Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

Он освятил крещение».

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (1), Христос пожелал креститься, чтобы Своим примером привести нас к крещению. А для того, чтобы наше приведение было наиболее действенным, Он пожелал креститься крещением, в котором Он явно не нуждался, чтобы нуждавшиеся в нем люди могли быть приведены к нему. Поэтому Амвросий в своем комментарии к евангелию от Луки (Лк. 3:21) говорит: «Никто да не уклонится от благодатного очищения, ибо и Сам Христос не отказался от очищения в покаяние».

Ответ на возражение 2. Предписанное Законом еврейское крещение было просто образом, тогда как крещение Иоанна в определенном смысле было действенным, поскольку оно побуждало людей удерживаться от греха; крещение же Христа действенно и с точки зрения отпущения греха, и с точки зрения сообщения благодати. Затем, Христос не нуждался ни в отпущении греха, которого в Нем не было, ни в даре благодати, которой Он был исполнен. Кроме того, коль скоро Он есть «Истина», Ему не подобало принимать то, что было всего лишь образом. Следовательно, Ему в большей мере приличествовало принять среднее крещение, чем одно из предельных.

Ответ на возражение 3. Крещение – это духовное лекарство. Но чем совершенней вещь, тем меньше ей требуется лекарства. Таким образом, коль скоро Христос является наиболее совершенным, из этого следует, что Ему не было нужды принимать наиболее совершенное крещение (как и здоровый не нуждается в сильнодействующем лекарстве).

Раздел 3. В подобающее ли время крестился Христос?

С третьим положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос крестился в неподобающее время. В самом деле, Христос крестился, чтобы Своим примером привести к крещению других. Но считается достохвальным, если верный Христов крестится не к тридцати годам, а еще в младенчестве. Следовательно, похоже, что Христу не подобало креститься в тридцатилетнем возрасте.

Возражение 2. Далее, нигде не сказано о том, что Христос учил или сотворял чудеса до Своего крещения. Но миру было бы гораздо лучше, если бы Он учил несколько дольше, начавши учить лет с двадцати или еще раньше. Следовательно, похоже, что Христу, пришедшему ради пользы человечества, подобало креститься до достижения Им тридцати лет.

Возражение 3. Далее, все знаки всеянной Богом мудрости должны были наиболее явственно проявляться в Христе. Но в случае Даниила они проявились во времена его детства, согласно сказанному в Писании: «Возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени «Даниил»» (Дан. 13:45). Следовательно, Христос тем более должен был креститься и учить во дни Своей юности.

Возражение 4. Кроме того, крещение Иоанна было определено как к своей цели к Христу. Но «цель есть первое в намерении и последнее в исполнении». Следовательно, Он должен был принять крещение от Иоанна или раньше всех, или позже всех.

Этому противоречат следующие слова Писания: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3:21); и далее: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3:23).

Отвечаю: Христу подобало креститься по достижении Им тридцатилетнего возраста. Во-первых, потому, что Христос крестился так, чтобы тотчас после этого начать учить и проповедовать, для чего требуется достижение совершенного возраста, а именно тридцати лет. Так, мы читаем, что «Иосифу было тридцать лет от рождения», когда он принял на себя управление Египтом (Быт. 41:46). И еще мы читаем: «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился» (2 Цар. 5:4). И Иезекииль, как сказано в Писании, начал пророчествовать «в тридцатый год» (Иез. 1:1).

Во-вторых, потому что, как говорит Златоуст, «крещение Христа означало прекращение Закона, и потому Христос пришел принять крещение в том возрасте, который допускает наличие всех грехов, дабы в силу соблюдения Им Закона никто не стал упрекать Его в том, что Он отказался от Закона потому, что не мог исполнять его Сам»129.

В-третьих, потому, что крещение Христа в совершенном возрасте дает нам понять, что крещение рождает совершенного человека, согласно сказанному в Писании: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в «мужа совершенного», в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). На это же, похоже, указывает и самое свойство этого числа. Действительно, тридцать является произведением трех и десяти. При этом число три означает веру в Троицу, а число десять означает исполнение заповедей Закона, а в том и другом вместе состоит совершенство христианской жизни.

Ответ на возражение 1. Как говорит Григорий Назианзин, Христос крестился не «так, как если бы Он нуждался в очищении или как если бы Ему буде Он помедлит с крещением, угрожала некоторая опасность. Однако немалая опасность подстерегает всякого другого человека, уходящего из этой жизни без покровов нетления», то есть благодати. И хотя прекрасно сохранить чистоту после крещения, «но еще прекрасней, – говорит он, – даже подчас и слегка пятнаясь, не быть лишенным благодати вообще».

Ответ на возражение 2. Получаемую людьми от Христа пользу надлежит усматривать в первую очередь со стороны веры и смирения, которым Он споспешествовал тем, что начал учить не в Своем детстве или юности, а по достижении совершенного возраста. Вере, поскольку этим была явлена действительность Его человеческой природы, которая обусловливает телесное развитие с течением времени, и дабы никто не посчитал это развитие кажущимся, Он не пожелал явить Свою мудрость и силу до достижения Его телом совершенного возраста. Смирению, дабы никто не возомнил, что может управлять или наставлять других до достижения им совершенного возраста.

Ответ на возражение 3. Христос явился людям в качестве примера для подражания. Поэтому Ему пристало действовать в соответствии с тем, что общо всем людям согласно естественному закону, а именно начать проповедовать по достижении совершенного возраста. То же, что случается редко, по словам Григория Назианзина, не является законом Церкви, поскольку «одна ласточка еще не делает весны». Действительно, некоторым, например, Соломону, Даниилу и Иеремии, было дано наставлять и учить вопреки общему закону по особому произволению и установлению божественной Премудрости.

Ответ на возражение 4. Христу не пристало принимать крещение от Иоанна раньше или позже остальных. В самом деле, как говорит Златоуст, Христос принял крещение для того, «чтобы этим подтвердить проповедь и крещение Иоанна и чтобы Иоанн мог свидетельствовать о Нем»130. Но люди не поверили бы свидетельству Иоанна иначе, как только приняв от него крещение. Следовательно, Иоанну не подобало крестить Его прежде, чем он крестил кого-то еще. И точно также ему не подобало крестить Его последним. В самом деле, как в том же месте замечает Златоуст, «подобно тому, как солнечный свет не ожидает захода утренней звезды, но появляется тогда, когда последняя еще находится над горизонтом, помрачая ее блеск своим сиянием, точно так же и Христос не стал ждать, пока Иоанн завершит свой путь, но явился в то время, когда тот еще проповедовал и крестил».

Раздел 4. Надлежало ли Христу креститься в Иордане?

С четвертым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не должно было креститься в Иордане. Ведь действительность должна соответствовать образу. Но крещение было прообразовано переходом через Красное море, посреди которого были потоплены египтяне подобно тому, как наши грехи потопляются крещением. Следовательно, похоже, что Христу надлежало скорее креститься в море, чем в реке Иордан.

Возражение 2. Далее, «Иордан» означает «низина». Но благодаря крещению человек скорее повышается, чем понижается, в связи с чем читаем, что, «крестившись, Иисус тотчас поднялся из воды»131 (Мф. 3:16). Следовательно, дело представляется так, что Христос не должен был креститься в Иордане.

Возражение 3. Далее, как явствует из слов Писания (Нав. 4;Пс. 113:3, 5), при переходе сынов Израилевых воды Иордана «обратились назад». Но крестящиеся обращаются вперед, а не назад. Следовательно, Христу не подобало креститься в Иордане.

Этому противоречит сказанное в Писании о том, что Иисус «крестился от Иоанна в Иордане» (Мк. 1:9).

Отвечаю: сыны Израилевы вступили в землю обетованную, перейдя реку Иордан. Затем, преимуществом крещения Христа перед всеми иными крещениями является то, что оно открывает путь в царство Божие, прообразом которого была земля обетованная, в связи с чем в Писании сказано: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3:5). На это также указывает разделение вод Иордана Илией перед его вознесением на небо в огненной колеснице (4 Цар. 2), а именно потому, что путь к небесам, если так можно выразиться, открывается проходящим чрез воды крещения огнем Святого Духа. Поэтому Христу приличествовало креститься в Иордане.

Ответ на возражение 1. Переход Красного моря прообразовывал крещение с той точки зрения, что крещение смоет

грех, тогда как переход Иордана предвозвещал его с той, что оно отворит врата царства небесного, что является главным следствием крещения и исполняется только чрез Христа. Поэтому Христу в большей степени приличествовало креститься не в море, а в Иордане.

Ответ на возражение 2. При крещении мы «повышаемся» вследствие преуспевания в благодати, для чего прежде мы должны быть «понижены» смирением, согласно сказанному в Писании о том, что Бог «смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). И именно на это «понижение» указывает нам имя «Иордан».

Ответ на возражение 3. Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «Как в древности воды Иордана были обращены вспять, так ныне, когда крестился Христос, вспять обращен был поток греха». А еще можно сказать, что против нисходящего потока вод вверх потекла река благословения.

Раздел 5. Надлежало ли небесам быть отверстыми Христу при Его крещении?

С пятым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что небеса не должны были быть отверсты Христу при Его крещении. В самом деле, небеса должны быть отверсты тому, кто имеет взойти на небеса вследствие его нисхождения с небес. Но Христос всегда пребывал на небесах, согласно сказанному в Писании: «Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Следовательно, похоже, что небеса не должны были быть отверсты Ему.

Возражение 2. Далее, отверстие небес можно понимать или в телесном, или в духовном смысле. Но это не может быть понято в телесном смысле, поскольку небесные тела неуязвимы и нерушимы, согласно сказанному в Писании: «Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?» (Иов. 37:18). И точно так же это не может быть понято в духовном смысле, поскольку небеса и до того не были скрыты от глаз Сына Божия. Следовательно, представляется неправильным говорить, что когда Христос крестился, «отверзлось небо».

Возражение 3. Далее, небеса были отверсты верным посредством страстей Христовых, согласно сказанному в Писании: «Имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса, Христа» (Евр. 10:19). Поэтому на небеса могут восходить не только крестившиеся крещением Христовым и умершие прежде Его страстей. Следовательно, небеса должны были быть отверсты скорее во время страстей

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн