но и во всех других частях мира.
Возражение 4. Далее, все обряды Старого Закона прообразовывали Христа. Но обряды Старого Закона производились через посредство служения законного священничества. Следовательно, похоже, что о рождении Христа должны были узнать скорее священники в храме, чем пастухи в поле.
Возражение 5. Кроме того, Христос был рожден Матерью-Девой и был малым дитя. Следовательно, о Нем приличествовало узнать скорее юношам и девам, нежели старцам, женатым или вдовам, таким как Симеон и Анна.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Я знаю, которых избрал» (Ин. 13:18). Но то, что делается Премудростью Божией, делается надлежаще. Следовательно, те, которым было обнаружено рождение Христа, были избраны надлежащим образом.
Отвечаю: спасение, который имело быть исполненным Христом, касается всех человеческих сословий и состояний, поскольку как говорит Писание, во Христе «нет уже иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского» (1ап. 2, 28). Поэтому для того, чтобы это предвозвестить при рождении Христа, о Нем узнали люди всех состояний. В самом деле, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление, «пастухи были израильтянами, волхвы – язычниками. Первые были вблизи от Него, последние – вдалеке. Но те и другие вместе поспешили к Нему как к своему Основанию». Было также и другое различие, поскольку волхвы были мудры и наделены властью, а пастухи был просты и занимали скромное положение. А еще Он был обнаружен как праведникам, таким как Симеон и Анна, так и грешникам, таким как волхвы, о Нем узнали мужи и жены в лице Анны, и таким вот образом было показано, что Христос пришел ради искупления людей всех без исключения состояний.
Ответ на возражение 1. Это обнаружение рождения Христа было своего рода предзнаменованием грядущего всеобщего обнаружения. И подобно тому, как в последующем обнаружении вначале о благодати Христовой было сообщено Его апостолам-евреям и только после них – язычникам, точно так же и первыми пришедшими к Христу были находящиеся неподалеку пастухи, которые, по словам Августина, были «первыми плодами» евреев, а уже после них – волхвы, которые были «первыми плодами» язычников.
Ответ на возражение 2. Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «В простецких манерах пастухов преобладало невежество, а в суетных обрядах волхвов изобиловало нечестие. И все же Основание притягивало тех и других к Себе, поскольку Он пришел избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и призвать не праведников, но грешников, дабы и сильный не возгордился, и слабый не отчаялся». Впрочем, некоторые утверждают, что эти волхвы были не волшебниками, а сведущими астрономами, которых у персов и халдеев было принято называть волхвами.
Ответ на возражение 3. Как говорит Златоуст, «волхвы пришли с востока потому что первому началу веры надлежало прибыть из земель, где зарождается день, поскольку вера – это свет души». А еще, возможно, «потому, что все, приходящие к Христу, приходят от Него и чрез Него»100, согласно сказанному в Писании: «Вот, Муж! Имя Ему – «Восток»»101 (Зах. 6:12). То же, что о них говорят как о пришедших с востока, нужно понимать буквально; при этом одни полагают, что они пришли из самых дальних восточных земель, а другие – что они пришли из восточной области Иудеи, населенной евреями. Что же касается других частей мира, то есть основание полагать, что и там появились некоторые знаки, указывающие на рождение Христа: так, в Риме река вся покрылась маслом, а в Испании наблюдали сразу три солнца, которые затем слились в одно.
Ответ на возражение 4. Златоуст замечает, что объявивший о рождении Христа ангел не пришел в Иерусалим и не искал книжников и фарисеев по причине их злобы и нечестия. Пастухи же были просты и проводили свою жизнь подобно патриархам и Моисею.
Кроме того, эти пастухи прообразовывали учителей Церкви, которым были явлены сокрытые от евреев тайны Христовы.
Ответ на возражение 5. Как говорит Амвросий, «справедливо, что рождение Господа было засвидетельствовано не только пастухами, но и людьми зрелыми и добродетельными», к словам которых прислушивались по причине их праведности.
Раздел 4. Надлежало ли Христу самому обнаружить свое рождение?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу Самому надлежало обнаружить Свое рождение. В самом деле, непосредственная причина, как сказано в восьмой книге «Физики», обладает большею силой, чем опосредованная. Но Христос обнаружил Свое рождение через посредство других, например, пастухам через ангелов и волхвам через звезду Следовательно, Ему Самому тем более надлежало обнаружить Свое рождение.
Возражение 2. Далее, в Писании сказано: «Скрытая мудрость и утаенное сокровище – какая польза от обоих?» (Сир. 20:30). Но Христос с момента Своего зачатия обладал совершенным сокровищем мудрости и благодати. Следовательно, если Он не обнаружил полноту этих даров в словах и делах, то мудрость и благодать были даны Ему всуе. Но это невозможно, поскольку «Бог и природа ничего не делают всуе»102.
Возражение 3. Далее, в книге о младенчестве Спасителя сказано, что в младенческие годы Христос соделал немало чудес. Следовательно, похоже, что Он обнаружил Свое рождение Сам.
Этому противоречит сказанное папой Львом о том, что волхвы нашли «младенца Иисуса ничем не отличающимся от других человеческих младенцев». Но другие младенцы не обнаруживают себя сами. Следовательно, и Христу не приличествовало Самому обнаруживать Свое рождение.
Отвечаю: рождение Христа было определено к спасению человеков, которое происходит чрез веру. Но спасительная вера исповедует Божество и человечество Христа. Поэтому обнаружению рождения Христа приличествовало быть таким, чтобы доказательство Его Божества не причинило вреда вере в Его .человеческую природу. Но именно так и случилось, когда Христос явил подобие человеческой слабости, и при этом через посредство Божьих тварей обнаружил силу Своего Божества. Поэтому Христос обнаружил Свое рождение не Сам, а посредством некоторых других тварей.
Ответ на возражение 1. При порождении и движении мы необходимо должны идти от несовершенного к совершенному Поэтому Христос вначале был обнаружен через посредство других тварей, а потом совершенным образом обнаружил Себя Сам.
Ответ на возражение 2. Несмотря на то, что скрытая мудрость бесполезна, тем не менее мудрому надлежит обнаруживать себя не всегда, а в подходящее для этого время, о чем читаем: «Иной молчит, потому что не знает, что отвечать, а иной молчит, потому что знает время» (Сир. 20:6). Следовательно, данная Христу мудрость не была дана всуе, поскольку Он объявил о Себе в подходящее для этого время. И само то, что Он не был известен до наступления подходящего времени, является свидетельством мудрости.
Ответ на возражение 3. Книга о младенчестве Спасителя признана апокрифической. Кроме того, Златоуст говорит, что Христос до превращения воды в вино не соделывал никаких чудес, согласно сказанному в Писании: «Так положил Иисус начало чудесам» (Ин. 2:11). В самом деле, «если бы Он с младенчества начал соделывать чудеса, то не было бы никакой потребности в ком-то еще для того, чтобы явить Его Израилю, а между тем Иоанн Креститель сказал: «Я… для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Кроме того, Ему приличествовало не соделывать чудеса в младенчестве, поскольку люди могли бы подумать, что Воплощение было мнимым и из злобы распять Его прежде срока».
Раздел 5. Надлежало ли обнаруживать рождение Христа через посредство ангелов и звезды?
С пятым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что рождение Христа не должно было обнаруживать через посредство ангелов. Ведь ангелы – это духовные субстанции, согласно сказанному в Писании: «Ты творишь ангелами Твоими духов» (Пс. 103:4). Но рождение Христа произошло во плоти, а не в Его духовной субстанции. Следовательно, его не должно было обнаруживать через посредство ангелов.
Возражение 2. Далее, праведник больше чем кто-либо другой сроден ангелам, согласно сказанному в Писании: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). Но рождение Христа не было обнаружено праведникам, а именно Симеону и Анне, через посредство ангелов. Следовательно, не должно было сообщать о нем через посредство ангелов и пастухам.
Возражение 3. Далее, похоже, что его не должно было обнаруживать волхвам через посредство звезды. В самом деле, это может показаться одобрением заблуждения тех, которые думают, что на рождение человека влияют звезды. Но от человека надлежит устранять все, что дает ему повод к греху. Следовательно, рождение Христа не приличествовало обнаруживать через посредство звезды.
Возражение 4. Кроме того, знак должен быть таким, чтобы с его помощью можно было узнать означенное. Но звезда не представляется тем, что означает рождение Христа. Следовательно, рождение Христа не было надлежащим образом обнаружено через посредство звезды.
Этому противоречит сказанное в Писании: «Совершенны дела Его» (Вт 32:4). Но все эти обнаружения были делами Божиими. Следовательно, они были исполнены через посредство надлежащих знаков.
Отвечаю: подобно тому, как знание, получаемое благодаря силлогизму, основывается на том, что мы уже знаем, точно так же знание, получаемое благодаря знаку, должно быть сообщено через посредство того, что известно тому, кому оно сообщается. Затем, очевидно, что праведник благодаря пророческому духу обладает некоторым сродством с внутренним внушением Святого Духа, и потому он, как правило, получает наставления именно так, то есть без использования чувственных знаков. С другой стороны, те, которые погружены в телесность, приводятся к умственному через посредство чувственного. Так, евреям было привычно принимать божественные откровения от ангелов, через посредство которых они получили Закон, согласно сказанному в Писании: «Вы, которые приняли Закон при служении ангелов» (Деян. 7:53). А язычникам, и в первую очередь астрологам, было привычно наблюдать за движением звезд. Поэтому рождение Христа было обнаружено праведникам, а именно Симеону и Анне, посредством внутреннего внушения Святого Духа, согласно сказанному в Писании: «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Пастухам же и волхвам, которые занимались телесным, рождение Христа было обнаружено посредством зримых образов. И так как это рождение было не только земным, но и в определенном смысле небесным, им это было явлено через посредство небесных знаков. В самом деле, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление, «ангелы обитают на небесах, а звезды их украшают, и потому посредством тех и других небеса славят Господа». При этом пастухам, которых как евреев не смущало явление ангелов, о рождении Христа сообщили ангелы, тогда как волхвам, которым было обычно наблюдать за небесными телами, оно было обнаружено через посредство звезды. В связи с этим Златоуст говорит, что «Господь соблаговолил призвать их через посредство того, что было для них обычным»103.
Для этого есть и другая причина, а именно та, что, по словам Григория, «евреям как существам разумным приличествовало быть наставленными этим разумным животным», то есть