Скачать:PDFTXT
Сумма теологии. Том XI

причине своей дикости, «либо божеством», если его желанием является созерцание истины146. Следовательно, похоже, что Христу не должно было иметь дело с людьми.

Возражение 2. Далее, живя в этой смертной плоти, Христос должен был вести жизнь наиболее совершенную. Затем, самой совершенной жизнью, как было доказано нами во второй части (II-II, 182, 2), является жизнь созерцательная. Но созерцательная жизнь требует уединения, согласно сказанному в Писании: «Я… приведу ее в пустыню, и буду говорить в сердце ее» (Ос. 2:14). Следовательно, похоже, что Христу приличествовало вести уединенную жизнь.

Возражение 3. Далее, образ жизни Христа должен был быть одинаков, поскольку через него всегда представлялось наилучшее. Но Христос время от времени оставлял людей и искал уединения, в связи с чем Ремигий, комментируя евангелие от Матфея, говорит: «Мы читаем о том, что у Господа было три убежища: лодка, гора и пустыня, и в одно из них Он удалялся всякий раз, когда Ему докучала толпа». Следовательно, Ему приличествовало всегда вести уединенную жизнь.

Этому противоречит сказанное в Писании: «После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:38).

Отвечаю: образ жизни Христа должен был быть сообразован с целью Его Воплощения, ради которой Он пришел в мир. Затем, Он пришел в мир, во-первых, чтобы обнаружить истину Так, Он Сам говорит о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). Поэтому Ему не приличествовало скрываться и проводить жизнь в уединении, но Он должен был явиться и проповедовать людям, в связи с чем Он сказал желавшим удержать Его: «И другим городам благовествовать Я должен царство Божие – ибо на то Я послан» (Лк. 4:43).

Во-вторых, Он пришел ради того, чтобы освободить людей от греха, согласно сказанному в Писании: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15), Поэтому, как говорит Златоуст, «хотя Христос вполне мог не сходя с места привлечь к Себе всех и проповедовать им Свое учение, однако же Он поступал иначе, давая нам пример, что нужно искать гибнущих и идти к ним, как это делают ищущий заблудшую овцу пастырь и посещающий больного врач».

В-третьих, Он пришел, чтобы чрез Него, как сказано, «получили мы доступ» к Богу (Рим. 5:2). Поэтому Ему приличествовало иметь доверенных людей, приближенных к Нему и тесно связанных с Ним. В связи с этим в Писании сказано: «Когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли, и возлегли с Ним и учениками Его» (Мф. 9:10), каковые слова Иероним комментирует так: «Они видели мытаря, обратившегося от греховности к лучшей жизни, и обретали надежду на собственное спасение».

Ответ на возражение 1. Христос пожелал обнаружить Свое Божество через посредство Своей человеческой природы. Поэтому Он, как это свойственно человеку, имел дело с людьми, и в то же время обнаруживал всем Свое Божество, проповедуя, творя чудеса и живя среди людей безупречно и праведно.

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано во второй части (II-II, 182, 1; II-II, 188, 6), созерцательная жизнь в строгом смысле слова совершеннее жизни деятельной, поскольку последняя сообразуется с телесными актами. Однако тот вид деятельной жизни, при котором человек, проповедуя и уча, предоставляет плоды своего созерцания другим, то есть когда эта жизнь зиждется на изобилии созерцания, совершенней той жизни, которая ограничивается созерцанием, и именно такой была жизнь, избранная Христом.

Ответ на возражение 3. Деятельность Христа служит руководством для нас. И поскольку проповедующий не должен всегда находиться на людях, Господь иногда удалялся от толп. При этом нам приводятся три причины, почему Он поступал именно так. Во-первых, ради остальной части тела, в связи с чем читаем, что Господь сказал Своим ученикам: «»Пойдите в пустынное место и отдохните немного» (ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда)» (Мк. 6:31). Иногда это делалось ради молитвы, о чем читаем: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12), на что Амвросий замечает, что «этим Он подал нам пример и заповедь добродетели». А иногда Он поступал так для того, чтобы научить нас избегать одобрения толпы. Поэтому Златоуст, комментируя слова из евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошел на гору» (Мф. 5:1), говорит: «Сидя не в городе на рынке, а на горе в уединении, Он учил нас не делать ничего напоказ и избегать толпы, особенно если нам предстоит говорить о том, что наиболее важно».

Раздел 2. Приличествовало ли Христу проводить жизнь в этом мире в аскезе?

Со вторым положением дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу приличествовало проводить жизнь в этом мире в аскезе. Ведь Христос гораздо больше, чем Иоанн, проповедовал совершенную жизнь. Но Иоанн, желая своим примером убедить людей вести совершенную жизнь, был аскетом, о чем Писание говорит так: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). Эти слова Златоуст комментирует следующим образом: «Чудесной была сама эта выносливость человеческого тела, которая в первую очередь привлекла евреев»147. Следовательно, похоже, что Христу тем более приличествовала аскеза.

Возражение 2. Далее, пост определен к воздержанию, поскольку сказано: «Будут есть – и не насытятся; будут блудить –и не размножатся» (Ос. 4:19). Но Христос и Сам постился, и предлагал поститься другим, сказав: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного (кто может вместить –да вместит!)» (Мф. 19:12). Следовательно, похоже, что Христос должен был и Сам вести аскетическую жизнь, и требовать то же самое от Своих учеников.

Возражение 3. Далее, кажется нелепым, что человек вначале ведет строгую жизнь, а затем возвращается к жизни более легкой, поскольку это могло бы породить недоверие к нему согласно сказанному в Писании: «Этот человек начал строить – и не мог окончить!» (Лк. 14:30). Но Христос после Своего крещения начал вести очень строгую жизнь, удалился в пустыню и там постился «сорок дней и сорок ночей». Следовательно, то, что после подвизания в столь аскетической жизни Он возвратился к обычному образу жизни, представляется недолжным.

Этому противоречит сказанное в Писании: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет» (Мф. 11:19).

Отвечаю: как уже было сказано (1), в связи с целью Воплощения Христу приличествовало не вести уединенную жизнь и иметь дело с людьми. Затем, тому кто имеет дело с другими, лучше всего вести тот же образ жизни, что и они, согласно сказанному апостолом: «Для всех я сделался всем» (1 Кор. 9:22). Поэтому в том, что касается еды и питья, Христу не должно было отличаться от других. В связи с этим Августин говорит, что «об Иоанне сказано, что он «ни ест, ни пьет», потому, что он не ел и не пил то же, что и евреи. А так как Господь поступал иначе, то о Нем, напротив, сказано, что Он «ест и пьет»»148.

Ответ на возражение 1. Своим образом жизни Господь подал пример совершенства в отношении того, что само по себе связано со спасением. Но воздержание в еде и питье само по себе не связано со спасением, согласно сказанному в Писании: «Царствие Божие – не пища и питие» (Рим. 14:17). Августин, толкуя слова из евангелия от Матфея: «Оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:19), замечает, что так сказано для того, чтобы святые апостолы «уразумели, что достижение царства Божия связано не с пищей и питием, а с достойным претерпеванием бедности», поскольку они не были ни отягощены богатством, ни измучены нуждой. А еще он говорит, что в отношении подобных вещей «греховным является не пользование ими, а невоздержанность пользующегося»149. Затем, оба эти образа жизни, а именно и когда человек живет аскетически и уединенно, и когда он живет среди людей и так, как они, законны и достойны похвалы. Поэтому Господь пожелал подать людям пример обоих видов жизни.

Что же касается Иоанна, то Златоуст говорит, что «он явил нам не более, чем свою жизнь и праведность… тогда как Христос к тому же свидетельствовал посредством чудес. Поэтому в то время как Иоанн прославился своим постничеством, Сам Он избрал иной путь: ел, пил и разделял трапезу с мытарями».

Ответ на возражение 2. Как посредством воздержания люди обретают силу подчинить себе плоть, точно так же Христос, как в Себе, так и в Своих учениках, подчинил плоть силой Своего Божества. Поэтому в Писании сказано, что фарисеи и ученики Иоанна постились, а ученики Христа – нет(Мф. 9:14). Эти слова комментирует Беда и говорит, что «Иоанн не пил вина и иных крепких напитков, поскольку воздержание заслуживает похвалы там, где природа слаба. Но почему Господь, имеющий власть над природой отпускать грехи, должен избегать тех, которым Он может сообщить большую святость, чем святость воздерживающихся?».

Ответ на возражение 3. Как говорит Златоуст, «этим ты был научен тому, сколь великим благом и сколь крепким щитом против дьявола является пост, а еще – что после крещения тебе надлежит не роскошествовать, а поститься. Поэтому Он постился не как нуждающийся в посте, а ради обучения нас… По той же причине Он постился не дольше, чем Моисей или Илия, а именно чтобы Его принятие нашей плоти не представлялось чем-то неправдоподобным». Но есть, по словам Григория, и мистическое значение, а именно: Христос во время Своего поста соблюл число «сорок» потому, что сила «Десятисловия исполнилась во всех четырех книгах Святого Евангелия, поскольку если умножить десять на четыре, то получится сорок». А еще потому, что «мы живем в составленном из четырех элементов смертном теле, и его похотями мы нарушаем изложенные в Десятисловии заповеди Господни»150. Или же, как говорит Августин, «знание Творца и твари есть завершенное учение мудрости. Творец есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Тварь же отчасти невидима и есть душа, которая может быть обозначена числом три, поскольку нам предписано любить Бога трояко: всем сердцем, всей душой и всем разумением; а отчасти видима и есть тело, которое может быть обозначено числом четыре, поскольку оно подчинено жару влажности, холоду и сухости. Таким образом, если умножить десять, которое отсылает нас к полноте нравственных заповедей, на четыре, которое отсылает к телу, которому надлежит исполнять закон, то получится сорок, которое отсылает нас к тому времени, в течение которого мы печалимся и тоскуем»151. И при этом нет ничего несообразного в том, что Христос после своего поста и уединения в пустыне вернулся к обычному образу жизни. Ведь

Скачать:PDFTXT

Сумма теологии. Том XI Аквинский читать, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать бесплатно, Сумма теологии. Том XI Аквинский читать онлайн