правоту воли, так и природе человека, которой подобает подвигаться не силой, а свободной волей. Поэтому Христос внутренне оправдывал человека посредством божественной силы, но не против его воли. Притом это надлежит относить не к Его чудесам, а к цели Его чудес. И точно так же посредством божественной силы Он всевал мудрость в наивные умы Своих учеников, в связи с чем сказал им: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21:15). Однако это просвещение должно рассматривать как чудо не в той мере, в какой оно было внутренним, но – только в той, в какой оно было связано с внешними актами, а именно постольку, поскольку люди видели, что те, которые прежде были неграмотными простецами, заговорили уверенно и мудро. Поэтому в Писании сказано, что евреи, «видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они – люди некнижные и простые… удивлялись» (Деян. 4:13). Но хотя такого рода духовные следствия отличаются от видимых чудес, тем не менее и они свидетельствуют о силе и учении Христа, согласно сказанному апостолом: «При засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого» (Евр. 2:4).
Однако Христос соделывал некоторые чудеса и в человеческих душах, изменяя, как правило, их низшие способности. В связи с этим Иероним, комментируя сказанное в евангелии от Матфея: «Он встал, и последовал за Ним» (Мф. 9:9), говорит: «Проступавшие сквозь Его человеческое обличье слава и величие Его потаенного Божества были таковы, что вглядевшиеся в них сразу же устремлялись к Нему». А на слова из евангелия от Матфея: «Иисус… выгнал всех продающих и покупающих» (Мф. 21:12), тот же Иероним говорит: «Из всех соделанных Господом знамений наиболее удивительным мне представляется то, что один человек в те жестокие времена смог ударами одного бича разогнать такое множество. Воистину, пламя небесного света сверкало в Его очах, и во всем обличий Его зрелась мощь Его Божества». И Ориген, комментируя слова из евангелия от Иоанна (Ин. 2:15), говорит, что «это чудо было куда большим, чем превращение Им воды в вино, поскольку там Он явил Свою силу над неодушевленной материей, тогда как здесь Он смирил умы тысяч людей». И Августин, комментируя сказанное в евангелии от Иоанна: «Они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:6), говорит: «Хотя эта толпа была ожесточена ненавистью и грозна оружием, однако всего одно слово… безо всякого оружия поразило их, обратило вспять и повергло наземь, поскольку под той плотью было скрыто Божество». К этому же относится и сказанное Лукой, а именно, что «Иисус, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:30), относительно каковых слов Златоуст замечает: «То, что Он стоял посреди тех, кто желал свергнуть Его, и не был ими схвачен, свидетельствует о силе Его Божества»191. И на слова из евангелия от Иоанна: «Иисус скрылся, и вышел из Храма» (Ин. 8:59), Феофилакт говорит: «Он не прятался по углам Храма, как если бы их боялся, и не искал защиты за стенами или колонами, но, сделавшись невидимым для угрожавших Ему посредством Своей небесной силы, Он прошел посреди них».
Из всего этого очевидно, что Христос, когда желал, посредством Своей божественной силы изменял людские умы, причем не только даря им праведность и всевая мудрость, что принадлежит цели чудес, но также и внешне привлекая людей к Себе или же ужасая и ошеломляя их, что непосредственно принадлежит чудесам.
Ответ на возражение 2. Христос пришел ради того, чтобы спасти мир не только посредством божественной силы, но и посредством тайны Своего Воплощения. Поэтому, исцеляя больного, Он часто прибегал не только к Своей божественной силе, исцеляющей по Его желанию, но также применял кое-что из того, что относилось к Его человеческой природе. Поэтому Кирилл, комментируя слова из евангелия от Луки: «Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк. 4:40), говорит: «Хотя, будучи Богом, Он мог одним словом устранить все болезни, Он, однако же, прикасался к ним, тем самым давая понять, что и Его плоть была наделена силой исцеления». Что же касается слов из евангелия от Марка о том, что Он, «плюнув ему на глаза, возложил на него руки» и т. д., то Златоуст замечает: «Он плюнул и возложил Свои руки на слепого, желая показать, что чудо соделывает Его божественное слово, сопровождаемое Его деянием, поскольку руки указывают на деяние, а плевок указывает на исходящее из уст слово». А Августин, комментируя слова из евангелия от Иоанна: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Ин. 9:6), говорит: «Из плевка Он сделал брение, поскольку «Слово стало плотию»». Или же, согласно Златоусту, «чтобы показать, что Он создал «человека из праха земного»».
Кроме того, говоря о чудесах Христа, должно иметь в виду что все, что Он делал, было наиболее совершенным в своем роде. Поэтому Златоуст, комментируя слова из евангелия от Иоанна: «Всякий человек подает сперва хорошее вино» (Ин. 2:10), говорит: «Чудеса Христовы как таковые своим великолепием и пользой превосходили дела природы». И точно так же он сообщал исцеляемым Им совершенное здоровье. Поэтому Иероним, комментируя слова из евангелия от Матфея: «Она встала и служила им» (Мф. 8:15), говорит: «Восстановленное Господом здоровье возвращалось незамедлительно и в полном объеме».
В случае же исцеления слепорожденного имело место нечто иное потому что, по мнению Златоуста, на то была особая причина, а именно недостаток его веры. Или, как замечает Беда, толкуя слова из евангелия от Марка (Мк. 8:23), «тех, кого Он мог исцелить полностью и мгновенно единственным Своим словом, Он исцелял постепенно, дабы явить нам всю глубину человеческой слепоты, которая только небольшими шажками и по чуть-чуть может возвращаться к свету, и показать, что каждый такой шажок к совершенству может быть пройден исключительно с помощью Его благодати».
Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (43, 2), Христос соделывал чудеса посредством божественной силы, Божий же дела совершенны (Вт. 32:4). Затем, совершенным является только то, что достигает своей цели. Но целью внешнего исцеления, произведенного Христом, являлось исцеление души. Таким образом, Христу не подобало исцелять тело человека без исцеления его души. Поэтому Августин, комментируя слова из евангелия от Иоанна: «Я всего человека исцелил в субботу» (Ин. 7:23), говорит: «Поскольку он был исцелен во всем теле и уверовал всею душой». Расслабленному человеку было особо сказано: «Прощаются тебе грехи твои» потому, что, как замечает Иероним, комментируя слова из евангелия от Матфея (Мф. 9:5, 6): «Нам тем самым дается понять, что телесные болезни нередко возникают из-за греха, в связи с чем, возможно, для возвращения здоровья вначале нужно отпустить являющиеся причиной болезни грехи». По той же причине сказано: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже!» (Ин. 5:14). «Из этих слов, – говорит Златоуст, – мы узнаем, что его болезнь была следствием греха».
Однако, как замечает в своем комментарии к евангелию от Матфея (Мф. 9:5) Златоуст, «насколько душа важнее тела, настолько же прощение грехов является большим деянием, чем исцеление тела; но поскольку первое невидимо, Он соделывал меньшее и видимое, чтобы через посредство этого доказать большее и невидимое».
Ответ на возражение 4. . своем комментарии к словам из евангелия от Матфея: «Смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:30), Златоуст пишет: «Если в другом месте Он говорит: «Иди и расскажи, что сотворил тебе Бог», то здесь нет никакого противоречия. Ведь так Он учит нас запрещать хвалить нас за наши собственные дела, но если речь идет о прославлении Бога, то мы не только не должны это запрещать, но, напротив, должны требовать, чтобы это исполнялось».
Раздел 4. Надлежащим ли образом Христос соделывал чудеса в неразумных тварях?
С четвертым положением дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос соделывал чудеса в неразумных тварях ненадлежащим образом. Так, скот возвышеннее растений. Но Христос соделывал чудеса в растениях, как, например, когда по Его слову засохла смоковница (Мф. 21:19). Следовательно, Христу также надлежало соделывать чудеса и в скотах.
Возражение 2. Далее, наказание справедливо при наличии вины. Но смоковница не была виновна в том, что Христос не нашел на ней никакого плода, поскольку «еще не время было собирания смокв» (Мк. 11:13). Следовательно, похоже, что Ему не подобало ее засушивать.
Возражение 3. Далее, воздух и вода находятся между небом и землей. Но Христос, как сказано (2), соделывал некоторые чудеса в небесах, и точно так же – в земле, как когда она потряслась во время Его страстей (Мф. 27:51). Следовательно, похоже, что Он должен был также соделывать чудеса в воздухе и воде, например, подобно Моисею разделить море (Исх. 14:21) или подобно Иисусу Навину (Нав. 3:16) и Илии (4 Цар. 2:8) – реку, или причинить сотрясший воздух гром, как это имело место у горы Синай при сообщении Закона (Исх. 19:16), или что-то подобное тому, что делал Илия (3 Цар. 18:45).
Возражение 4. Кроме того, чудесные дела являются делами управляющего миром божественного Промысла. Но такие дела предполагают наличие того, что было сотворено ранее. Поэтому представляется неправильным, что в Своих чудесах Христос использовал само сотворение, как, например, когда Он умножил хлебы. Следовательно, Его чудеса в отношении неразумных тварей представляются ненадлежащими.
Этому противоречит следующее: Христос есть «Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), о которой сказано, что она «все устрояет на пользу» (Прем. 8:1).
Отвечаю: как уже было сказано, чудеса Христовы были определены к той цели, чтобы Он был узнан как наделенный божественной силой ради спасения человечества. Но божественной силе присуще властвовать над всяческой тварью. Поэтому Ему приличествовало соделывать чудеса во всяком виде твари – не только в человеке, но и в неразумных вещах.
Ответ на возражение 1. Скоты близки человеку по роду, по каковой причине они были созданы в тот же день, что и человек. И коль скоро Он соделал много чудес в людских телах, Ему не было нужды соделывать чудеса еще и в телах скотов, да и вообще всех земных животных, если принимать во внимание их чувственную и материальную природу. А вот рыбы, обитая в воде, во многом чужды человеческой природе, по каковой причине они были созданы в другой день. В отношении них Христос соделал чудо обильного улова, о чем читаем в Писании (Лк. 5;Ин. 21), а также чудо нахождения Петром в рыбе статира (Мф. 17:27). Что же касается бросившихся в море свиней, то это произошло не вследствие божественного чуда, а по причине