частного умозаключения служит доказательством того, что он – человек. И точно так же, коль скоро Богу присуще соделывать чудеса посредством Своей собственной силы, то любое отдельное чудо, соделанное Христом посредством Его собственной силы, является достаточным доказательством Его Божества.
Вопрос 44. О каждом виде чудес по отдельности
Далее мы исследуем каждый из видов чудес: 1) чудеса, которые Он соделал в духовных субстанциях; 2) чудеса, которые Он соделал в небесных телах; 3) чудеса, которые Он соделал в человеке; 4) чудеса, которые Он соделал в неразумных тварях.
Раздел 1. Были ли надлежащими те чудеса, которые Христос соделал в духовных субстанциях?
С первым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что те чудеса, которые Христос соделал в духовных субстанциях, были ненадлежащими. В самом деле, среди духовных субстанций святые ангелы занимают более высокое положение, чем демоны, поскольку, по словам Августина, «отступившийся и прегрешающий дух жизни разумной управляется духом разумной жизни благочестивым и праведным»184. Но нам ничего не сказано о тех чудесах, которые были соделаны Христом в добрых ангелах. Следовательно, Ему не должно было соделывать чудеса и в бесах.
Возражение 2. Далее, чудеса Христа были определены к обнаружению Его Божества. Но Божество Христа не должно было открыться демонам, поскольку это воспрепятствовало бы тайне Его страстей, согласно сказанному в Писании: «Если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8). Следовательно, Ему не должно было соделывать чудеса в бесах.
Возражение 3. Далее, чудеса Христа были определены к славе Божией, в связи с чем читаем, что «народ же, видев» исцеление Христом расслабленного, «удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:8). Но демоны не участвуют в прославлении Бога, поскольку «неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15:9). По той же самой причине «Он запрещал им сказывать» (Лк. 4:41) о том, что обнаруживало Его чудеса в бесах.
Возражение 4. Кроме того, чудеса Христа были определены к спасению человечества. Но подчас изгнание демонов из людей причиняло последним вред: в одних случаях – их телу (так, мы читаем, что демон по велению Христа, «вскрикнув и сильно сотрясши» человека, «вышел; и он сделался, как мертвый – так что многие говорили, что он умер» (Мк. 9:25, 26)); в других же случаях – тому, во что Он посылал демонов по их просьбе (например, в свиней, которые бросились с крутизны в море, в связи с чем жители этих мест «просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:31 – 34)). Следовательно, то, что Он соделывал подобные чудеса, представляется ненадлежащим.
Этому противоречит предвозвещенное в Писании: «Я… нечистого духа удалю с земли» (Зах. 13:2).
Отвечаю: соделанные Христом чудеса являлись подтверждением проповедуемой Им веры. Затем, властью Своего Божества Он должен был спасти имеющих уверовать в Него от власти демонов, согласно сказанному в Писании: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31). Поэтому помимо других чудес Ему надлежало соделать чудеса избавления тех, кем завладели демоны.
Ответ на возражение 1. Подобно тому, как люди должны были быть избавлены Христом от власти демонов, точно так же Ему надлежало привести их к дружескому общению с ангелами, согласно сказанному в Писании: «Все… умиротворив чрез Него, кровию креста Его (и земное, и небесное)» (Кол. 1:20). Поэтому в отношении ангелов должно было не являть чудеса, а являть им самих ангелов, как это имело место при Рождестве, Воскресении и Вознесении.
Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «Христос дал узнать Себя демонам настолько, насколько пожелал, а пожелал настолько, насколько было нужно. Дал узнать Себя не так, как святым ангелам, которые соучаствуют в Его блаженной вечности, но дал узнать посредством некоторых временных проявлений Своей власти»185. Так, поначалу увидев, что Христос, постившись, взалкал, они посчитали, что Он – не Сын Божий. Поэтому, комментируя слова из евангелия от Луки: «Если Ты – Сын Божий» и т д. (Лк. 4:3), Амвросий говорит: «Что еще это может означать как не то, что хотя ему и было ведомо о пришествии Сына Божия, тем не менее он не мог помыслить, что Тот явится в немощной плоти?». Но когда впоследствии дьявол увидел, что Он соделывает чудеса, у него возникло подозрение, что Он – Сын Божий. Поэтому Златоуст, комментируя слова из евангелия от Марка: «Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Мк. 1:24), говорит, что «он ничего не знал и даже не догадывался о пришествии Божием», но, тем не менее, знал, что Он был «предвозвещенным Законом Христом», в связи с чем читаем, что «они знают, что Он – Христос» (Лк. 4:41). Однако это знание о том, что Он – Сын Божий, было скорее предположительным, чем уверенным, и потому Беда, комментируя слова из евангелия от Луки (Лк. 4:41), говорит, что «демоны признают Сына Божия, и, как сказано далее, «они знают, что Он – Христос». Когда дьявол увидел Его ослабленным постом, то понял, что Он был настоящим человеком, но когда не смог превозмочь Его своим искушением, то засомневался, не Сын ли Он Божий. Теперь же, увидев силу Его чудес, он или понял, или заподозрил, что Он – Сын Божий. Поэтому причину того, что он убеждал евреев распять Его, нужно усматривать не в том, что он не считал Его Христом или Сыном Божиим, а в том, что он не предвидел, что Его смерть нанесет ему поражение. Поэтому апостол и говорит о сокровенной тайне, предназначенной прежде веков, которую «никто из властей века сего не познал (ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы)»» (1 Кор. 2:7,8).
Ответ на возражение 3. Чудесные изгнания демонов Христом были произведены ради людей, дабы они могли славить Его, а никак не ради демонов, и потому Он запретил им говорить и славить Его. И так это потому, что во-первых, этим Он подал нам пример. Так, по словам Афанасия, «Он запретил ему говорить, хотя он и говорил истину, чтобы научить нас не обращать внимания на подобные вещи, хотя, возможно, они и истинны. Ведь учиться у дьявола, имея Священное Писание, нелепо». К тому же это может оказаться опасным, поскольку к истине демоны обычно подмешивают ложь. Во-вторых как говорит Златоуст, «им не приличествовало усваивать себе достоинство апостольского служения. И при этом не должно было допускать, чтобы тайна Христова была засвидетельствована лживым языком», поскольку «неприятна похвала в устах грешника». В-третьих, потому, что, как говорит Беда, «Он не хотел, чтобы это возбудило зависть евреев». Поэтому «даже апостолам было наказано не говорить о Нем; ведь если бы о Его божественном величии стало известно, был бы отсрочен дар Его страстей».
Ответ на возражение 4. Христос пришел для того, чтобы проповедовать и соделывать чудеса ради блага человека, и в первую очередь – ради спасения его души. Поэтому Он дозволял изгоняемым Им демонам причинять человеку некоторый вред – либо его телу, либо его имуществу – ради спасения души человека, а именно для его обучения. Поэтому Златоуст, комментируя слова из евангелия от Матфея (Мф. 8:32), говорит, что Христос дозволил демонам войти в свиней «не потому, что уступил демонам, но, во-первых, чтобы показать… насколько вредны нападающие на людей демоны; во-вторых, чтобы все могли убедиться в том, что демоны без Его дозволения не смеют вредить даже свинье; в-третьих, чтобы стало очевидно, что не будь люди защищены божественным Провидением, они обходились бы с ними еще хуже, чем со свиньями».
По той же причине Он попустил освобожденному от демона человеку вначале тяжко страдать, хотя и быстро избавил его от страдания. Кроме того, как говорит в своем комментарии к евангелию от Марка (Мк. 9:25) Беда, этим нам дается понять: «Когда, согрешив, мы стремимся вернуться к Богу, то часто испытываем новые и еще более тяжкие нападения древнего врага, желающего или внушить нам отвращение к добродетели, или отомстить за позор своего поражения». Кроме того, по словам Иеронима, «человек, который был исцелен, сделался как мертвый потому что об исцеленных сказано: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3)».
Раздел 2. Приличествовало ли Христу соделывать чудеса в небесных телах?
Со вторым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествовало соделывать чудеса в небесных телах. В самом деле, как говорит Дионисий, «божественному Промыслу подобает не разрушать, а поддерживать всяческую природу»186. Но небесные тела, как доказано в первой главе трактата «О небе», по своей природе неизменны и не подвержены воздействиям187. Следовательно, Христу не приличествовало причинять какие-либо изменения в порядке небесных тел.
Возражение 2. Далее, течение времени обозначено движением небесных тел, согласно сказанному в Писании: «Да будут светила на тверди небесной… для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14). Таким образом, изменение в движениях небесных тел должно повлечь за собой изменение в различиях и порядках времен. Но у нас нет свидетельств того, что это было замечено астрономами, «наблюдателями небес и звездочетами» (Ис. 47:13). Следовательно, похоже, что Христос не произвел каких-либо изменений в движениях небесных тел.
Возражение 3. Далее, Христу более приличествовало соделывать чудеса при жизни и проповедовании, чем после смерти: как потому что «хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» (2 Кор. 13:4), посредством которой Он соделывал чудеса; так и потому, что Его чудеса служили подтверждением Его учения. Но нигде не сказано о том, что Христос во времена Своего служения соделывал какие-либо чудеса в небесных телах; более того, Матфей пишет о том, что он отказал фарисеям в их просьбе «показать им знамение с небес» (Мф. 16:1 – 4). Следовательно, похоже, что и после Своей смерти Ему не должно было соделывать какие-либо чудеса в небесных телах.
Этому противоречит сказанное в Писании: «И сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце» (Лк. 23:44, 45).
Отвечаю: как уже было сказано (43, 4), чудеса подобали Христу, поскольку служили достаточным доказательством Его Божества. Но произведенные в низших телах изменения, коль скоро они могут быть обусловлены и иными причинами, не выглядят столь достаточным доказательством, как изменения, произведенные в движениях небесных тел, которые были установлены Богом в неизменном порядке. Об этом Дионисий в послании к Поликарпу говорит так: «Должно признать, что в порядке движения небес не может быть никаких изменений помимо тех, которые причиняются Тем, Кто Своим словом сотворил все и все изменяет». Следовательно, Христу надлежало соделывать чудеса в небесных телах.
Ответ на возражение 1. Подобно тому, как низшие тела естественным образом подвигаются превосходящими их