. В самом деле, нами уже было сказано (3) о том, что первое освящение Приснодевы не устранило в ней «порчу». Но движение «порчи», если оно предшествует акту разума, является, как говорит Августин в своем трактате «О Троице», простительным и весьма незначительным грехом. Следовательно, в Пресвятой Деве Марии наличествовал некий простительный грех.

Возражение 2. Далее, Августин в своем комментарии на слова Писания: «И тебе самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35) говорит, что Пресвятая Дева Мария, «будучи взволнована смертью Господа, терзалась сомнениями». Но сомнение в вопросах веры является грехом. Следовательно, Святая Дева не была ограждена от всех актуальных грехов.

Возражение 3. Далее, Златоуст, комментируя сказанное в Писании: «Вот, матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою» (Мф. 12:47), пишет: «Очевидно, что они делали это из простого тщеславия»12. И еще, тот же Златоуст, комментируя слова Писания: «Вина нет у них» (Ин. 2:3), пишет, что «она желала с помощью своего Сына сделать им одолжение и этим возвыситься в их глазах; возможно, она уступила человеческой слабости, равно как и братья Его, просившие Его явить Себя миру». И несколько ниже он добавляет: «Ибо она еще должным образом не уверовала в Него». Но совершенно очевидно, что все это было греховно. Следовательно, Пресвятая Дева Мария не была ограждена от всех грехов.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Что же касается греха, то я желал бы полностью исключить подобного рода вопросы в приложении к Пресвятой Деве Марии ради того почитания, которое приличествует Христу. Ведь поскольку она зачала и родила Того, Кто, несомненно, не был виновен в каком бы то ни было грехе, то, как мы знаем, ей была сообщена столь преизобильная благодать, что она любым угодным ей образом могла быть победительницей греха»13.

Отвечаю: Бог так приуготовляет и одаряет избранных Им для того или иного служения, что это делает их способными к его исполнению, согласно сказанному в Писании: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета» (2 Кор. 3:5). Затем, Пресвятая Дева Мария была избрана Богом для того, чтобы быть Его матерью. Поэтому не может быть ни малейших сомнений в том, что Бог посредством Своей благодати соделал ее достойной этого служения, согласно сказанному ей ангелом: «Ты обрела благодать у Бога, – и вот, зачнешь…» и т. д. (Лк. 1:30, 31). Однако если бы она согрешила, то не была бы достойной быть Богоматерью. Во-первых, потому, что честь родителей отражается на ребенке, согласно сказанному в Писании: «Слава детей – родители их» (Прит 17:6); следовательно, с другой стороны, позор матери отразился бы на ее Сыне. Во-вторых, по причине исключительной близости между нею и принявшим от нее плоть Христом, а между тем читаем: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:15). В-третьих,

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн